Архив журнала «Капитал»
Юридический ликбез
Вашу компанию ликвидируют
На адрес компании из налоговой инспекции пришло письмо о том, что она подлежит регистрации. Естественно, руководство в панике: нашу фирму собираются закрыть без нашего согласия? Возможен ли такой поворот событий — ответ на этот и другие вопросы в нашей постоянной рубрике.
НДС со штрафов за задержку погрузки
?Выставили одному из покупателей штраф за задержку погрузки. Инспекторы при проверке включили сумму штрафов в базу по НДС. Это правомерно?
Включать такие выплаты в базу по НДС компания не должна. По логике чиновников и налоговиков суммы штрафов напрямую связаны с расчетами по оплате товаров, работ или услуг (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). На этом основании они делают вывод, что полученные штрафы увеличивают базу по НДС (письма Минфина России от 11.03.09 № 03 – 07 – 11/56, УФНС России по г. Москве от 07.02.08 № 19 – 11/11309).
Однако в результате задержки погрузки реализации товаров, работ или услуг не происходит. Кодекс также не обязывает начислять НДС на суммы штрафных санкций. Аналогичного мнения давно придерживаются и судьи. Они подтверждают, что штрафные санкции за неисполнение обязательств по договорам не увеличивают стоимость товаров, работ и услуг (постановление Президиума ВАС РФ от 05.02.08 № 11144/07).
А значит, если компания готова к спору, то у нее есть реальная возможность защитить свою правоту в суде.
Списать расходы на сертификацию продукции
?Провели добровольную сертификацию продукции. Затраты мы списали единовременно. Но налоговики при проверке сочли это нарушением и требуют учитывать расходы по частям в течение срока действия сертификата. Правы ли проверяющие?
Подобные требования не правомерны. Чиновники действительно считают, что расходы надо списывать равномерно в течение срока действия сертификата соответствия (письмо Минфина России от 02.08.10 № 03 – 03 – 06/1/505).
Однако кодекс не требует распределять подобные затраты. Норма о распределении расходов относится только к договорам, которыми предусмотрено получение дохода в течение нескольких отчетных периодов (абз. 3 п. 1 ст. 272 НК РФ). Договор с центром сертификации не предусматривает получение доходов. Следовательно, эти правила кодекса неприменимы. А значит, затраты компания вправе учесть единовременно. Аналогичного мнения придерживаются и судьи (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23.08.10 № КА-А40/7785 – 10).
Страховое возмещение по КАСКО включать в доходы?
?Наш автомобиль попал в ДТП. Страховая компания оценила ущерб и перечислила нам страховое возмещение. Требуется ли в налоговом учете включить эту сумму в доходы?
Безопаснее это сделать. Некоторые компании не отражают в налоговом учете расходы на ремонт застрахованной машины. Тогда им удается доказать в суде, что страховое возмещение включать в доходы тоже не требуется (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.12.10 № А70 – 6645/2009).
Между тем безопаснее и к тому же выгоднее включить возмещение во внереализационные доходы (п. 3 ст. 250 НК РФ). Во-первых, на таком порядке настаивают чиновники (письма Минфина России от 01.02.10 № 03 – 03 – 06/2/17, от 29.03.07 № 03 – 03 – 06/1/185). Во-вторых, компания без проблем спишет расходы на ремонт автомобиля в полном объеме, даже если они превышают сумму возмещения (ст. 260 НК РФ, письмо Минфина России от 31.03.09 № 03 – 03 – 06/2/70).
Стоимость обучения не облагается НДФЛ
?Руководство компании недавно приняло решение оплатить обучение двух сотрудников. Один будет учиться в вузе, а второй в аспирантуре. Считаются ли такие выплаты доходом сотрудников? И надо ли нашей компании удерживать с таких выплат НДФЛ?
Нет, не надо. Суммы оплаты за обучение по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, а также профессиональную подготовку и переподготовку НДФЛ не облагаются (п. 21 ст. 217 НК РФ). При этом в целях НДФЛ не имеет значения, учитывала компания расходы на обучение при расчете налога на прибыль или нет.
С обучением сотрудников за счет компании в вузе споры не возникают. А вот с аспирантурой налоговики на местах иногда не соглашаются.
Переубедить налоговиков компании поможет следующий аргумент. Обучение в аспирантуре и получение степени кандидата наук тоже относится к основным профессиональным образовательным программам (Федеральный закон от 22.08.96 № 125-ФЗ). Аналогичного мнения придерживаются и судьи (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.06.11 № КА-А40/6199 – 11).
Инспекторы вправе закрыть компанию?
?Получили из инспекции письмо о том, что наша компания подлежит ликвидации. Причиной стало уменьшение стоимости чистых активов. У нас есть финансовые трудности, но задолженности перед бюджетом и по зарплате нет. Вправе ли налоговики ликвидировать компанию без нашего на то согласия?
