Архив журнала «Капитал»
Рынок обуви
Российские производители набирают обороты
Компания «Экспресс-Обзор» завершила исследование рынка обуви 2009 – 2010 годов и сделала прогноз по развитию этого рынка до 2012 года.
Экономический кризис негативно сказался на состоянии многих рынков. Однако производство отечественной обуви стало исключением. Из-за резкого удорожания импортной продукции спрос на обувь сместился в сторону дешевых отечественных марок. Так, по данным официальной статистики, выпуск обуви в России в 2008 – 2009 годах не только не снизился, что регулярно наблюдалось до кризиса, но даже незначительно вырос. Всего в 2009 году было произведено 57,5 млн пар обуви.
Однако несмотря на незначительное восстановление отечественного производства обуви и резкий рост цен на импортную продукцию, присутствие зарубежной обуви на российском рынке по-прежнему было значительным. Отечественные производители смогли отвоевать только 5% рынка (итоги 2009 г.).
Экономический кризис серьезно повлиял на конкуренцию в сетях на рынке обуви. Падение продаж, снижение выручки и рост долговой нагрузки в условиях удорожания кредитов вынудили некоторые обувные сети, особенно мелкие, уйти с рынка.
Преимущество получили крупные российские розничные сети, имеющие устоявшиеся отношения с партнерами и постоянную аудиторию покупателей. Кроме того, импульс к развитию получили сети-дискаунтеры, пополнившие свою аудиторию за счет покупателей, перешедших из среднего и высокого сегментов. Но даже у тех, кто остался на рынке, возникли трудности. Например, для сокращения дебиторской задолженности ГК «Монарх» прекратила оптовые продажи другим ритейлерам (их доля в обороте была 10%), «Эконика» отказалась от части мужского ассортимента, отдав предпочтение наиболее продаваемой женской обуви, ГК «Обувь России», «Монро» и «Терволина» увеличили долю продукции низкого ценового сегмента.
Если говорить про темпы экспансии сетей, то игроки вели себя по-разному. Например, «Центробувь» выкупила сети «Бонита» (Москва, 16 магазинов) и «Обувь-шок» (СанктПетербург, 8 магазинов), ГК «Монро» — подмосковную сеть «Шагомер» (10 магазинов), а «Терволина» закрыла 50 наименее эффективных магазинов.
Если подводить итоги кризисного периода, можно выделить наиболее распространенные действия, принятые сетями для оптимизации работы:
57,5 млн пар обуви произведено в России в 2009 году. А на докризисный уровень российский обувной рынок выйдет не ранее 2013 года |
• сокращение количества магазинов. ориентация на наиболее рентабельные точки;
• оптимизация ассортимента: сокращение товарных единиц, фокусирование на наиболее популярных моделях, увеличение обуви экономичного сегмента, увеличение женской обуви в ассортименте;
• сокращение затрат: арендная плата за магазины, реклама, зарплата персоналу, административные расходы;
• запуск программ кредитования и покупки обуви в рассрочку;
• ориентация на китайских оптовиков, предоставляющих лучшие на рынке условия по отсрочке платежей и возврату остатков;
Говоря об импорте на рынке обуви, стоит учитывать присутствие на рынке нелегальной продукции. По оценке «Экспресс-Обзор», в 2009 году доля «серого» импорта составила порядка 32% в натуральном выражении. Однако в последнее время наметилась тенденция «обеления» рынка. В 2006 году на «серый» импорт приходилось почти 60% рынка.
Обувь отечественного производства в основном вывозится в страны СНГ, при этом доля экспорта среди российской обуви незначительна. Основными потребителями российской обуви являются Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Украина. По итогам 2009 года на долю этих стран пришлось чуть более 50% всего объема экспорта.
Снижение уровня доходов населения в 2008 – 2009 годах серьезно повлияло на потребление обуви в России. В 2009 году спрос на обувь (с учетом теневого сектора) в России сократился почти на 28% в натуральном выражении, оказавшись на уровне 2005 года. В ближайшее время стоит ожидать быстрой стабилизации российского обувного рынка. Несмотря на то что на докризисный уровень рынок выйдет не раньше 2013 года, темпы прироста в 2010 – 2012 годах будут двузначными.
По оценке «Экспресс-Обзор», основные тренды 2009 года, такие как снижение доли импорта на рынке и рост спроса на отечественную продукцию — явления временные. Уже по итогам 2011 года импортная обувь снова начнет отвоевывать позиции, потерянные в предыдущий период.
- Число просмотров: 1502