Архив журнала «Капитал»
Торговые тенденции
Торговые тенденции, середина мая, 2011
В апреле 2011 года маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование российского рынка кисломолочной продукции. В последнее время появились новые сорта яблок.
Кефир:
Только дорожает
В апреле 2011 года маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование российского рынка кисломолочной продукции.
В 2010 году рынок кисломолочной продукции увеличился на 11% в стоимостном выражении. Основная причина роста — увеличение цен за единицу товара в каждой категории, а не рост объемов продаж в натуральном выражении.
Отличительной чертой российского рынка кисломолочной продукции является жесткая конкуренция между производителями: крупные игроки «поглощают» мелких региональных производителей, увеличивая тем самым свою долю на рынке кисломолочной продукции в России.
Яблоки:
Лидируют новые сорта
Яблоко традиционно является одним из самых потребляемых фруктов в России. В последнее время появились новые сорта, которые предпочитают россияне.
В этом году была отмечена интересная тенденция: поставки яблок сорта Ред Делишез, традиционно занимающего более 60% рынка, существенно сократились. Его заменило большое количество других сортов, среди них, например, Фуджи, Гала, Брэберн. Тот факт, что на рынок пришли новые сорта, очень радует.
Сезон вашингтонских яблок практически закончен, яблоки следующего сезона появятся на рынке в конце ноября — декабре. Пока производители обещают хороший урожай по всем сортам.
Гречка:
КРАСНА Я Ц ЕНА |
|
Стоимость гречки, Россия, руб./кг |
|
Оптимальная* |
|
Розница |
40 |
Опт |
16 – 20 |
Существующая |
|
Опт |
49 – 80 |
Розница (Иркутск) |
95 – 110 |
* По мнению экспертов Источник: Российский зерновой союз |
Дефицита не будет
По оценке Российского зернового союза, прошлогодняя ситуация с дефицитом гречки в 2011 году не повторится.
Глава союза Аркадий Злочевский пояснил, что в прошлые годы наблюдалось перепроизводство гречихи, поэтому стимула сажать ее у сельхозпроизводителей не было. В результате в 2010 году было засеяно не очень большое количество площадей, часть которых пострадала от засухи. Сохранилась гречиха в основном на Алтае.
По оценкам Злочевского, в новом сельхозгоду будут расширены площади посевов гречихи и цены на нее обвалятся. По мнению эксперта, оптимальная цена на гречку в рознице — 40 руб. за 1 кг, в опте — 16 – 20 руб. за 1 кг. Сейчас цены в оптовом сегменте, по его словам, составляют 49 – 80 руб. за 1 кг.
Картофель:
84% в личных хозяйствах
Картофель в России является одной из важнейших сельскохозяйственных культур. Правда, в 2010 году в общей структуре посевных площадей он занимал около 3%. На долю всех остальных овощей пришлось и того меньше — примерно в три раза.
В 2010 году картофель занимал более 2,2 млн га, по сравнению с предыдущим годом это больше на 1%. Согласно новому исследованию «Рынок картофеля и продуктов из картофеля. Предварительные итоги 2010 года» компании Intesco Research Group, картофель остается культурой, выращиваемой преимущественно в личных подсобных хозяйствах. На эту категорию производителей приходится большая часть посевных площадей — 84%, сельскохозяйственные организации занимают только 10% площадей. Индивидуальные предприниматели и фермеры засеяли картофелем 6% от всех посевных площадей картофеля в 2010 году.
Регионами с самыми высокими показателями урожайности картофеля в 2010 году являлись Тюменская, Астраханская области, Еврейская автономная область, Красноярский край, Омская, Калининградская, Томская области, Кабардино-Балкария, Хабаровский, Камчатский края и Северная Осетия.
Капуста:
По-прежнему из Китая
В январе-марте текущего года объем экспорта овощей из Китая в Россию через крупнейший китайско-российский сухопутный КПП Маньчжурия (автономный район Внутренняя Монголия, Северный Китай) превысил 50 тыс. тонн и вырос на 83% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
По данным маньчжурского управления иммиграционного и карантинного контроля, за названный отрезок времени наметился особо резкий рост экспорта в Россию капусты, картофеля, имбиря и свеклы, объем вывоза которых в несколько десятков раз больше, чем в минувшем году за аналогичный период.
По анализу экспертов, главной причиной заметного увеличения экспорта в Россию китайских овощей послужило сокращение производства подобной продукции в России в связи с высокой температурой и редкой засухой, имевших место летом 2010 года. Кроме того, в прошлом году Россия временно отменила пошлины на импорт капусты и картофеля, что стимулирует расширение экспорта из Китая. Как сообщили, отмена пошлин на импорт капусты и картофеля в России продлится до 1 июня нынешнего года.
Вино:
Гигантская наценка
Федеральная антимонопольная служба проанализировала российский рынок импортного вина. Результатом стало то, что антимонопольная служба заподозрила игроков сегмента в картельном сговоре и намекнула на то, что положение некоторых компаний можно истолковать как доминирующее.
Выяснилось, что двойная перепродажа и торговая наценка на ввозимое вино дает рост стоимости в 80%. Специалисты ФАС уже сейчас намекают, что объяснить такое положение дел можно либо сговором, либо монополией нескольких игроков. В ФАС не скрывают, что есть первые претенденты, которые могут быть уличены в доминирующем положении.
Глава антимонопольной службы России Игорь Артемьев говорит, что в ближайшее время могут быть заведены дела на продавцов импортного вина. Высокие наценки на заграничные алкогольные напитки, которые являются бесконечным поводом к обсуждению, основательно не понравились ФАС, передает портал «Алконьюс».
Согласно заявлениям Игоря Артемьева, в цепочке наценок на долю торговых сетей приходится 44%, такую же цифру накидывают дистрибьюторы. «И, кроме того, есть во многих случаях серые зоны, когда фирмы-посредники и однодневки там появляются в серединке во многих случаях для того, чтобы укрыться от налогов, но заодно они тоже добавляют определенную цену, чтобы заплатить хоть какие-то налоги хотя бы для видимости. И получается накрутка в разы», — сказал он.
Напомним, что ранее ФАС углубилась в работу крупнейших российских импортеров. Среди них фигурировали «Симпл», «Лудинг», «Дионис Клуб», «Русьимпорт», а также самые яркие ритейлеры — Metro, Real, Spar, «Перекресток», «Седьмой континент», «Азбука вкуса». В июне прошлого года специалисты службы выяснили, что существенную часть цены составляла именно наценка розничных сетей. Она колебалась в диапазоне от 44% до 51% в зависимости от категории вина.
- Число просмотров: 1367