Архив журнала «Капитал»
Юридический ликбез
Нагрянула проверка, а главбух в отпуске…
Ситуация, вынесенная в заголовок, вполне реальна. Представьте, что к тому же часть документов, необходимых при проверке, остались у главбуха дома… А бывает и так: случайно взносы, предназначенные для уплаты в Пенсионный фонд, ушли в налоговую. Или больничный лист заполнили, но с тремя ошибками. Такие ситуации малоприятны, но вполне разрешимы. Об этом в нашей рубрике.
МОЖНО ЛИ ПРИОСТАНОВИТЬ ПРОВЕРКУ?
?На этой неделе получили решение о назначении выездной налоговой проверки. Однако наш главный бухгалтер только что ушла в отпуск и улетела на отдых за границу. А часть документов находится у нее дома. Является ли это основанием для переноса начала проверки?
Нет, не является. В Налоговом кодексе не предусмотрено такое основание для переноса проверки, как отпуск главбуха. Как, впрочем, и любого иного сотрудника, например руководителя компании или его заместителя. Приостановить проверку налоговики вправе только по основаниям, которые прописаны в пункте 9 статьи 89 НК РФ. В частности, когда надо истребовать документы или информацию от контрагентов проверяемой компании или провести необходимые экспертизы. К вашей ситуации они не относятся.
Впрочем, представить документы для проверки вы вправе в течение 10 рабочих дней с даты получения требования (п. 3 ст. 93 НК РФ). А отпуск главбуха может стать основанием для отсрочки представления документов. Ведь части бумаг нет в офисе компании.
Оформить просьбу об отсрочке можно письмом в инспекцию (п. 3 ст. 93 НК РФ). В нем стоит сообщить причины, по которым у вас сейчас нет нужных документов, а также написать реальные сроки, когда вы сможете представить бумаги. Например, на следующий день, как главбух выйдет из отпуска.
Не каждый возвращенный аванс является доходом
?Наша компания на «упрощенке» с объектом «доходы минус расходы». Мы заключили договор поставки оборудования, согласно которому отгрузка происходит после полной предоплаты. Мы заплатили поставщику 100-процентный аванс, а он не смог выполнить взятые на себя обязательства и вернул деньги. Надо ли включать возвращенный аванс в доходы?
Здесь есть два варианта. Перечень доходов, не учитываемых при «упрощенке», есть в статье 251 Налогового кодекса (подп. 1 п. 1.1 статьи 346.15 НК РФ). И суммы предоплаты, возвращенные покупателю, в ней не поименованы. Следовательно, по общему правилу их учитывают в доходах.
Однако Минфин России в своем письме от 16.06.10 № 03 – 11 – 06/2/93 сообщил, что если компания не учитывала аванс в расходах, то и в доходы включать его не надо. Таким образом, если вы списали аванс в расходы, то при возврате его надо включить в доходы. Если вы в расходах аванс не учитывали, то и в доходы его включать не следует. Ведь никакой выгоды ваша компания в данном случае не получает.
Как уточнить платеж ?
?Обнаружили ошибку в платежных поручениях на перечисление взносов в Пенсионный фонд. В качестве получателя отразили нашу налоговую инспекцию и ее реквизиты. При этом КБК показали правильный. Начислит ли ПФР пени и как теперь исправить ошибку?
В данном случае ошибочный платеж не попал на лицевой счет фонда. Значит, фонд вправе начислить пени за дни просрочки (п. 4 ч. 6 ст. 18, п. 3 ст. 25 Федерального закона от 24.07.09 № 212ФЗ). Чтобы ПФР уже сейчас перестал их начислять, надо заплатить взносы еще раз, но по правильным реквизитам. Ошибка в наименовании получателя, его ИНН и расчетного счета не позволяет точно определить администратора платежа. В таких ситуациях он попадает на счет невыясненных поступлений (п. 10 Порядка, утв. приказом Минфина России от 05.09.08 № 92н).
Чтобы вернуть эти деньги или уточнить платеж, надо подать два заявления в свободной форме — в инспекцию и ПФР. После этого специалисты фонда и инспекторы примут решение о возврате денег или уточнении платежа (письмо Минфина России от 04.03.11 № 03 – 02 – 07/1 – 64). Сроки для такой процедуры законом не установлены. Но специалисты ПФР обещают, что на все процедуры уйдет не больше месяца.
БОЛЬНИЧНЫЙ С ОШИБКАМИ
?На оборотной стороне больничного листка компания допустила три ошибки. Вправе компания их исправить или надо отправлять работника за дубликатом?
Да, недочеты можно исправить. Оговорка о том, что в листке должно быть не больше двух исправлений, относится только к недочетам на лицевой стороне листка нетрудоспособности (п. 58 Порядка № 514). В оборотную сторону компания вправе вносить сколько угодно исправлений. Но если исправление всех ошибок сделает расчет нечитаемым, есть смысл перечеркнуть весь расчет, а правильные данные привести на отдельном листе. Это подтвердили в ФСС РФ.
Телевизор и налог на прибыль
?В этом году приобрели в комнату отдыха сотрудников телевизор и бильярдный стол. Вправе ли мы учесть такие расходы при расчете налога на прибыль?
Компания вправе учесть такие расходы как затраты на обеспечение нормальных условий труда (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но, к сожалению, инспекторы на местах нередко рассматривают такие покупки как приобретение товаров для личного потребления сотрудников. А подобные расходы при расчете налога на прибыль не учитывают (п. 29 ст. 270 НК РФ). Утверждение налоговиков спорно, ведь конкретный перечень помещений и предметов для обеспечения нормальных условий труда в законодательстве не прописан (ст. 163, 223 ТК РФ). А значит, если компания приобретает товары, чтобы обеспечить требования законодательства об охране и безопасности труда, расходы обоснованны. Но не исключено, что свою правоту надо будет защищать в суде. Столичные судьи на стороне компаний (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.12.10 № КА-А40/15021 – 10).
Совместитель в штатном расписании
?Планируем ввести в компании должность менеджера по связям с общественностью. Работать он будет четыре часа в день. Так как раньше у нас не было такой должности, будем менять штатное расписание. Какой показатель отражать в графе 4 «Количество штатных единиц» — 1 или 0,5?
В этой графе надо поставить показатель 0,5. Сотрудник, который трудится неполное рабочее время, считается неполной штатной единицей. В штатном расписании по форме Т-3 ее отражают в соответствующих долях (Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.04 № 1). При этом в графе 5 ставят не половину оклада менеджера, а фактический оклад за полный рабочий день.
НУЖЕН ЛИ РЕЗЕРВ НА ОТПУСК?
?В нашей компании есть сотрудники, которые отпуск за прошлый год не использовали. В 2010 году мы резерв на оплату отпусков не создавали. Надо ли нам в этом году создавать резерв или это право компаний?
Да, резерв надо создать. Такая обязанность следует из ПБУ 8/2010 (утв. приказом Минфина России от 13.12.10 № 167н). От резервов освобождены только малые компании (ст. 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ). Обязанность оплатить отпуск возникает в силу трудового законодательства (ст. 114 ТК РФ). Отказаться от оплаты отпуска работодатель не вправе. А значит, возникает оценочное обязательство. Его критерии прописаны в пунктах 4 и 5 ПБУ 8/2010. В учете такое обязательство отражают в виде резерва (п. 8 ПБУ 8/2010). Конкретной методики определения его величины нет. Поэтому можно использовать любой механизм оценки, закрепив его в учетной политике.
- Число просмотров: 2014