Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Исследование

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ: ОТЗЫВЫ ПОКУПАТЕЛЕЙ

ПРОДУКТОВЫЙ РИТЕЙЛ ХОЧЕТ МЕНЯТЬСЯ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капитал»

Торговые тенденции

Торговые тенденции, начало апреля, 2009

Согласно данным Федеральной таможенной службы (ФТС), крупнейшие импортеры Diageo, Bacardi, Whitehall и «Руст Инк» за январь-февраль 2009 года снизили поставки в Россию на 40-60% по сравнению с аналогичным периодом 2008-го.

Семена:

САЖАТЬ СТАНУТ БОЛЬШЕ

Россияне начали активно закупать посадочный картофель, а также семена других овощных культур. По словам экспертов, объемы продаж в разы выше, чем весной прошлого года.

По данным Росстата, огороды минувшим летом возделывали 13,6 млн городских семей (42%), при этом средний размер участка составлял семь соток. На пике кризиса в середине 90-х огородничеством занимались 22 млн. семей из числа горожан (69%), а средний размер участка был на сотку больше нынешнего.

Эксперты считают, что сеять и сажать этой весной россияне станут больше. А у производителей семян и сельхозинвентаря повысятся продажи. Научный руководитель Института национальной стратегии Никита Кричевский рекомендует «делать бизнес на семенах, лейках и тяпках».

Опрошенные порталом BFM.ru участники и эксперты рынка семян уже отмечают значительное увеличение спроса на семена овощных культур.

«В условиях кризиса вместо газонной травы люди могут начать выращивать огурцы, помидоры, картофель», —  пояснил начальник управления земельного контроля Россельхознадзора Владимир Попович.

«На даче человек может зарабатывать себе на жизнь абсолютно спокойно. Поставил две теплицы на шесть соток и работай на рынок», — соглашается с Владимиром Поповичем директор компании «Семко-Юниор» Юрий Алексеев. Руководитель одного из крупных участников российского рынка семян приводит статистику, согласно которой до 90% картофеля и до 75% овощей в России производится на дачных участках. Остальное же — приходится на импорт и профессиональный рынок.

Председатель Союза садоводов Москвы и главный редактор газеты «Ваши 6 соток» Андрей Туманов оценивает ежегодный оборот российского рынка посадочного материала не менее чем в 1 млрд долларов. По его словам, в России 40 миллионов людей, которые занимаются садоводством и огородничеством, при этом каждый из них покупает семян примерно на 200-300 рублей в год.

При этом многие огородники опасаются низкого качества семян и подделок на рынке. Согласно оценке Владимира Поповича, доля фальсификата превышает 30%. Много и несертифицированных семян, а также снабженных поддельными сертификатами.

«Самый яркий фальсификат, который уже много лет радует российских садоводов и огородников, — «вьющаяся земляника» или «вьющаяся клубника». Такого биологического вида не существует — это все равно, что «вьющаяся свекла». Россельхознадзор штрафовал фирму-производителя несколько раз, но за шесть лет на нее не завели даже уголовного дела», — рассказал Туманов. Он также отметил, что в России сейчас много умирающих семеноводческих хозяйств, они не могут продать свою продукцию, потому что фирмам выгодно закупаться за границей.

К слову, увлечение горожан огородничеством в связи с кризисом — это общемировая тенденция. По данным ООН, так называемые «городские фермеры» производят 15% продовольствия. В Лондоне огороды возделывает каждый седьмой житель, в Ванкувере (Канада) — каждый второй. Помимо выращивания овощей и фруктов горожане во многих странах мира разводят на своих участках домашнюю птицу и кроликов.

А по данным Национальной ассоциации садоводов США, на 2009 год прогнозируется 19%-ный рост активности американцев в этой сфере. Основой для прогноза послужили первые результаты весенних продаж семян и телефонный опрос. Пятая часть респондентов заявила, что планирует в этом году выращивать съедобные культуры в собственном саду, а более половины опрошенных уже сокращают таким способом расходы на продукты питания.

