Архив журнала «Капитал»
Новости торговли
Гонка «магазинов будущего»
В октябре прошлого года наш журнал сообщил, через полтора-два года в Москве откроется первый настоящий «магазин будущего» — магазин без кассиров. О работе над совместным проектом заявили госкорпорация «Роснано», АФК «Система» и розничная сеть «Пятерочка». Но их опередили...
Как стало известно «Капиталу», уже более года экспериментальные магазины «Радуга» без кассиров и, правда, почти без продавцов работают в Пензе и Калуге. Они были открыты французской группой Auchan еще в 2009 году. Теперь, оценив результаты эксперимента, ритейлер решил создать сеть этих магазинов в разных регионах наравне с традиционными форматами «Ашан» и «Ашан-сити». В данное время Auchan ищет площадку под «Радугу» в Московской области, магазин откроется уже в этом году. По словам директора российского офиса Auchan Жан-Пьера Жермена, «Радуга» — это формат высокотехнологичных магазинов, разработанный российским Auchan специально для локального рынка, аналогов за границей у него нет. «Радугу» отличает от «Ашанов» меньшая площадь (5 тыс. кв. м против 10 – 15 тыс. кв. м) и ассортимент — 10 тыс. наименований товара по сравнению с 45 тыс. в «Ашане».
Кассы в «Радуге» заменяют линия сканировщиков (20 терминалов определяют вес и стоимость товара, выдают чек) и терминалы оплаты. Сотрудники «Радуги» «поливалентны»: они могут работать как в зоне сканирования, так и в торговом зале или на приемке товара. За счет такой многофункциональности команда магазина сокращена до 165 человек против 600 – 700 сотрудников в обычном «Ашане».
Еще в «Радуге» есть особое оборудование — например для экономии энергии вместо отдельных холодильников свежие продукты хранятся в одном помещении — холодной комнате, где на каждую полку поступает воздух необходимой температуры: +2 градуса для молока и +10 — для фруктов. Auchan стремился добиться от «Радуги» такой же эффективности, как от гипермаркетов «Ашан», утверждает источник в компании. «Мы удовлетворены уровнем рентабельности этого проекта», — говорит Жермен. Цифры он не называет, но, по оценкам «ВТБ капитала», гипермаркеты «Ашан» в 2009 году были самыми эффективными на рынке — продажи на 1 кв. м в них составляли 449 тыс. рублей в год против 308 тыс. рублей у ближайшего конкурента по этому показателю — сети «Седьмой континент». При этом инвестиции в «Радугу» ниже, чем в полноформатные гипермаркеты «Ашан»: экспериментальный магазин обходится ей примерно в 3 млн евро — как городской «Ашан-сити».
Auchan планирует открывать «Радуги» прежде всего в городах с населением 300 – 700 тыс. человек, где не нужны полноценные гипермаркеты. Это разумное решение, считают эксперты, ведь выйти на новый рынок сейчас сложно из-за дефицита современных торговых площадей и высокой конкуренции. Новые технологии могут стать весомым конкурентным преимуществом, полагает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский.
- Число просмотров: 1324