Самостоятельно принять решение о ликвидации компании инспекторы не могут. Но они вправе инициировать принудительную ликвидацию общества, обратившись с иском в суд (п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943 – 1).
Бывает, что по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов оказывается меньше его уставного капитала. В таком случае надо объявить об уменьшении своего уставного капитала до размера, не превышающего стоимости его чистых активов. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества будет меньше минимального размера уставного капитала, установленного законом на дату регистрации компании, она подлежит ликвидации (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ).
Однако снижение величины чистых активов само по себе не может быть основанием для ликвидации компании по требованию налоговиков (п. 4 ст. 90 ГК РФ). Подтверждают это и судьи (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.10.09 № КГ-А41/9754 – 09). Если компания продолжает деятельность, у нее на балансе есть активы, она выполняет договорные обязательства, а также своевременно платит налоги и страховые взносы, принудительная ликвидация безосновательна (определения ВАС РФ от 18.05.09 № ВАС-5949/09, от 25.05.09 № ВАС-6089/09).
Доходы от продажи доли в ООО можно уменьшить
?Наша компания сейчас применяет общую систему налогообложения. Продаем долю в уставном капитале другой компании, причем долю в ней мы приобрели в периоде, когда применяли «упрощенку». Вправе ли мы при расчете налога уменьшить сумму доходов от продажи доли на расходы, связанные с ее приобретением и последующей продажей?
Да, вправе. Тот факт, что долю в уставном капитале вы приобрели в период применения упрощенной системы налогообложения, значения не имеет. Кодекс каких-либо ограничений на этот счет не содержит. Затраты в виде взноса в уставный капитал компании в расходах не учитывают (п. 1 ст. 270 НК РФ).
На этом основании налоговики иногда отказывают компании в признании таких расходов. Однако положения этой статьи кодекса к случаям продажи доли третьим лицам не относятся. Такой точки зрения придерживаются и судьи (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.07.11 № КА-А41/7587 – 11).
Так что при продаже имущественных прав компания при расчете налога вправе уменьшить доходы от сделки на расходы, связанные с их приобретением и продажей (подп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ). Не спорят с этим и специалисты финансового министерства (письмо Минфина России от 02.04.10 № 03 – 03 – 06/2/67).
Можно подтвердить расходы без чека?
?Наш работник получил под отчет наличные и оплатил услуги интернета через терминал. Аппарат оплату принял, а чек не выдал. Провайдер подтвердил, что оплата прошла. А вот комиссия агента за перечисление денег отражается только в чеке. Как нам теперь подтвердить расходы по налогу на прибыль?
Расходы на интернет можно подтвердить и без чека терминала. Для целей налогового учета факт оплаты значения не имеет. Но нужны оправдательные документы.
Во-первых, провайдера надо попросить оформить акт оказанных услуг. Во-вторых, с подотчетного работника стоит взять объяснительную записку. В ней он должен сообщить дату, сумму и назначение платежа. Также в записке стоит написать место, где платеж был совершен, и описать конкретные причины, почему пропал кассовый чек. Не лишним будет попросить у провайдера письмо о фактическом поступлении денежных средств. К письму стоит приложить двусторонний акт сверки взаимных расчетов. Он подтвердит, что ваша компания оплатила услуги. Что касается комиссии за пользование терминалом, то ее учесть в расходах проблематично. Ведь никаких оправдательных документов у сотрудника нет. Единственный способ — запросить у владельца терминала письменное подтверждение об оплате комиссии. Но налоговики и в этом случае могут не признать расходы. Ведь платежи в терминале проходят обезличенно. И определить, кто именно платил, невозможно. Так что безопаснее комиссию не учитывать в расходах.
При этом с комиссии безопаснее удержать НДФЛ, а также начислить взносы в фонды. Хотя это спорный вопрос.
При возврате аванса на «упрощенке» корректируют доходы
?Наша компания применяет «упрощенку» с объектом «доходы». В июне получили от покупателя предоплату и включили ее в облагаемые доходы. В августе руководитель расторг договор и мы вернули покупателю аванс. Вправе ли наша компания уменьшить доходы, учитываемые при расчете налога, на сумму возвращенной предоплаты? Если да, в каком периоде — когда аванс был получен или когда мы его вернули?
Вы вправе уменьшить доходы в том периоде, когда вернули аванс покупателю. Об этом прямо сказано в абзаце 3 пункта 1 статьи 346.17 НК РФ. Это подтверждают и налоговики (письмо ФНС России от 24.05.10 № ШС37 – 3/2356@).
Чтобы скорректировать доходы, в Книге учета доходов и расходов делают запись о возврате предоплаты тем числом августа, когда компания перечислила деньги покупателю. Сумму предоплаты отражают в графе 4 «Доходы, учитываемые при расчете налоговой базы» с минусом.
- Число просмотров: 1205