Архив журнала «Капитал»
Анализ рынка
Мультисервис — бытовые услуги по-новому
Мультисервисы — новый тип предприятий бытового обслуживания. Такой формат предполагает их объединение с предприятиями торговли и досуга либо сосредоточение в одном месте предприятий различных сфер услуг.
Эффективность таких объединений подтверждается успехом национальной сети сервисного обслуживания «Секундочку». Компания ведет бизнес по принципу оказания нескольких видов услуг в одной точке, расположенной на регулярно посещаемой потребителем территории (торговые центры, супермаркеты), и мастером, обученным собственным центром подготовки кадров. Практика показала, что такая форма бизнеса повышает эффективность данного вида деятельности. Почти за шесть лет существования компания открыла более 200 точек в российских городах (более подробно об этом — в ноябрьском номере делового журнала «Капиталист»).
В Иркутске подобным образом пытаются действовать предприниматели, открывающие точки общепита в торговых комплексах и развлекательных центрах.
В некоторых из них размещаются предприятия услуг. Например, в иркутских ТРЦ «Jam Молл» и «Карамель» количество таких арендаторов составляет около 9% и 15% соответственно. Правда, бытовые услуги никто из них не оказывает.
Однако региональные предприятия бытового обслуживания, в отличие от мультисервисов крупных городов, не отличаются высокой рентабельностью. Получать дополнительный доход им помогают меры по расширению спектра оказываемых услуг и развитию видов деятельности иного профиля. Так, клининговые компании помимо услуг по уборке включают в список своих услуг благоустройство улиц, ландшафтный дизайн, подбор домашнего персонала, ремонт помещений. Предприятия общепита предлагают и кейтеринг — выездное обслуживание.
ОБЪЕМ УСЛУГ |
|
Изменение объема платных услуг населению, Иркутская область, I полугодие 2011 г., в % по отношению к прошлому году |
|
Услуги всего |
+14 |
Связь |
+10 |
Общественное питание |
-1,4 |
Источник: Иркутскстат |
И тем не менее объемы платных услуг населению Иркутской области растут. За девять месяцев этого года, по данным Иркутскстата, они возросли на 14%. В общей структуре потребительских расходов они составляют 22,8%.
Сегодня среди услуг на иркутском рынке самыми распространенными являются техобслуживание и ремонт транспортных средств, а также ритуальные, коммунальные, парикмахерские. Актуальным остается вопрос качества обслуживания. На сферу услуг приходится около 20% обращений граждан в отдел прав потребителей, из них 16% — жалобы на бытовые услуги (второе после жалоб на торговлю место среди всех обращений).
Как показывает практика, бытовое обслуживание как бизнес привлекательно благодаря невысоким первоначальным вложениям и наличию свободных ниш на рынке. Однако и высоких прибылей от этого бизнеса ждать не приходится. Специфика такова, что одни виды бытовых услуг пользуются постоянным спросом (парикмахерские), другие напрямую зависят от уровня доходов потребителей (пошив и ремонт одежды), третьи — от увеличения доли расходов потребителей на обязательные услуги.
В Иркутске предприятия бытовых услуг традиционно располагают свои точки на первых этажах жилых домов в плотно населенных кварталах и спальных районах города, а также в крупных центрах старого образца — Торговом комплексе и Доме быта. Сейчас в ТК действуют около 20 компаний сферы услуг (15% от общего числа арендаторов), из них четверть приходится на бытовое обслуживание. В Доме быта сферу услуг представляют около 70% арендаторов, из них половина — бытовые услуги.
А вот специализированных современных комплексов, которые бы на равных совмещали торгово-развлекательную направленность со сферой оказания услуг, в Иркутске нет.
- Число просмотров: 1491
Еще статьи в этой рубрике
- Полтора миллиона за торговлю
- Автомобили выгоднее танков
- Консультации по электронной почте
- Треть брендовой одежды в России — подделка
- Торговые тенденции, середина ноября, 2011
- Мультисервис — бытовые услуги по-новому
- «Эволюция бизнеса-2011»: Даже больше, чем успех
- Расписки компьютер пишет сам
- Автомониторинг: помощь для вашего бизнеса