Архив журнала «Капитал»
Анализ рынка
Под соусом… из майонеза
Этот соус практически единолично господствует на отечественном рынке и является обязательной составляющей типичного продуктового набора. Уже третье десятилетие Россия занимает одно из первых мест в мире по среднедушевому потреблению и общему объему продаж майонеза.
До начала 90-х годов прошлого столетия статус майонеза можно было охарактеризовать как «праздничный»: его использовали преимущественно для заправки различных салатов, которые ставились на стол исключительно по торжественным случаям. Зато с середины 90-х годов началось победное шествие майонеза по столам нашей родины.
— На протяжении последних десяти лет рост экономики сопровождался ростом потребления майонеза, — констатирует Наталья Ячевская, бренд-менеджер УК «Солнечные продукты». — Однако повышение цен на продукцию, вызванное увеличением цен на растительное масло в 2007–2008 годах, и последствия экономического кризиса привели к снижению потребления этой категории.
По оценкам лидеров рынка, сейчас ситуация в сегменте майонезов стабильна. Рынок показывает стагнацию, и в перспективе до 2015 года существенного развития не покажет. В дальнейшем будет происходить постепенное переключение потребителей с майонезов на майонезные соусы и растительные масла.
На калориях не экономят
Принято выделять три категории майонеза по жирности: низко-, средне- и высококалорийный. Низкокалорийные соусы (жирность менее 40%), в свою очередь, можно разделить на два вида. Первый — экономсегмент, рассчитанный на потребителей, для которых большое значение имеет цена. Они не готовы переплачивать за высокую жирность. Эксперты прогнозируют постепенное падение этого сегмента. Второй вид — легкие майонезы для тех, кто стремится снизить калорийность потребляемой пищи. Эта категория будет расти. В целом же сегмент низкокалорийных майонезов — наименее емкий, занимает около 10% рынка.
Со стремлением снижать калорийность продуктов эксперты связывают рост категории среднекалорийных майонезов (жирность 40– 55%): потребитель готов платить за продукт, представляющий собой идеальное соотношение цены и качества. Доля среднекалорийных майонезов составляет порядка 20% и продолжает расти. В свою очередь высококалорийные соусы имеют незначительную отрицательную динамику, но по-прежнему являются самым емким сегментом — 70% рынка.
Разнообразие видов майонеза, представленных сегодня на полках магазинов, потрясает воображение потребителей и даже вводит их в некоторое смущение. Эксперты выделяют три основные группы, которые определяют наиболее успешные направления продуктовых инноваций:
• аутентичность («Классический», «Традиционный», «Провансаль») — направление, обещающее потребителю настоящий майонез с привычным вкусом;
• улучшенный состав («Оливковый», «Из перепелиных яиц», «Йогуртовый») — в самом названии потребитель видит существенное улучшение одного из компонентов для приготовления майонеза;
• низкая калорийность («Легкий», «Суперлегкий»).
— Тенденцией является рост потребления «органического» — приготовленного из натуральных ингредиентов майонеза — и «улучшенных» вариантов, — считает Валерий Рыжов, руководитель отдела качественных исследований группы «О+К». — Так, «Легкий» и «Оливковый» являются одними из лидеров в общей структуре потребления. Интересно, что оба они доносят до потребителей одно и то же преимущество — более здоровое и менее вредное питание, что позволяет успешно бороться с убеждением некоторых потребителей, которые продолжают воспринимать майонез как неполезный продукт.
Не полезно, но безопасно
Однако по мнению медиков, урон, наносимый нашему здоровью настоящим (произведенным по ГОСТу) майонезом, не доказан. Производители же в один голос утверждают, что популярный соус абсолютно безвреден. — Майонез не вредный и не полезный, он — безопасный, — заявляет Аделя Абдуллина, руководитель отдела маркетинга компании «Эссен Продакшн». — Посмотрите на его состав: растительное масло, яичный желток, горчица, специи — что здесь может быть страшного? Естественно, если употреблять его ведрами — то, как и любой продукт, съеденный в таких количествах, он вызовет негативные реакции организма. Но от двух-трех ложек майонеза никто не пострадал и не набрал лишний вес. — Люди в России очень любят майонез — это продукт, который стал неотъемлемой частью нашей кулинарной культуры, — поддерживает своих коллег Наталья Ячевская, УК «Солнечные продукты». — Какой же стол без салата оливье и селедки под шубой? Даже в пост многие не могут отказаться от майонеза. Поэтому производители расширяют свой ассортимент и вводят в него такие актуальные новинки, как, например, постный майонезный соус.
Майонез от производителя алкоголя
В отличие от жителей соседних регионов иркутяне могут побаловать себя майонезом местного производства. Традиционный соус ГП «ЯНТА» предпочитают почти 90% жителей Приангарья.
В мае этого года у предприятия появился конкурент в лице алкогольной компании ЗА О «Байкалфарм». Первую партию майонеза в 20 тонн выпустили на иркутском масложиркомбинате, впоследствии планируется довести выпуск до 50 тонн в месяц (для группы компаний «Янта» комбинат выпускает, в зависимости от сезона, от 1500 до 3000 тонн ежемесячно). Дизайн упаковки и название — «Оливер» — разработали дизайнеры и маркетологи компании «Байкалфарм».
— При этом «Байкалфарм» не намерен выступать конкурентом «Янты», — уточнил гендиректор компании Михаил Матханов. — Не исключено, что продукция под маркой «Оливер» и традиционные майонезы «Янты» вообще не будут встречаться на магазинных полках.
- Число просмотров: 1453