Архив журнала «Капитал»
Юридический ликбез
Допросы аудиторов
У предпринимателей часто возникают споры с налоговиками по тем или иным вопросам. Постоянные изменения в налоговом законодательстве только подливают масла в огонь. Кто прав в том или ином случае? Ответы на спорные вопросы в нашей рубрике.
Как учесть расходы на фискальный регистратор?
?Купили фискальный регистратор (кассовый аппарат в торговый автомат) за 20 тыс. рублей, программу для работы на нем за 5 тыс. рублей, а также заплатили 2 тыс. рублей за услуги по установке. Общая сумма расходов меньше 40 тыс. рублей. Значит, компания вправе оприходовать кассовый аппарат в бухучете на счете 10 «Материалы». А на каком счете собирать его стоимость?
Это зависит от правил учета товарно-материальных ценностей, закрепленных в учетной политике компании. С этого года компании вправе учитывать имущество стоимостью до 40 тыс. рублей в составе материалов (п. 5 ПБУ 6/01).
Фактическая себестоимость материалов включает в себя расходы на их приобретение, транспортно-заготовительные издержки, а также затраты по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию (п. 6 ПБУ 5/01). При этом компания самостоятельно решает, отражать материалы в бухучете по фактической или учетной стоимости. В первом случае все перечисленные расходы она вправе сразу отражать на счете 10 «Материалы». Во втором — их сначала собирают на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
Вместе с тем на момент покупки имущества компании не всегда известно, достигнет общая сумма расходов на его покупку 40 тыс. рублей или нет. А к незавершенным капитальным вложениям относятся, в частности, расходы на приобретение материальных объектов длительного пользования, не оформленные документами (п. 41 Положения, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н). Это позволяет компании закрепить в учетной политике условие о том, что стоимость недорогого имущества длительного пользования она аккумулирует на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». А на счет 10 списывает это имущество после того, как оформит на его общую стоимость приходный ордер по форме № М-4.
Налоговики не вправе допрашивать аудиторов в качестве свидетелей
?В начале года проводили обязательный аудит отчетности, а сейчас у нас проходит выездная проверка. Как нам известно, налоговики стали вызывать на допросы представителей наших контрагентов, в том числе и наших аудиторов. Это правомерно?
Представителей контрагентов инспекторы допросить вправе, а аудиторов нет. Налоговики вправе проводить допрос свидетелей в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. В качестве свидетеля для дачи показаний инспекция вправе вызвать любое частное лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для дела (ст. 90 НК РФ). Это подтверждает в своих разъяснениях и Минфин России (письмо от 13.05.11 № 03 – 02 – 08/55). Таким образом, инспекторы вправе вызывать на допросы представителей ваших контрагентов.
Вместе с тем кодекс определяет круг лиц, которых нельзя вызвать на допрос в качестве свидетелей (п. 2 ст. 90 НК РФ). Это, в частности, специалисты, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей. В том числе аудиторы. Следовательно, аудиторов, проводивших проверку вашей компании, инспекторы допрашивать в качестве свидетелей не вправе.
- Число просмотров: 1659