Архив журнала «Капитал»
Юридический ликбез
Предоплата за аренду помещения
С изменениями в законодательстве появляются новые проблемы: вправе ли компания платить страховые взносы по ставке 26%, пробивать ли чек на кассовом аппарате при приеме платы за аренду, как пересчитывать детское пособие? Ответы в нашей постоянной рубрике.
Три условия для льготных взносов
? Наша компания оказывает услуги по ремонту и пошиву одежды (коды ОКВЭД 52.74 и 18.2). При регистрации компании в инспекции мы подавали заявление о переходе на «упрощенку». А доходы от этих видов деятельности составляют 100%. Но в районе, где мы работаем, наша деятельность переведена на ЕНВД. Вправе ли мы в такой ситуации платить страховые взносы по ставке 26%?
В вашем случае применять пониженный тариф опасно. Чтобы получить право на льготу по страховым взносам, необходимо выполнить три условия. Первое — применять «упрощенку». Второе — осуществлять льготный вид деятельности. Третье — получать от этой деятельности как минимум 70% выручки от реализации (п. 8 ч. 1, ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ). Формально ваша компания не отвечает двум условиям.
Во-первых, услуги по пошиву одежды и по ее ремонту относятся к двум разным льготным видам деятельности (коды 18 и 52.7 ОКВЭД 0292007, подп. «в» и подп. «я.1» п. 8 ч. 1 ст. 58 закона № 212-ФЗ). Однако из закона № 212-ФЗ не ясно, вправе ли компания складывать доходы от разных видов деятельности при расчете лимита в 70 процентов. В Пенсионном фонде уверены, что нет. Там считают, что 70 процентов дохода необходимо получать только от какой-то одной деятельности. Из вашего письма не ясно, выполняется ли у вас это условие.
Во-вторых, ваша компания платит только ЕНВД, и деятельности на «упрощенке» вы не ведете. Доказывать, что право на льготу есть даже в такой ситуации, почти наверняка понадобится в суде. Удастся ли выиграть такой спор, в настоящее время сказать сложно. Ведь на сегодняшний день нет ни судебной практики, ни разъяснений чиновников по этому вопросу.
Месяц увольнения не входит в расчетный период для компенсации
?У сотрудника 24 февраля закончился срок трудового договора. При расторжении договора мы выплатили ему компенсацию за неиспользованный отпуск. Правильно ли мы включили февраль в расчетный период?
Нет, февраль не входит в расчетный период для компенсации за неиспользованный отпуск. Ведь получается, что этот месяц сотрудник отработал не полностью. В расчетный период включают 12 месяцев, предшествующих месяцу увольнения сотрудника. В вашем случае в расчетный период войдут месяцы с февраля 2010 года по январь 2011 года включительно.
Если сотрудник увольняется в последний календарный день месяца, то этот месяц включают в расчет компенсации за неиспользованный отпуск и иных выплат. Но если день увольнения выпадает на последний рабочий день месяца, а после него есть еще выходные дни, то этот месяц в расчетный период не входит (письмо Роструда от 22.07.10 № 2184 – 6 – 1).
Как быть с «детскими»?
?Пересчитывать ли детские, если сотрудница ушла в декрет в 2010 году?
Да, пособие необходимо пересчитать, если его сумма, рассчитанная по новым правилам, окажется больше ранее начисляемого пособия. Тогда за время отпуска, приходящееся на 2011 год, пособие надо платить в увеличенном размере. Такой порядок установлен статьей 3 Федерального закона от 08.12.10 № 343-ФЗ.
При этом законодательством четко не урегулирован вопрос, какой расчетный период брать, чтобы пересчитать пособие по новым правилам. С одной стороны, пособие по уходу за ребенком до полутора лет рассчитывается исходя из выплат, начисленных за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ). А значит, если отпуск начался в 2010 году, средний заработок определяют за 2008 и 2009 годы.
С другой стороны, на момент начала отпуска действовал иной порядок расчета среднего заработка — исходя из 12 месяцев, предшествующих страховому случаю (п. 1 ст. 14 закона № 255-ФЗ). Поэтому средний заработок нужно определять на дату пересчета пособия, то есть на 1 января 2011 года. И включать соответственно в расчетный период 2009 и 2010 годы. К настоящему времени официальной позиции ФСС РФ по данному вопросу не обнародовано. Решение о том, как делать перерасчет, компании могут принять самостоятельно. Первый подход, при котором в расчетный период включаются 2008 и 2009 годы, представляется более аргументированным.
При приеме наличных за аренду лучше пробить кассовый чек
?Наша компания сдает в аренду офисные помещения. Некоторые арендаторы — индивидуальные предприниматели, и расчетного счета у них нет. Поэтому оплату за аренду они вносят наличными. Надо ли нам применять кассовый аппарат при приеме денег?
