Архив журнала «Капитал»
Анализ рынка
Постаматы. Эволюция в доставке
Избавить интернет-покупателей от многочасовых очередей на почте и встречи с курьером решила компания PickPoint. Теперь в графе «выбор доставки» онлайн-магазина все чаще можно встретить пункт «доставка через постамат». Сеть таких терминалов уже охватила торговые центры и супермаркеты Москвы и Санкт-Петербурга.
Постамат, или почтовый автомат, представляет собой ячейки с электронным платежным терминалом. Через него можно отправить посылку или получить заказанный в интернет-магазине товар без помощи обслуживающего персонала. Ячейки открываются после того, как покупатель оплачивает заказ и получает специальный код.
Выгода от использования постаматов очевидна. Не нужно стоять в медленно движущейся очереди на почте, ждать курьера или искать специализированный пункт выдачи заказов. Клиенты могут забрать посылку самостоятельно в любое удобное время.
Посылочные терминалы впервые появились в 2001 году в Германии. Сейчас сеть постаматов покрывает более 90% территории страны.
По данным компании InSales, в 2010 году россияне потратили на покупки в Сети порядка 176 млрд руб. Через пять лет покупки «онлайн» будут совершать 13-15 млн россиян, прогнозируют эксперты. Это означает рост объемов рынка в 2,5 раза. |
В Россию аппараты привезли лишь в конце прошлого года. Но согласно мировой статистике, наша страна входит в топ-15 государств, где система постаматов развивается быстрее всего. Так, в Москве работает уже 45 терминалов, в Петербурге пока только три, но уже к концу года Северную столицу планируют полностью охватить системой автоматической выдачи товаров.
За три месяца работы терминалов в столице покупатели получали самые разнообразные товары: от косметики и парфюмерии до электроники и бытовой техники, а также одежду, мобильные телефоны, спортивные товары, игрушки для детей.
По словам гендиректора PickPoint Надежды Романовой, в течение ближайших двух лет компания собирается установить по стране еще 500 постаматов. Инвестиции в сеть составят 10 млн евро и должны окупиться за два с половиной года.
Как отметил управляющий компанией «Svagor Capital» Олег Царьков, постаматы — это только начало прорыва в индустрии на рынке интернет-торговли и огромный шаг в логистике.
Между тем, представители интернет-магазинов воспринимают постаматы скорее как дополнительную опцию. Предложение PickPoint заинтересовало 16 партнеров. Среди них Wildberries, re:Store и Yves Rocher. Установленные постаматы заполнены лишь на 10%, а чтобы достичь пиковой загрузки, нужны контракты еще со ста партнерами.
Загрузка товара в ячейку обходится интернет-магазину от 170 до 250 рублей. По мнению директора по дистрибуции компании Ozon.ru Михаила Гриценко, эта услуга должна стоить меньше, ведь клиенту приходится самому забирать товар из постамата. А, к примеру, заказать курьера в Ozon.ru покупатели могут за 199 рублей или самостоятельно получить товар в сети фотосалонов «Мультифото» за 129 – 149 рублей. Однако PickPoint из-за солидных инвестиций в оборудование снижать цены пока не планирует.
— Ставка сделана на клиентов, часто перемещающихся по городу, — говорит Виталий Пакутин, управляющий директор интернет-магазина Arpion.ru. — Среди наших покупателей таковых лишь 5 – 10%.
Далекое будущее
В Сибири постаматы пока замечены не были. Хотя интернет-покупки многие иркутяне совершают регулярно. Появятся ли чудо-терминалы в Иркутске? С этим вопросом «Капитал» обратился в местные вендинговые компании.
— Почтовые автоматы — достаточно дорогое оборудование, — отмечает Марина Ласточкина, руководитель отдела продаж компании «Nicovend». — В нашем парке их нет. Хотя под заказ мы готовы привозить постаматы и впоследствии предоставить сервисное обслуживание. Местные предприниматели уже интересовались приобретением терминала. Но, видимо, из-за высокой стоимости на покупку еще никто не решился.
ПОСТАМАТЫ В ЕВРОПЕ |
|
Количество терминалов по странам, выборка, в шт. |
|
Германия |
2400 |
Великобритания |
1200 |
Польша |
150 |
Эстония |
40 |
— Аппараты могут быть полезны пока только почтовым службам, — уверен Дмитрий Карахимов, директор «Сибирской вендинговой компании». — Использование постаматов интернет-магазинами будет нерентабельно. Получается, сначала им нужно доставить товар в регион, затем через курьера в постамат. Еще и оплатить пользование ячейкой. Гораздо проще использовать курьерскую службу и пункты самовывоза. Так что устанавливать постаматы в Иркутске я бы пока не стал. Нужны ли им постаматы, еще не решили представители местных интернет-магазинов.
— Мы занимаемся бытовой техникой, а это товар крупный. Клиенты, как правило, хотят проверить его исправность при получении, — говорит Александр Бутаков, руководитель интернет-магазина «Bizonov.net». — Без курьера в данном случае не обойтись. Да и размер ячеек вряд ли позволит поместить туда крупногабаритную технику.
— Честно говоря, почтовые услуги у нас ужасные, и постаматы пришлись бы очень кстати, особенно, если бы их установили в каждом крупном торговом центре, — говорит Юлия Номоконова, менеджер интернет-магазина «Must have». — С одной стороны, терминалы существенно упростят нашу работу, но с другой — мы пока не готовы тратить 150 – 200 рублей за пользование ячейкой. Да и клиенты с трудом привыкают к нововведениям.
— Безусловно, почтовые автоматы — интересная инновация, — говорит Владислав Бочков, представитель интернет-магазина «I-MNE.com». — Для клиента — это скорость и доступность, для поставщика услуги — экономия издержек и исключение человеческого фактора на этом фрагменте дистрибуции. Но есть и целый ряд явных ограничений применения постаматов. Например, предельные габариты посылки, а также сроки и требования к условиям хранения (продукты питания).
Однако, по мнению Владислава Бочкова, почтовые автоматы — это достаточно перспективный сервис и бизнес, особенно для дистанционной торговли. И когда первые два способа — курьерская служба и пункты выдачи заказов — прочно войдут в обиход, придет время терминалов.
- Число просмотров: 4172