Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капитал»

Передовой всеобуч

Старт-ап: купить «старшего брата»

Раскрутить новое дело – задача не из легких, и, на первый взгляд, кажется, что проще купить уже готовое решение. В каких отраслях сегодня выгодно покупать франшизу и что надо знать о плюсах и минусах этого стремительно набирающего популярность вида старта, рассказывают эксперты.


Рискнуть и стать владельцем собственного бизнеса мечтают многие. Однако же для многих это так и остается мечтой. Ведь раскрутить новое дело – задача нелегкая. Гораздо проще, если бизнес уже сложился, технологии отработаны, марка известна, и остается лишь поддерживать ее высокую репутацию.

Специально для желающих «играть наверняка» еще полтора века назад был придуман франчайзинг, который ныне в зените популярности. Плюсов у «сетевого» бизнеса множество. Во-первых, вы покупаете франшизу известного брэнда, а вместе с ним и лояльных клиентов. Кроме того, получаете все рецепты бизнеса: от управленческих методик до технологических карт, причем и то и другое уже опробовано и доказало свою эффективность. В-третьих, компания-франчайзер выступает в качестве «старшего брата» и помогает решать возникающие проблемы. Американский же опыт показывает, что 85% открывшихся малых предприятий закрываются в первые пять лет работы. А из открывшихся по франшизе – только 14%.

Рисков у компании-франчайзи, конечно, тоже хватает. Во-первых, вы зависите от репутации и успехов всей сети. Если у головной компании или даже у какого-либо филиала дела пошли неважно или имидж оказался «подмоченным», то страдаете и вы. Кроме того, ограничена свобода: согласно договору концессии, предприниматель должен буква в букву соблюдать все технологии и стандарты купленного бизнеса, и за этим головная компания будет без устали следить. Естественно, придется выплачивать ежемесячные платежи (роялти), которые могут быть как оговоренной фиксированной суммой, так и процентом с выручки, в среднем от 3% до 6%.

Может статься, в ближайшем будущем у многих предпринимателей не будет дилеммы, какой бизнес открыть. Вопрос будет другой – какую франшизу выбрать. По мнению специалистов, малому бизнесу будет все сложнее противостоять сетям по целому ряду причин. Во-первых, у сетевых компаний, работающих, например, в ритейле, закупочные цены ниже из-за большого объема закупок, меньше и расходы на рекламу и PR. Большие, нежели у маленькой компании, лоббисткие, юридические и прочие возможности. А главное – у нее есть узнаваемый брэнд и лояльная к марке покупательская аудитория. Например, покупатели, пользующиеся услугами сетевой компании в одном городе или стране, приехав в другой город, наверняка воспользуются услугами сетевой компании, в качестве услуг которой они уже убедились.

БИЗНЕС В ПОДАРОК

В США работает 65 типов компаний, работающих по модели франчайзинга. Это все виды торговли, фаст-фуда, «сетевая» бухгалтерия, строительный бизнес, стоматология, фитнес и даже борьба с насекомыми. Общая статистика просто оглушительная: количество компаний-франчайзеров около 2 тыс., а франчайзи – 767 тыс! Индустрия франчайзинга обеспечивает работой около 10 млн американцев.

В базе Российской ассоциации франчайзинга насчитывается 95 компаний, однако многие известные брэнды развиваются по этой модели, но не входят ни в какие союзы и ассоциации, так что цифра на самом деле больше. По оценкам экспертов, сегодня франчайзинговые пакеты предлагают около ста российских компаний и около пяти – пяти с половиной тысяч российских компаний работают как франчайзи.

В России сегодня наиболее перспективны торговля и фаст-фуд, считают эксперты, растет сегмент услуг. Франшизное производство же пока не слишком востребовано.

«Наибольшее количество запросов к нам поступает на «торговые» франшизы,— говорит Виталий Мокрушин, руководитель департамента франчайзинга компании «Республика идей».— Предприниматели интересуются новыми торговыми концепциями, новыми форматами торговли. Отмечу, что наибольшим спросом пользуются самые дешевые франшизы, от $10 тыс. до $30 тыс.

В самом деле, как грибы растут франчайзинговые фаст-фуды: кофейни, пиццерии, кафе, рестораны.

Серьезный плюс франчайзинга – корпоративное обучение. Поэтому многие предприниматели рассматривают франшизу как своеобразный бизнес-университет. Ведь головная компания-франчайзер не только обеспечит оборудованием, но и обучит в собственном учебном центре. Впрочем, думать о том, что франчайзинг – это шанс «научиться бизнесу», не стоит.

Многие франшизы настолько просты, что требуют всего одного-двух человек персонала и простейшей бухгалтерии. Это может быть продажа бижутерии, простенький фаст-фуд и пр. Часто подобный бизнес покупается «в подарок» жене, подруге, детям.

НЕ ДЛЯ «ГЕНЕРАТОРОВ»

Разумеется, у франчайзинговой схемы существует и недостатки. Серьезный минус – это необходимость следовать разработанным франчайзером стандартам, рецептурам и технологиям. Для многих предпринимателей, «генераторов идей» по характеру, это может стать камнем преткновения.

Отчасти поэтому многие франчайзеры проводят специальное тестирование потенциальных партнеров. Эксперты не только анализируют финансовые возможности франчайзи, но и изучают его психологический потрет. Существует даже специальный тест, разработанный американским профессором Стенвордом, активно применяемый в международной практике. С его помощью можно определить, способны ли вы работать в команде, насколько вы готовы к постоянной и монотонной работе и т. д.

Есть и более обыденные риски, как то возможность конфликта с головной компанией. Случается, что франчайзер может «забыть» про компанию-франчайзи, «тормозить» с оказанием консультативной и прочей помощи, а то и вовсе продать чересчур много франшиз в тот или иной регион, создав искусственную конкуренцию между своими франчайзи.

Впрочем, и выбирая франшизу, нужно тщательно оценить, что вам предложат за ваши деньги. Так ли велика армия лояльных клиентов и есть ли они в вашем городе, регионе? Известен ли бренд? Действительно ли вам предложили что-то новое, отличное от других, более качественное, чем то, что уже есть в вашем регионе? Часто бывает, что инструменты и технологии просто перебрасываются из одного города в другой, о выстроенной политике бренда нет и речи, а контроль головного офиса только мешает. Может, имеет смысл создать подобный бизнес самостоятельно, изучив идею и оценив технологию, усовершенствовав и исправив видимые недостатки?

Одним словом, не обольщайтесь видимой легкостью старта по франшизе, а взвесьте все «за» и «против».

alti.ru

"Капитал", иркутский торговый журнал № 16 (288) от 27.08.2009


  • Число просмотров: 1483

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть