Архив журнала «Капитал»
Торговые тенденции
Торговые тенденции, начало сентября, 2011
Стоимость гречки, цена на которую подскочила после аномальной жары, возможно, наконец, понизится. Рынок минеральной и питьевой воды в России динамично развивается. Объем российского экспорта сахара в натуральном выражении в 2010 году сократился.
Гречка:
Становится дешевле
Хороший урожай должен благотворно сказаться на кошельках потребителей — стоимость гречки, цена на которую подскочила после аномальной жары, возможно, наконец, понизится.
По оценкам специалистов, в 2011 году в России обещает быть богатый урожай гречки — примерно в 1,5 раза больше, чем в 2010 году.
Эксперты обещают снижение цен на этот продукт с каждой неделей. За последние семь дней средняя стоимость уже уменьшилась на 1% — мелочь, конечно, но радует, что динамика все-таки положительная. Однако специалисты пока затрудняются сказать, упадет ли цена зерновых до прежних значений. Учитывая особенности отечественного рынка, где все направлено на коммерцию, а не на потребителя, вряд ли, в конечном счете, этот процент удешевления окажется впечатляющим.
Впрочем, встречаются и иные мнения. Некоторые эксперты в торгово-пищевой отрасли утверждают, что в южных регионах страны цены на гречку, а также на капусту понизятся на небывалые 40%.
Понижение цен на гречку особенно важно для тех слоев населения, которые употребляют гречку в пищу каждый день. По исследованиям ВЦИОМ, основные потребители гречихи сегодня — это семьи с малым достатком, а также где есть маленькие дети или люди, страдающие диабетом.
Вода:
Потребление минеральной увеличивается
Рынок минеральной и питьевой воды в России, являясь одним из наиболее крупных сегментов на рынке напитков, динамично развивается, что обусловлено все большей готовностью российского потребителя покупать качественную и полезную для здоровья воду.
По итогам 2010 года рост российского рынка минеральной и питьевой воды составил 15%. За период с начала 2000-х и по 2010 год сокращение рынка наблюдалось только в 2009 году как следствие мирового экономического кризиса. Согласно оценке GLOBAL REACH CONSULTING (GRC), темп роста сохранится и в 2011 году.
На рынке питьевой и минеральной бутилированной воды, в отличие от большинства других потребительских рынков, импортные товары не занимают доминирующее положение. По итогам 2010 года доля импортной продукции составила всего 1,6%. В то же время российские производители, соответственно спросу, увеличивают производство продукции, ежегодно повышая показатели (исключением также является 2009 год). Также в производстве минеральной воды большую роль играет сезонность — наибольшие объемы продукции выпускаются в июле и августе ежегодно.
По итогам исследования рынка минеральной воды, потребление бутилированной воды из года в год увеличивается, позволяя отечественному производству расти и развиваться. Рынок минеральной и питьевой воды является одним из наиболее перспективных рынков России.
Сахар:
Экспорт резко сократился
ЭКСПОРТ САХАРА ИЗ РОССИИ |
|
Доли потребителей, % к общему объему, 2010 г. |
|
Казахстан |
42 |
Таджикистан |
30 |
Туркмения |
20 |
Монголия |
3 |
Узбекистан |
2,6 |
Источник: Intesco Research Group |
Объем российского экспорта сахара в натуральном выражении в 2010 году сократился до 26,3 тыс. тонн, падение за год составило 80%. В стоимостном выражении объем экспорта продукции составил $19,2 млн.
Три основные страны, потребляющие сахар из России, это Казахстан, Таджикистан и Туркмения. По данным нового маркетингового исследования «Российский рынок сахара. Текущая ситуация и прогноз», проведенного компанией Intesco Research Group, в структуре российского экспорта наибольшую долю занимает Казахстан. Несколько меньшая доля принадлежит Таджикистану. Туркмения импортировала в 2010 году почти пятую часть российского сахара, поставленного на внешний рынок. Незначительная доля в экспорте российского сахара принадлежит Монголии и Узбекистану.
В ближайшие годы ожидается увеличение экспорта сахара из России в натуральном выражении.
Рыба:
В приоритете свежая и охлажденная
Кампания по повышению потребительского интереса к рыбной продукции, проводимая Росрыболовством, позитивно отразилась на емкости российского рынка рыбной продукции, однако с повышением доступности охлажденной рыбы и ростом доходов россиян, интерес потребителей сместился с замороженной рыбной продукции средних ценовых сегментов в сторону свежей и охлажденной.
Производство замороженной рыбы в России в основном сосредоточено на массовых видах рыб низкой и средней ценовых категорий, добываемых преимущественно предприятиями Дальневосточного и Северо-Западного ФО. В среднем, по оценкам ИА КредИнформ, приведенных в исследовании «Рынок замороженной рыбы в России», у крупнейших предприятий отрасли наибольший средний показатель маржи прибыли наблюдается в ДВФО (17,3%) и СЗФО (15,6%). Интересно, что у оптовых дистрибьюторов показатели финансово-хозяйственной деятельности значительно ниже, чем у диверсифицированных компаний по добыче и переработке рыбы.
В силу особенностей перерабатывающих мощностей, размещенных на борту добывающих судов, наибольшая доля замороженной рыбной продукции приходится на замороженную рыбу (94% всей замороженной рыбной продукции). При этом доля филе в структуре производства по итогам 2010 года составила всего 2%. Эксперты отмечают, что российскому рыбохозяйственному комплексу остро необходима срочная модернизация, направленная, в том числе, на углубление степени переработки рыбы и улучшение потребительских свойств готовой продукции (в частности, снижение размеров блоков замороженной рыбы). По этому показателю замороженная продукция ключевых конкурентов (Норвегии, Исландии, Японии и Великобритании) выигрывает у российской.
Овощи:
Растут поставки из СНГ, Ирана и Вьетнама
После запрета Роспотребнадзора на импорт плодов из Евросоюза в России начали расти поставки овощей и фруктов из СНГ, Ирана и Вьетнама. Только за период c мая по август их объем возрос более чем вдвое.
Недавно правительство Узбекистана отменило обязательную сертификацию экспортной продукции, в том числе плодоовощной. Таким образом были упрощены процедуры получения производителями разрешений и сертификатов на экспорт. В текущем году выручка узбекских поставщиков фруктов, сухофруктов и овощей может превысить $ 400 млн, а поставки достигнут 250 – 270 тыс. тонн.
Растет плодоовощное «присутствие» и Украины. За последние пять лет объем экспорта украинских овощей в РФ возрос в 17 раз. Основной ассортимент украинского овощеэкспорта в РФ — тепличные овощи, точнее, томаты и огурцы.
Что касается Азербайджана, объем экспорта в РФ овощей и фруктов из этой страны может быть увеличен в целом на 20 – 25% в 2011 году. Возможен также рост экспорта плодоовощей в РФ и из Ирана, особенно свежих огурцов, преобладающих в иранском плодоовощном экспорте. В 2010 году их поставки составили 68,1 тыс. тонн. В 2011-м они могут превысить, по иранским экспертным прогнозам, 75 тыс. тонн.
А по информации вьетнамского минпромторга, в 2011-м поставки плодоовощей, в том числе в РФ, возрастут на 10 – 15%. В Россию будет поставлено этой продукции на $70 млн. Это 15% объема вьетнамского плодоовощного экспорта в текущем году.
- Число просмотров: 1241