Алкоголь:

ЭЛИТНОГО СТАЛО МЕНЬШЕ

Согласно данным Федеральной таможенной службы (ФТС), крупнейшие импортеры Diageo, Bacardi, Whitehall и «Руст Инк» за январь-февраль 2009 года снизили поставки в Россию на 40-60% по сравнению с аналогичным периодом 2008-го. Одновременно начала снижаться и средняя стоимость ввозимого алкоголя.

Согласно данным ФТС по объемам ввоза алкоголя крупнейшими импортерами за январь-февраль 2009 года Bacardi (вермуты Martini и Bacardi, водки Finlandia и Grey Goose) сократил поставки до 1,3 млн л (показатель аналогичного периода прошлого года — 3,2 млн л), «ВХ Импорт» (импортер продукции холдинга Whitehall: коньяка Hennessy, шампанского Krug, Veuve Clicquot, Dom Perignon, Moet & Chandon) с 815 тыс. л до 400 тыс. л, «Руст Инк» (коньяк Remy Martin, вермуты Cinzano и Campari) — с 1 млн л до 0,58 млн л. Компания Diageo (виски Johnnie Walker, ликер Baileys, джин Gordon`s) в январе-феврале прошлого года ввезла 1,3
млн л алкоголя, а за этот же период 2009-го всего 139 тыс. л.

Возможно, падение ввоза вызвано тем, что в середине 2008 года импортеры не смогли предвидеть снижения спроса в ноябре-декабре и делали заказы на предновогодние поставки из расчета 15-20-процентного роста по сравнению с концом 2007 года. Поэтому у компаний скопились обширные стоки, которые и распродавались вплоть до 8 марта.

Падение спроса в конце 2008 и начале 2009-го уже зафиксировали и ритейлеры. По словам директора по закупкам управляющей компании группы «Виктория» Вячеслава Волкова, падение в премиальном сегменте импортного алкоголя началось с января, когда его продажи сократились на 20%. «В феврале падение продаж премиального и субпремиального импортного алкоголя продолжилось, средний сегмент тоже немного упал, а низкий вырос до 10%», — комментирует Волков.

Падение спроса на элитный импортный алкоголь в первую очередь связано с его подорожанием в среднем на 30%, утверждают эксперты. Повышение отпускных цен продолжается и сейчас: 1 апреля на 5-15% вырастут в цене бренды Pernod Ricard (виски Chivas Regal, Jameson, коньяк Martell, джин Beefeater).

Внешнеторговая статистика свидетельствует, что сами импортеры не уверены, что слишком дорогая продукция будет востребована.

Зерно:

ЦЕНЫ СНИЖАЮТСЯ

В Алтайском крае произошло снижение закупочной цены на зерно, а крестьянин надеется на госзакупки.

Цена на зерно третьего класса уменьшилась в среднем на 300 рублей. В конце марта ценовой минимум зарегистрирован на отметке 5,5 тысячи рублей, максимум  — 6,05 тысячи рублей, средняя цена — 5,655 тысячи рублей. В прошлом году в этот период цена на зерно колебалась в районе восьми тысяч рублей.

По мнению заместителя гендиректора компании «Алтайагропрод» Алексея Нагорнова, изменение ценовой политики переработчиков непосредственно связано с прошедшей в феврале «Зимней зерновой конференцией 2009». На форуме выступал президент Российского Зернового Союза Аркадий Злочевский. По его словам, в мире и России огромное количество зерна. Это, в свою очередь, навело переработчиков на мысль о том, что в сложившейся ситуации крестьянину будет некуда деться и он все равно продаст зерно по минимальной цене. К тому же впереди посевная и хозяйствам необходимы деньги.

