Архив журнала «Капитал»
Анализ рынка
Где источник коньяка? И бесполезного коктейля...
Государство регулярно вводит ограничения на продажу алкоголя — повышение акцизов, лимит времени, когда разрешено торговать спиртным, запреты на его реализацию в определенных местах. А россияне продолжают употреблять спиртное, отдавая предпочтения тому пли иному напитку.
Производство крепких видов алкоголя, включая водку, с нового года упало на 20%. Однако, к примеру, весной российские заводы разлили коньяка на пять процентов больше, чем за тот же период прошлого года.
Популярность коньяка не падает с советских времен. В Союзе работали 34 завода, где разливали 88 марок этого напитка. Коньяки делали на любой вкус — от элитных грузинских с выдержкой по 10-15 лет, до дешевых азербайджанских и дагестанских. Большим спросом пользовались доступные по цене, но качественные армянские и молдавские.
Спрос на коньяк не упал и после распада Советского Союза. Хотя и с популярностью водки его не сравнить, но коньяк употребляют чаще, чем джин, виски, текилу.
В наше время у коньяка поменялся производитель. По данным центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя, в 2009 году из стран СНГ в Россию доставлено только 5% от общего объема коньяка, поступающего в магазины. Еще столько же импортировано из дальнего зарубежья, в основном из Франции.
Весь остальной коньяк разлили на отечественных заводах.
По данным Росстата, отечественные товаропроизводители производят более 100 млн литров коньяка в год. Из них из отечественного винограда изготовлено шесть миллионов, из импортных коньячных спиртов выпустили 38 млн литров.
Каково происхождение оставшихся 60 млн литров коньяка?
Предполагаются два варианта. Часть сырья нелегально ввезена в Россию из Средней Азии и Ирана. Либо коньяк изготовлен не из виноградного, а обычного спирта, куда для вкуса добавляют ароматизаторы.
Коньяк, который изготавливают из привезенных спиртов, не может считаться элитным. По правилам спирт нужно годами выдерживать в дубовых бочках, чтобы крепость упала до 40-42 градусов. На некоторых российских заводах сырье по три-четыре евро за бутылку разбавляют водой, смешивают и разливают.
Часть коньячного сырья импортируется в Россию из Азербайджана, где закупаются дешевые спирты — менее 30 рублей за литр.
Половина спиртов ввозится из Франции и Испании — общепризнанно лучших в мире производителей. Но российские предприниматели выбирают, что подешевле — спирт по два евро за литр.
Как отличить поддельный напиток от настоящего? Если полулитровая бутылка качественного с виду коньяка в магазине стоит 100-150 рублей вместо 250-300 рублей, то это подделка. Но и высокая цена — еще не гарантия качества...
Продолжает расит популярность и у коктейлей.
Ранее чиновники были более лояльны по отношению к слабоалкогольным напиткам: считали, что слабый алкоголь менее вреден для здоровья, чем крепкий, поэтому предоставили его производителям массу льгот. В том числе, разрешили не платить за товар акцизы.
По данным центра разработки национальной алкогольной политики, потребление слабоалкогольных напитков на душу населения продолжает расти на три процента в год. И пьют слабоалкогольных коктейлей больше, чем шампанского. Основные потребители — молодые люди до 25 лет.
Но если в разумных количествах вина и пива есть польза, то коктейли никакими целебными свойствами не обладают. Натуральное сырье добавляют только в пятую часть слабоалкогольных напитков, остальные состоят из спирта, ароматизаторов и консервантов.
Но и в состав натурального сока с коктейлями зачастую входят бензонат натрия, подкислители и антиоксиданты. Такой напиток может вызвать аллергию, вреден для желудка, а в сочетании со спиртом может спровоцировать язву или гастрит.
Что же предполагает государство в отношении слабоалкогольных коктейлей? Во-первых, их планируют запретить продавать в киосках. Во-вторых, уровняют акцизы на слабый и крепкий алкоголь. Сейчас производители коктейлей платят за литр спирта не 191 рублей, как водочники, а 120 рублей.
По подсчетам центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя, эти меры позволят снизить потребление коктейлей на 50 млн литров в год (в прошлом году потребители вышли на отметку 350 млн л).
Главным образом, спрос снизится потому, что слабоалкогольные напитки подорожают: банка дешевого коктейля обойдется в сорок рублей вместо тридцати. Однако даже после увеличения цен потребление того или иного вида алкоголя восстанавливается до прежних объемов за пару лет, считают эксперты.
- Число просмотров: 1346
Еще статьи в этой рубрике
- Торговлю алкоголем жестко ограничат
- Биоразлагаемая упаковка вытеснит полиэтилен
- Законный удар по монополиям
- Города «дешевеют»
- Судиться стали чаще
- Торговые тенденции, начало октября, 2009
- Лекарства: Завышенные цены и газетные киоски
- Не та «золотая звезда»
- Где источник коньяка? И бесполезного коктейля...
- Шоколад и сгущенка. Сладкий выбор россиян
- Как заставить продавца работать? Кое-что о здоровой мотивации