Архив журнала «Капитал»
Вопрос-ответ
Вправе ли новый арендодатель поднять цену?
Современные реалии заставляют предпринимателей искать пути экономии и строго следить за своими расходами. Имеет ли право арендодатель повысить плату? Кто должен нести расходы по капремонту основных средств? Как зарегистрировать предприятие, сэкономив свое время? Появление таких вопросов сегодня вполне закономерно. Ответы на них — в очередном выпуске рубрики.
ЗАМЕНА ДВИГАТЕЛЯ — КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ?
У предприятия в аренде находится основное средство, которое используется для своих нужд (элеватор для разгрузки цемента). Но так как двигатель вышел из строя, организации-арендатору пришлось купить новый стоимостью 1,5 млн рублей. Считается ли установка нового двигателя улучшением основного средства, и как в этом случае оно отражается в бухгалтерском и налоговом учете арендатора?
— В соответствии с п.27 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 затраты на восстановление основных средств увеличивают стоимость объекта основных средств, если после окончания работ по модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств.
В соответствии с п.2 ст.257 НК РФ к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.
Как следует из вопроса, произведена замена электродвигателя в связи с его выходом из строя. Данные работы не подпадают под определение модернизации, реконструкции и технического перевооружения. Таким образом, речь идет о проведении капитального ремонта основных средств. Порядок эксплуатации арендованного основного средства регулируется гл.34 Гражданского кодекса Российской Федерации «Аренда».
Согласно ст.616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать арендованное имущество в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Что касается капитального ремонта арендованного имущества, то обязанность производить капитальный ремонт ГК РФ возложена на арендодателя, если иное не будет предусмотрено договором аренды.
Таким образом, в случае, если договором аренды предусмотрено, что проведение капитального ремонта осуществляется за счет арендатора, расходы на его проведение могут быть учтены арендатором в составе прочих расходов для целей налогообложения прибыли в порядке, предусмотренном ст.260 НК РФ.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 в бухгалтерском учете расходы арендатора на проведение капитального ремонта арендованных основных средств, используемых в процессе производства, являются расходами по обычным видам деятельности.
В случае если обязанность проведения капитального ремонта возложена на арендодателя, арендатор не вправе учитывать для целей налогообложения расходы на проведение капитального ремонта, так как они не соответствуют критериям, установленным п.1 ст.252 НК РФ.
ХОЧУ ОТКРЫТЬ АВТОМОЙКУ
Собираюсь открыть мобильную автономную ручную автомойку. Являюсь гендиректором ООО, фирма регистрировалась как строительная, но на данный момент не работает. Какие документы и в каких организациях необходимо получить для открытия такого вида автомойки и нужно ли вносить какие-либо изменения в регистрационные документы ООО, если там прописаны прочие виды услуг?
— По правилам СЭС расстояние от автомойки до жилых домов должно составлять не менее
Для открытия автомойки вам необходимо оформить следующие документы:
– разрешение от управы района, на чьей территории расположена автомойка;
– заключение СЭС и Государственного пожарного надзора.
Также необходимо иметь:
– договор на вывоз твердых бытовых отходов и уборку прилегающей территории; документ о регистрации ККТ;
– ситуационный план с указанием границ земельного участка, договор аренды земельного участка.
Если в уставе организации содержится условие, что общество вправе заниматься любым другим видом деятельности, не запрещенным законом, вы вправе не вносить изменения в учредительные документы. Желательно только внести изменения в ЕГРЮЛ о видах деятельности, подав в ФНС заявление по форме Р14001 (утв. постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439).
Коды ОКВЭД, которые необходимо указать в заявлении, вы можете посмотреть в постановлении Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-СТ «О принятии и введении в действие ОКВЭД».
Подпись заявителя на заявлении заверяется в нотариальном порядке.
Поскольку строительная деятельность подлежит лицензированию, то в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» действие лицензии прекращается на основании принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата (правопреемника лицензиата — юридического лица) о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности.
Если строительная лицензия была получена, то вам необходимо будет подать соответствующее заявление. После успешной процедуры регистрации необходимо также получить новое информационное письмо Росстата.
ТОЛЬКО В СООТВЕТСТВИИ С ДОГОВОРОМ
Являюсь арендатором нежилого помещения. Недавно случайно узнал о купле-продаже арендованного мной помещения. Выписка из ЕГРП подтвердила данный факт. Уведомлений о замене стороны по договору аренды мне не поступало. В настоящее время новый собственник увеличил арендную плату и требует ее незамедлительного перечисления. Вопрос: правомерны ли такие действия?
— В данной ситуации необходимо отметить несколько аспектов:
1. В арендных правоотношениях имеет место обязательство по выплате арендной платы, следовательно, в случае замены арендодателя в договоре аренды применяются нормы о перемене лиц в обязательстве путем перехода прав кредитора к другому лицу (гл. 24 ГК РФ). В частности, ст.384 ГК РФ гласит: «Должник вправе не исполнять обязательство новому кредитору до представления ему доказательств перехода требования к этому лицу». По действующему законодательству все изменения к договору оформляются в виде дополнительного соглашения, которое представляет собой волеизъявление сторон.
2. В соответствии с п.1 ст.617 ГК РФ «Переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды».
А в соответствии с п.1 ст.614 ГК РФ «Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды».
Следовательно, при переходе прав собственника к другому лицу внесение изменений в договор аренды (в том числе и в части изменения величины арендной платы) возможно только в соответствии с нормами, установленными в самом договоре.
В случае нарушения новым собственником норм гражданского законодательства вы можете обратиться за защитой своих прав в Арбитражный суд. Однако когда срок договора закончится, при заключении договора на новый срок собственник имеет право изменить условия договора, в т.ч. и в части размера и условий внесения арендной платы.
В КАКУЮ НАЛОГОВУЮ СДАВАТЬ ОТЧЕТЫ?
Будем регистрировать ИП на супругу. Мы с супругой живем в одном районе города, а прописана она у родителей в другом. Есть ли возможность сдавать отчеты в налоговую рядом с домом, где мы живем? И как быть с регистрацией ККМ в этом случае?
— В соответствии с нормами ст.83 НК РФ, а также согласно п.3 ст.8 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» индивидуальные предприниматели подлежат государственной регистрации и постановке на учет в налоговом органе по месту жительства.
Адрес места жительства в Российской Федерации указывается на основании записи в паспорте или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства, с указанием реквизитов места жительства, определенных в ст.11 НК РФ.
Необходимо помнить, что кассовые аппараты должны быть зарегистрированы в налоговых органах по месту учета организации (предпринимателя) в качестве налогоплательщика. Это требование п.1 ст.4 Федерального закона № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов (или) расчетов с использованием платежных карт».
- Число просмотров: 1940
Еще статьи в этой рубрике
- Недобросовестная практика. Половина товаров продается c нарушениями
- Мини-рынки закроют не полностью
- И здесь защита от подделок
- Меньше процента
- Торговые тенденции, начало июня, 2009
- Управление Федеральной регистрационной службы по Иркутской области. На приеме у Первого лица
- Земельная кадастровая палата по Иркутской облаcти. Заявления отправили на фабрику
- Товароведческая экспертиза. Спор разрешит
- Вправе ли новый арендодатель поднять цену?