Архив журнала «Капитал»
Торговые тенденции
Торговые тенденции, вторая половина апреля, 2011
Рынок шоколада и шоколадных изделий пережил экономический кризис с минимальными потерями. Запрет на экспорт российского зерна будет снят не раньше сентября-октября 2011 года. В 2010 году производство масложировой продукции сократилось до 3,8 млн т.
Шоколад
Спрос на дешевый
Рынок шоколада и шоколадных изделий пережил экономический кризис с минимальными потерями. В 2010 году уровень роста продаж шоколадной продукции составил 9% в стоимостном выражении и 2% - в натуральном по сравнению с 2009 годом. Объем рынка составляет 231 млрд рублей и 696 тыс. тонн.
ШОКОЛАД В ПЛИТКАХ |
|
Динамика спроса, Россия, в тыс. т |
|
2005 |
156,3 |
2008 |
180,9 |
2009 |
178,1 |
2010 (9 мес.) |
178,7 |
Источник: «РБК.Исследования рынков» |
Тем не менее, спрос в различных сегментах шоколадной продукции вел себя по-разному. Наблюдается рост потребления развесных шоколадных конфет. В среднем за период с января 2005 года по сентябрь 2010 года рост производства развесных конфет составил 4% в год в натуральном выражении.
Продажи плиточного шоколада заметно выросли с 156,3 тыс. тонн в 2005 году до 180,9 тыс. тонн - в 2008. В 2009 году произошло небольшое снижение до 178,1 тонн, что можно объяснить негативным влиянием экономического кризиса. За 9 месяцев 2010 года продажи превысили предыдущий год и составили 178,7 тыс. тонн.
Спрос на батончики заметно рос в 2005-2008 годах и составил в среднем 6% в год в натуральном выражении, а в 2009 году и за 9 месяцев 2010 года составил около 90,1 тыс. тонн и 90,7 тыс. тонн соответственно.
Большая часть потребления шоколада и шоколадных изделий приходится на дешевую продукцию.
Зерно
Запрет на экспорт пока не снимут
Запрет на экспорт российского зерна будет снят не раньше сентября-октября 2011 года. Соответствующее заявление сделала министр сельского хозяйства России Елена Скрынник.
По ее словам, запрет на экспорт – вынужденная стратегическая мера с позиции сохранения продовольственной безопасности страны. В то же время, восстановление экспорта зерновых культур является одной из приоритетных задач государства.
Как заявила Елена Скрынник, в настоящее время главная задача – эффективно и своевременно провести яровой сев на площади 50 млн га, в том числе зерновых – не менее 30 млн га, что позволит получить урожай зерна в объеме 85 млн т. «В сентябре-октябре мы подсчитаем объем урожая, только после этого можно выходить на решение – продлевать или отменять эмбарго на экспорт зерна», передает слова министра ИТАР-ТАСС.
По данным агентства, в 2010 году в России в результате аномальной засухи урожай зерна снизился на 37% к уровню 2009 года и составил 60,9 млн т. В то же время глава Минсельхоза отметила, что этого объема было достаточно для удовлетворения внутренних потребностей в зерне.
Масло
Хорошего мало
По данным «Анализа масложировой отрасли в России», подготовленного BusinesStat, в 2010 году производство масложировой продукции сократилось до 3,8 млн т под влиянием снижения производства основных продуктов масложировой отрасти – маргаринов, растительного и сливочного масел.
Сокращение производства масложировой продукции связано с уменьшением спроса на растительные масла и формированием значительных складских остатков после рекордного роста отрасли в 2009 году. Спрос на растительные масла в 2010-м снизился и со стороны промышленных предприятий, и со стороны розничной торговли. Объем потребления наращивал лишь сектор HoReCa, движимый ростом продаж в сетях быстрого питания.
Объем продаж масложировой продукции в России с 2006-го по 2009 год вырос на 19%. Сокращение продаж было отмечено только в 2010-м: продажи масложировой продукции в стране снизились и составили 4,4 млн т. Оборот масложировой отрасли намного опережает темпы роста рынка в натуральном выражении. С 2006-го по 2010-й оборот рынка вырос на 75%. Рост выручки от продаж в первую очередь связан с повышением цен на масложировую продукцию. В этот период средняя цена 1 кг масложировой продукции в стране выросла с 41 до 64 руб за кг.
Российское производство масложировой продукции ориентировано, прежде всего, на внутренний рынок. Доля экспорта составляет в среднем 16% от объема спроса.
Что касается качества продукции, то этот вопрос стоит остро. В частности, сливочное масло, согласно данным Российского союза предприятий молочной отрасли, по уровню фальсификации занимает у нас в стране второе место после алкогольной продукции.
По закону этот продукт должен содержать в своей основе исключительно молочные компоненты, но производители зачастую заменяют молочный жир дешевым пальмоядровым маслом. Оно не содержит ценных питательных веществ, микроэлементов и витаминов, присущих натуральному продукту, полученному от коровы.
Более того, в этом растительном жире содержатся трансизомеры жирных кислот, вызывающие патологические изменения в организме. Однако на упаковке пишут, что продукт изготовлен по ГОСТу и называют знаменитыми сортами-брендами: например, «Вологодское».
Не исключено, что снижение производства и спроса связано с отказом потребителей от масложировой продукции именно из-за ее низкого качества.
- Число просмотров: 1429