Архив журнала «Капитал»
Анализ рынка
Стритфуд в СФО. От бутерброда до хушуура
Количество уличных заведений быстрого питания в Сибири увеличивается с поразительной скоростью. Рост этого сегмента общепита оценивается экспертами в разных городах от 50% до 100% по сравнению с «докризисным» периодом. Наиболее заметен он в Новосибирске. Зато в Иркутске появился оригинальный фастфуд — бурятский.
За последние два года число точек быстрого обслуживания в Новосибирске увеличилось в три раза. Беляши и хот-доги несколько утратили былую популярность, им на смену пришла шаурма, которой стали торговать чаще.
Представители «цивилизованного стритфуда» отмечают, что новые точки принадлежат в основном частным предпринимателям, которые за счет низких затрат на инфраструктуру, прегрешений с качеством сырья и соблюдением санитарных норм стараются привлечь клиентов демпинговыми ценами.
Однако лидеры рынка пока не сдают своих позиций. Самой крупной сетью собственных павильонов в Новосибирске располагает кемеровский «Подорожник» — 36 точек. Среди главных конкурентов компании — кафе «5 минут» — 28 киосков.
Обе сети используют один тип основного блюда — сэндвичи и одну технологическую модель — готовые и упакованные бутерброды только разогреваются на месте. Третье место по количеству киосков занимает компания «Русские блины» — 27 павильонов. В этом году сеть вернулась к своей первоначальной схеме, когда каждый блин выпекается под заказ.
Не так давно в городе начала работать сеть «Дядя Денер» (шаурма, манты, самса и т.д.), у которой скоро откроется шестая точка. Примерно столько же у «Донера» — другого проекта с теми же основными блюдами. Помимо этого работает еще несколько десятков точек, не состоящих в сетях («Shaur-мания», «Шаурма», «Red Hot Dog» и др.).
5-10% оборота рынка общественного питания составляет объем стритфуда |
Отдельным направлением сибирского рынка стритфуда можно считать точки по продаже бутербродов в остановочных киосках, основной ассортимент которых составляют сигареты и пиво.
Внимание к остановочным павильонам у лидеров рынка появилось не случайно. Контракт с сетью таких киосков избавляет от необходимости искать место поближе к пешеходному трафику. Остановочные комплексы не имеют ограничений по ассортименту, кроме общефедеральных, связанных с наличием алкогольной лицензии и запретом на торговлю пивом вблизи учебных заведений.
Сами предприятия стритфуда существенно эволюционировали по сравнению со скромными киосками и уличными лотками десятилетней давности. Крупные сети стараются открывать мини-кафе — павильоны с зоной обслуживания, где посетители могут дождаться исполнения заказа и даже перекусить в непогоду. В частности, развитием этого направления недавно занялась иркутская сеть быстрого питания «12 месяцев».
В последние годы особой популярностью в сегменте быстрого питания пользуются кафе, предлагающие блюда национальной кухни. Так, «фишкой» иркутского рынка стал бурятский фастфуд. Сеть киосков расположена в центре города. Наряду с привычными хот-догами и пирожками здесь можно попробовать экзотические хушууры и шарбин. Продукция в павильон поставляется в виде полуфабрикатов из Улан-Удэ, а готовится все прямо на месте в раскаленном масле.
Пока не освоен в Сибири сегмент японского стритфуда, когда суши и роллы готовят прямо на глазах у прохожих. Вероятно, в ближайшем будущем эту нишу освоят компании, занимающиеся доставкой японских блюд.
- Число просмотров: 1308