Безопаснее использовать при приеме денег кассовый аппарат. При расчетах наличными компания обязана применять контрольно-кассовую технику при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ). Аренда относится к подгруппе «Услуги, связанные с операциями с недвижимым имуществом» согласно Общероссийскому классификатору услуг населению (утв. постановлением Госстандарта России от 28.06.93 № 163). А значит, при приеме «налички» от арендаторов компания не освобождена от применения кассы. На этом настаивают чиновники (письмо Минфина России от 04.04.08 № 03 – 01 – 15/4 – 106). Их поддерживают и некоторые судьи (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.12.10 № А33 – 10429/2010).
За неприменение кассового аппарата компанию могут оштрафовать по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ. Штраф для компании — от 30 000 до 40 000 рублей. А для сотрудника, виновного в неприменении ККТ, штраф — от 3000 до 4000 рублей (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ). В то же время есть и другая точка зрения. Предоставление имущества в аренду не является оказанием услуг (ст. 606, 779 ГК РФ). В связи с этим, по мнению некоторых судей, пробивать кассовый чек не надо (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.10.10 № А67 – 2559/2010). Однако свою позицию компании надо будет доказывать в суде, а шансы на победу не стопроцентные.
НДС с аванса за аренду перечисляют как обычно
?Недавно стали сдавать в аренду производственное помещение, которое находится в собственности нашей компании. По условиям договора арендатор перечисляет нам деньги за месяц вперед, то есть в январе платит за февраль, в феврале — за март и т.д. Обязана ли наша компания в такой ситуации при получении предоплаты за аренду сразу перечислять в бюджет НДС и по какой строке декларации его необходимо отражать?
Сразу перечислять в бюджет налог с полученной предоплаты не требуется. Ведь налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ). А платить налог требуется только по окончании квартала — равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за этим кварталом (п. 1 ст. 174 НК РФ).
Однако, получив предоплату, надо в течение пяти календарных дней выставить арендатору счет-фактуру и зарегистрировать ее в книге продаж (подп. 2 п. 1 ст. 167, п. 3 ст. 168 НК РФ, п. 16 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914). В конце месяца, за который получен аванс, вы вправе принять НДС с него к вычету, зарегистрировав тот же счет-фактуру в книге покупок (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ, п. 13 Правил № 914).
Таким образом, в декларации по НДС за первый квартал в налоговую базу необходимо включить авансы, полученные в январе, феврале и марте (стр. 070 раздела 3). А в вычетах показать только авансы января и февраля (стр. 200 раздела 3). Предоплату, полученную в марте за апрель, вы вправе будете отразить в вычетах в декларации за второй квартал.
Транспортировка мусора подпадает под «вмененку»
?Наша компания занимается вывозом жидких бытовых отходов. Заключаем договоры с компаниями на перевозку и используем для этих целей два автомобиля. Другого транспорта у нас нет. Какую систему налогообложения мы вправе применять в отношении полученных доходов?
Все зависит от условий договора на вывоз отходов. Если вы осуществляете только транспортировку отходов, то надо применять ЕНВД по деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов. Ведь этот вид деятельности переведен местными властями на ЕНВД (решение Думы г. Иркутска от 31.08.05 № 004 – 20 – 160175/5). Конечно, при условии, что для перевозки используется не более 20 машин (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Такой же позиции придерживается и Минфин России (письмо от 09.11.10 № 03 – 11 – 06/3/154).
Однако помимо перевозки компания может осуществлять также деятельность по обращению с отходами. Наряду с транспортированием в нее входит сбор, накопление, использование, обезвреживание и размещение отходов (ст. 1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ). Если перевозка лишь составная часть такой деятельности, «вмененку» компания не применяет. А значит, доходы облагаются в рамках упрощенной или общей системы налогообложения. Данный вывод подтверждают и судьи (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.06.10 № А81 – 4102/2009).
Не сложилось с бизнесом...
?Я несколько лет был предпринимателем, но теперь хочу закончить эту деятельность. Что мне нужно сделать для этого?
В случае, если индивидуальный предприниматель принял решение о прекращении предпринимательской деятельности, в соответствии с ч. 1 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ он обязан обратиться в налоговый орган и представить:
— подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
— документ об уплате государственной пошлины;
— документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с пп. 1–8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и согласно ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
Размер госпошлины при подаче документов на государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя составит 80 рублей.
Что делать с переплатой?
?Я переплатил по налогу на УСН в 2009 году. Нужно ли писать письмо в налоговую, чтобы эти деньги были зачтены на налоги по УСН за 2010 год? Какова форма письма?
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа (п. 4 ст. 78 НК РФ). При этом специальная форма для такого документа не предусмотрена законодательством. Следовательно, такое заявление может быть написано в произвольной форме.
- Число просмотров: 3055