Однако, как считает Нагорнов, подобное мнение ошибочно. «В Сибирь никто не повезет дешевое зерно. Льготный железнодорожный тариф действует только в направлении из Сибири. А в Сибирь льготного тарифа нет», — говорит он. Также он предупреждает, что в Алтайском крае уже на 15% меньше зерна по сравнению с уровнем прошлого года на аналогичную дату.

Спад цены спровоцировал возобновление интереса алтайских хозяйств к государственной интервенции. Они снова стали участвовать в биржевых торгах. Напомним, что интервенция начала сходить на «нет» приблизительно с начала февраля из-за увеличения свободной рыночной цены на зерно до 6200-6500 рублей. В то же время с 1 декабря 2008 года государство закупает зерно по цене 6000 рублей.

Алексей Нагорнов сообщил, что в регионе есть уже немало случаев, когда перерабатывающие предприятия из-за нехватки средств остаются должны крестьянам за зерно. Они не могут рассчитаться на протяжении двух-трех месяцев. А в случае с интервенцией люди сразу получают расчет, что также влияет на выбор крестьян в пользу государственных закупок.

Мясо:

ПРОИЗВОДСТВО ВЫРОСЛО

Производство мяса в России, включая субпродукты I категории, в январе-феврале 2009 года выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 10,5% и составило 484 тыс. тонн, свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат).

Производство колбасных изделий за январь-февраль текущего года составило 332 тыс. тонн, уменьшившись по сравнению с двумя месяцами прошлого на 8,9%.

Производство цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) за 2 месяца текущего года составило 1,6 млн тонн, снизившись на 0,1%.

Муки за январь-февраль текущего года было произведено 1,6 млн тонн, что на 7% больше аналогичного периода прошлого года.

Производство крупы увеличилось на 29,1% и составило 207 тыс.тонн.

Хлеба и хлебобулочных изделий было произведено 1,1 млн тонн, что на 3,1% ниже уровня января-февраля 2008 года.

На 9,1% уменьшилось кондитерских изделий — до 393 тыс. тонн.

Производство водки снизилось на 21% — до 12,8 млн дкл.

Сахар:

«СЛАДКАЯ» ИНФЛЯЦИЯ

Продовольственная инфляция в России становится все более «сладкой» на вкус. С начала года цены на сахар-песок выросли на четверть. Столь стремительно не дорожают никакие другие продукты.

С 11 по 16 марта цены в стране выросли на 0,2%, с начала месяца — на 0,6%, а с начала года — на 4,7%, сообщил Росстат. Среди продовольственных товаров «пальму первенства» держит сахар-песок, который с начала года подорожал на 25%. В чем же дело?

Глава Минсельхоза Алексей Гордеев перед тем, как отправиться губернаторствовать в Воронежскую область, заявил, что во всем виноваты спекулянты. Они, дескать, видят повышенный спрос на этот продукт, поэтому задирают цены. Но эта причина не единственная.

Дело в том, что производство и потребление сахара в России носит сезонный характер. Свекловичный сахар в основном производится в сентябре-ноябре, а сырцовый — в марте-июле. Поэтому дешевое свекловичное сырье наши предприятия уже переработали и перешли на импортный сырец. А его цена напрямую зависит от курса доллара. К тому же ввозные пошлины в этом году установлены на более высоком уровне, чем раньше.

Вместе с ростом цены на сахар будет дорожать и вся «кондитерка» — сгущенка, конфеты, печенье и т.п. Ростом цен на сахар обеспокоен первый вице-премьер Виктор Зубков, и не исключено, что по итогам совещания по этому вопросу в начале апреля антимонопольной службе будет дано указание проследить за всей товаропроводящей цепочкой, начиная от завода и заканчивая прилавком магазина.

По сообщениям изданий: "Новые известия", "Ньюсру", "Финансовые известия", ИА "Финмаркет", finiz.ru, finmarket.ru, kommersant.ru, regnum.ru

"Капитал", иркутский торговый журнал № 6 (278) от 06.04.2009


  • Число просмотров: 1554

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть