Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капитал»

Торговые тенденции

Торговые тенденции, начало августа, 2009

Подавляющее большинство россиян предпочитают завтракать у себя дома. Такой результат был подведен региональным интернет-изданием в рамках еженедельного опроса.

ЗАВТРАК СЪЕШЬ САМ

Где обычно завтракают россияне,

в % к числу опрошенных

Домашний завтрак

68

На работе

7

Когда как

4

В кафе, ресторане

1

В дороге

0

Не завтракают

20

Общепит:

РОССИЯНЕ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЗАВТРАКАТЬ ДОМА

Подавляющее большинство россиян предпочитают завтракать у себя дома. Такой результат был подведен региональным интернет-изданием в рамках еженедельного опроса. Между тем предприятия общественного питания страдают от кризиса больше других сфер.

Читателям предлагалось ответить на вопрос «Где вы обычно завтракаете?»

Опрос 348 респондентов показал, что домашний завтрак предпочитают 68% проголосовавших. А вот завтрак в дороге совсем не привычен для россиян — ни один из опрошенных не выбрал такой вариант ответа.

Между тем по данным московского департамента потребительского рынка и услуг, предприятия общественного питания страдают от кризиса больше других сфер. По словам руководителя департамента Владимира Малышкова, убытки ресторанов и кафе с начала года составили 25-30%.

Косметика:

ПОТРЕБИТЕЛЬ ВЫБИРАЕТ ДОРОГОЕ

Средства для ухода за волосами занимают по одним оценкам самую большую долю в объеме парфюмерно-косметического рынка России, а по другим — несколько уступают сегменту парфюмерии.

Эксперты делают выводы, что рынок средств для ухода за волосами подходит к стадии среднего насыщения, темпы роста замедляются. Ожидается, что мировой финансовый кризис также способствует замедлению роста рынка.

Между тем производители стараются удержать покупателей, расширяя ассортиментные линейки, разрабатывают новые упаковки и ежегодно создают новые сегменты.

Российские производители пока существенно проигрывают иностранным компаниям, т.к. больше заинтересованы в наращивании объемов производства, а не во вкладывании средств в построение и развитие конкурентоспособных брендов.

Помимо нишевого позиционирования у отечественных компаний есть хороший шанс увеличить свою долю в сегменте натуральной косметики. Другой путь развития российского рынка эксперты связывают с ростом контрактного производства.

Число потребителей средств для ухода за волосами растет, в том числе за счет привлечения мужской аудитории и пропаганды метросексуальности. Основная же доля продаж средств для ухода за волосами в регионах приходится на супермаркеты и маленькие частные магазины, торгующие косметикой.

Большие надежды в борьбе с контрафактом производители возлагают на самого потребителя, который выбирает все более дорогие бренды.

СПИСОК ПРЕДПОЧТЕНИЙ

Какие книги наиболее популярны в России,

в %

Фантастика

16

Русская классика

14

Исторические романы

13

Детективы

12

Мемуары знаменитостей

6

Современная зарубежная проза

5

Зарубежная классика

4

любовный роман

4

современная русская проза

4

Другие жанры (научная, познавательная, деловая и учебная литература)

15

Не читают книг 

7

Источник: «Финмаркет»

Книги:

ВРЕМЕННЫЙ ОТКАЗ

Более половины россиян (59%) с сожалением признаются, что с момента наступления кризиса им нередко приходится отказывать себе в приобретении книг.

Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного исследовательским центром портала SuperJob.ru. Часть опрошенных перешла на скачивание книг из Интернета, другим меньше тратить на приобретение литературы позволяет обширная домашняя библиотека. «Это временно», — надеются они.

Тем не менее, 41% респондентов утверждает, что никакой кризис не заставит их экономить на любимом увлечении: «Нужно инвестировать в себя, а точнее, в знания, которые пригодятся как в жизни, так и в профессиональной деятельности»; «в некоторых удовольствиях я, конечно, себя ограничиваю, но в случае с книгами — никогда».

Чай:

ЭКОНОМИТЬ НЕ ЗАСТАВИТЬ

Эксперты отечественного продовольственного рынка неспроста считают чайную категорию одной из самых стабильных. Ведь, несмотря на сокращение доходов населения, потребители не собираются сокращать потребление этого напитка ради экономии средств.

По данным компании «Nielsen Россия», рост объемов розничных продаж чая за период с декабря 2007 по ноябрь 2008 в городской России (города России с населением свыше 10 тыс. человек) составил 2% в натуральном выражении и 21% в стоимостном.

Из наиболее интересных трендов — заметный рост  объемов продаж в натуральном выражении, который  пришелся на последние месяцы 2008 года (по сравнению  с аналогичным периодом годом ранее), что не типично  для этой категории со сложившимися объемами и  структурой потребления. Вместе с тем, что касается  структуры продаж, то революционных изменений пока  незаметно.

Самый крупный сегмент — черный чай. На его долю приходится чуть менее 86% розничных продаж в натуральном выражении (по данным за октябрь-ноябрь 2008 года). В долгосрочной же перспективе сегмент медленно уступает зеленому и травяному/фруктовому чаю. Как в черном, так и в зеленом чае растут продажи ароматизированных вариантов, которые обычно позиционируются как премиальные.

В целом премиальный сегмент обеспечивает существенный вклад в рост категории в стоимостном выражении. По данным за период с декабря 2007 по ноябрь 2008, доля премиальных вариантов уже составляла почти половину (49,1%) от общего объема розничных продаж категории в стоимостном выражении. Рост по сравнению с аналогичным периодом годом ранее составил 2,8 процентных пункта.

Стремление потребителей к экономии способствует росту продаж чая в пакетиках. На его долю приходится уже почти половина розничного объема продаж в городской России.

Участники рынка говорят о том, что пакетированный чай лучше всего продвигается с помощью современных каналов коммуникации. Чай в пакетиках потребляют в основном люди, проживающие в городах с населением более 10 тыс. человек.

«Как будет развиваться категория в 2009 году, конечно, зависит от экономической ситуации в стране, но изменения, скорее всего, коснутся не столько физических объемов продаж, сколько структуры ценовых сегментов, — говорит маркетолог-аналитик отдела обслуживания и продаж подразделения аудита розничной торговли компании «Nielsen Россия» Владимир Карлов. — Можно ожидать, что поляризация рынка (размывание среднеценового сегмента и переход потребителей в эконом-сегмент при стабилизации или даже росте премиального сегмента) может усилиться при дальнейшем углублении кризиса».

По словам генерального директора ассоциации «Росчайкофе» Рамаза Чантурии, показатели потребления чая почти не изменились. При этом постоянно растут поставки за рубеж. Основные их направления — Украина (80%) и Казахстан(11%).

«Можно сказать, что к кризису чайная промышленность подошла подготовленной. Если кризис по кому и ударит, то это будут компании, бизнес которых не успел сформироваться окончательно. Сейчас перед производителями стоит задача сохранить свое присутствие на рынке. Те, кто не сможет закрепиться в трех ценовых категориях, будут вынуждены покинуть его. Оставшимся придется оптимизировать линейку продукции, на рынке останется меньше брендов», — утверждает Чантурия.

Что касается прогнозов, то потребление чая, скорее всего, вырастет, как и цены на этот продукт. Несмотря на то, что было отмечено некоторое снижение цен (Россия на 20% сократила закупки), они еще вполне способны отыграть свое. Если говорить о необоснованном повышении цен, то в этом, по словам Чантурии, виноваты торговые сети. Более того, генеральный директор ассоциации «Росчайкофе» считает, что в ближайшем будущем возможны «войны» по линии «поставщик - сеть».

Эксперты сходятся во мнении, что чайный рынок — это один из наиболее стабильных рынков в период кризиса. Потребители не будут жертвовать качеством. Как показал опроса основной целевой аудитории (женщины в возрасте 20-50 лет), доходы снизились у четверти респондентов. При этом экономить на чае собираются только 3%. Те, кто все же собираются экономить, перейдут на более объемные упаковки или будут покупать чай не в жестяной упаковке, а в картонной.

Как показывает прайс-мониторинг, почти все производители подняли цены на свою продукцию из-за роста курса доллара. В среднем повышение составило 20-30%. Лидерами рынка по объему сбыта являются Ahmad, Greenfield и Lipton. К основным проблемам поставщиков можно отнести давление со стороны сетей, которые требуют снижения ассортимента и поставок только самых ходовых брендов.

Использованы материалы: «Продвижение Продовольствия. Prod&Prod», «Система ММЦ», РИА «Федерал Пресс», «Финмаркет» 

"Капитал", иркутский торговый журнал № 14 (286) от 31.07.2009


  • Число просмотров: 1602

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть