Архив журнала «Капитал»
Анализ рынка
Детали цветочного бизнеса
По оценкам аналитиков Intesco Research Group, объем цветочного рынка в России сейчас составляет около $3 млрд. Этот бизнес все чаще привлекает серьезных инвесторов и развивается довольно динамично.
Самое прибыльное время для «цветочников» — 14 февраля и начало марта. Тогда в ход идет буквально все, что цветет и пахнет. По наблюдениям владельцев магазинов, выручка в эти дни составляет почти 15 – 20% годового оборота.
Среди других «цветочных» месяцев участники рынка называют сентябрь (продажи вырастают в два-три раза) и почему-то декабрь. Но несмотря на сезонные всплески, с мартом ни один месяц сравниться не может. Цены на цветы в этот период могут повышаться в четыре-пять раз.
— Небывалой прибыли, как в Москве, у иркутских цветочных магазинов в весенние праздники я не наблюдаю, — говорит Наталья, директор иркутской сети салонов цветов. — Да, в эти дни можно сделать месячную выручку, но не больше. Возможно, дело в том, что за последние год-полтора в городе появилось огромное количество цветочных салонов. Местный рынок, на мой взгляд, перенасыщен. К тому же в начале весны цветы от поставщиков приходят к нам уже с наценкой в 1,5 – 2 раза. Соответственно, и мы вынуждены повышать цены. По статистике, 70% розничных продаж приходится на мелкие точки — палатки, ларьки, павильоны. В обычный день одна торговая точка продает до 30 букетов. Чаще всего стоимостью от 350 рублей (три розочки) до тысячи (букет с оформлением).
Покупатели, которые ценят качество цветов и профессионализм флористов, выбирают салоны средней категории, предоставляющие определенный уровень сервиса. Для настоящих знатоков и гурманов открывают свои двери сетевые, "брендовые" проекты. Они имеют фирменный стиль и четкую концепцию.
Но девять из десяти тюльпанов, хризантем и роз в наших магазинах по-прежнему импортные. На 90% российский цветочный рынок формируют Голландия, Эквадор, Колумбия и Израиль. Так по оценкам экспертов, за прошлый год в Россию ввезли около 47 тыс. тонн заморских цветов.
Бизнес-план «Капитала» |
ЦВЕТОЧНЫЙ ПАВИЛЬОН |
Единовременные затраты на открытие магазина цветов (руб.): |
• оборудование, ремонт павильона — 100 000 |
• покупка ваз для цветов, увлажнителей — 50 000 |
• холодильники для хранения цветов — 80 000 |
• разрешение на торговлю и регистрационные расходы — 50 000 |
Продажи (руб.): |
• дневная выручка в спокойный день — 10 000 |
• в начале сентября — 30 000 |
• в праздничные и предпраздничные дни — 100 000-300 000 |
• годовой оборот — до 5 000 000 |
В страну товар прибывает на самолете в картонных коробках, откуда его везут на оптовые базы. Без химии, разумеется, не обойтись: благодаря специальной подкормке и обработке, цветы способны выдержать достаточно длительную транспортировку.
Теоретически от срезки до поступления на прилавок должно проходить не больше двух недель. Но на практике гораздо дольше: цветы проводят на экспертизе и таможне до месяца и больше. Дело в том, что несколько лет назад в России были введены специальные фитосанитарные сертификаты. Они удостоверяют, что ввозимые растения и овощи не содержат фауны, угрожающей российской флоре. Раньше же существовала организация Росгоскарантин, которая лишь выборочно проверяла партии цветов.
В Иркутск цветы поставляют крупные столичные фирмы. Есть, правда, и местная продукция — от горзеленхоза, например. Но, по словам участников рынка, во-первых, это сезонное явление, во-вторых — в общей массе товара их доля составляет лишь 10 – 15%.
Цветочные торги
Большинство букетов для столичного рынка закупается на аукционах, работающих по схеме голландского, когда на демонстрационном табло цена за ту или иную партию товара стремительно снижается. Побеждает тот, кто вовремя успевает нажать на кнопку.
Для участия в подобных аукционах нужно иметь особое чутье, чтобы купить партию вовремя, угадав, когда цена подбирается к критическому минимуму. Таким образом, на торгах можно купить розу по 10–50 евроцентов за штуку. В московском салоне цветок будет стоить уже 180 рублей. Многие фирмы в конце аукциона скупают нереализованный товар почти за бесценок. Он, по словам игроков рынка, хоть и проигрывает в качестве, но вполне пригоден для продажи по низким ценам, а в праздничные периоды даже по высоким.
Оптовыми закупками цветов за рубежом занимается около ста компаний, но лишь пятнадцать из них являются действительно заметными и привозят качественный товар. Они-то и контролируют до 70% отечественного оптового цветочного рынка.
Свои дороже
Доля российской продукции на рынке не превышает 10%. Большая часть предприятий, занимающихся выращиванием и поставкой, расположена на юге, но есть и "жемчужины" в средней полосе и даже в Сибири. Цветы у нас выращивают в Московской и Калужской областях, в Пензе, Чувашии и Удмуртии. В прошлом году было открыто три новых тепличных комплекса — в Нижегородской и Ленинградской областях. Они, по прогнозам аналитиков, «оттянут» еще 4% рынка на себя. Это примерно 175 млн штук.
Но российские растения, как ни крути, не дешевле привозных. Для того чтобы кустик рос в теплице, 18 часов в сутки ему необходим свет. Так что больше половины затрат цветочников приходится на электроэнергию и обогрев.
Продавать самим хозяйствам свою продукцию очень дорого — одна палатка, например, в столице, стоит до $50 тыс. Так что цветоводы вынуждены сами налаживать мелкооптовый сбыт в магазины или частным торговцам. При этом оптовые компании не рассматривают отечественного производителя как потенциального поставщика.
Бизнес с шипами
По оценкам экспертов, вложения в открытие цветочного салона размером 200 кв. м с ассортиментом из живых цветов, сувениров и сопутствующих товаров составят около $100 тыс., рентабельность бизнеса оценивается в 25 – 30% годовых.
Ключевую роль здесь играет месторасположение торговой точки. За неимением большого стартового капитала, лучшим вариантом будет аренда небольшой палатки на специализированном рынке или в любом другом оживленном месте. Идеально — в центре города, вблизи деловых центров.
Наименее затратное предприятие — интернет-магазин по продаже букетов. Для его открытия нужно только создать сайт, найти небольшое помещение, хорошего флориста и курьера для доставки. В России сейчас работает уже более 60 цветочных интернет-магазинов, а услуги по доставке букетов только в Москве предоставляют более 150 сайтов. Подобный бизнес "раскручивается" довольно быстро.
И не прогадайте с ассортиментом. Как показывают опросы, в обычные дни самый популярный у россиян цветок — красная роза. Именно на них приходится 80% розничных продаж. 8 марта большой спрос на тюльпаны, в День знаний и день Последнего звонка хорошо продаются букеты, 23 февраля — гвоздики, в День Святого Валентина — композиции в виде сердец.
- Число просмотров: 3131