Архив журнала «Капитал»
Анализ рынка
Шоколад и сгущенка. Сладкий выбор россиян
Российский потребитель привык считать, что самый вкусный и качественный шоколад — исключительно отечественный. Какой выбор делают потребители и какие десерты предпочитают?
Если делать выводы, глядя на магазинные полки, то заграничных шоколада и конфет там гораздо меньше, чем лакомств российского производства. И действительно доля импортного шоколада в стране составляет не более 10%.
Однако на самом деле половину российских конфет и шоколада производят иностранные компании: «Нестле», «Крафт фудс», «Марс». «Нестле» выпускает конфеты под маркой «Россия — щедрая душа», «Крафт фудс» — шоколад «Воздушный» и «Свежий вечер», американской компании «Ригли» принадлежит кондитерская фабрика, где изготавливают шоколад «Коркунов».
Причем ни один российский кондитер не имеет права делать круглые конфеты из белого шоколада с орехом, обсыпанные кокосовой стружкой. В России права на них закреплены за французской компанией «Ферреро Роше». За попытку посягательства на изготовление подобных конфет заграничная компания справедливо может подать в суд.
Отечественные кондитеры не обходятся без конфликтов. Так, например, российские фабрики не поделили советское наследство — право производить шоколад «Аленка» и конфеты «Мишка на севере». Хотя после судебных тяжб права на эти марки получила группа «Объединенные кондитеры», но другие фабрики не успокоились. Шоколад «Аленка» до сих нелегально производят в регионах. По данным исследовательской компании «Ромир», доля таких подделок достигает 10-15%.
По информации Иркутскстата, за прошедшие полгода предприятия региона произвели порядка 11,5 тонн кондитерских изделий, из них крупные и средние организации изготовили порядка 8,5 тонн. |
Долгая судебная тяжба ведется между двумя российскими кондитерскими компаниями за право производить шоколадные скульптуры. Дело в том, что одна из них запатентовала все «сладкие фигуры» — от Дедов Морозов до зайцев.
Заметим, что объемы продаж шоколада и конфет в стране не растут, а производство кондитерских изделий уменьшилось на 8%. Следуя логике, цены на сладкий товар должны снижаться, однако для сохранения прибыли на продукцию, наоборот, подняли цены — в среднем на 10-15% за год.
По сведениям аналитиков «Маркет Эдвайс», примерно половину стоимости покупатель сладостей переплачивает за известность марки. Из-за этого россияне стали покупать недорогый шоколад, карамель и помадки на 40% больше, чем в прошлом году.
На сгущенное молоко спрос упал с начала года, а цены стали ниже себестоимости. Впрочем, если верить статистике, спрос на сгущенку возвращается. Это в 90-е годы население перешло на импортные сладости, а производство молочных консервов упало. Но, уже начиная с 2000 года, их выпуск растет. В прошлом году молокозаводы России изготовили 900 млн условных банок или 350 тыс. тонн сгущенки, — это 4/5 от тех объемов, которые производили в советское время.
Кто потребитель молочных консервов?
В магазинах продается до 20% производимой сгущенки, 30% приобретают кондитерские фабрики, где оно идет на начинку для конфет, пирожных, тортов и заварные кремы. Остальная доля молочных консервов поступает в стратегические запасы Росрезерва и на склады силовых структур (МЧС, Минобороны), закупающих сгущенку для пайков.
А вот половина потребителей сгущенку не покупают вообще. Решающую роль в этом сыграло качество продукта. В 75% банках, которые носят название «сгущенное молоко», содержится совсем другой продукт.
Дело в том, что по советскому ГОСТу сгущенку должны изготавливать из натурального молока. Сегодня подавляющая часть молокозаводов производят ее не по ГОСТу, а по собственным техническим условиям. Туда добавляют сухое молоко и растительное масло, чаще всего — пальмовое. Себестоимость таких молочных консервов — в три-пять раз ниже, чем у сгущенки из натурального молока.
Да и производители не пренебрегают откровенными подделками. По результатам проверок национальной ассоциации генетической безопасности, 60% сгущенки в российских магазинах не соответствуют требованиям технических условий. Половина проверенных образцов из забракованного товара опасна для здоровья: в сгущенке были обнаружены кишечная палочка, бактерии, вызывающие ботулизм. Вот почему потребители от нее отказываются.
За качеством сгущенного молока пока следят неэффективно. Во многих лабораториях нет даже техники, позволяющей выявлять в сгущенке долю сухого молока.
В связи с этим национальный союз производителей молока предлагает внести изменения в технический регламент на молочную продукцию и запретить пальмовые добавки.
Как только качество сгущенки улучшится, возможно повысится и спрос.
- Число просмотров: 1655
Еще статьи в этой рубрике
- Торговлю алкоголем жестко ограничат
- Биоразлагаемая упаковка вытеснит полиэтилен
- Законный удар по монополиям
- Города «дешевеют»
- Судиться стали чаще
- Торговые тенденции, начало октября, 2009
- Лекарства: Завышенные цены и газетные киоски
- Не та «золотая звезда»
- Где источник коньяка? И бесполезного коктейля...
- Шоколад и сгущенка. Сладкий выбор россиян
- Как заставить продавца работать? Кое-что о здоровой мотивации