Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

С 1 апреля!

ВЕСЕННИЕ НОВОВВЕДЕНИЯ

ЗАКОНЫ В СИЛЕ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 10 марта
Ритейл
ЧТО ЖДЕТ МАГАЗИНЫ: 8 ТРЕНДОВ 2021
Анализ рынка
МАШИНА МЕЧТЫ МУЖЧИНЫ

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Комбинат Волна

Stihl

Графика +

АльтСтройКом

Эксклюзив

Тракстоп

ТеплоЛайт

Иркутские Конвейерные Системы

Архив журнала «Капитал»

Обзор рынка

Обувной рынок. Из Китая под брендом

Российские обувные компании легко вышли из кризиса, дав в 2010 году более чем 50% прирост производства. Более того, обувщики наметили новую цель — серьезно снизить долю импорта на отечественном рынке. Между тем, по данным DISCOVERY Research Group, ежегодно количество компаний-производителей обувных изделий в России уменьшается на 10-15%. При этом значительная часть произведенной обуви — госзаказы.

 
 

Сергей МОЛЧАН,

директор ГК «Регтайм»

   
 
   

Наталья КУЛАКОВА,

директор иркутской обувной торговой сети «SanDali»»

Оптимизма обувщиков эксперты не разделяют. От кризиса отрасль спасло введение пошлин на импортную обувь. В результате прирост выпуска продукции в 2009 году составил почти 12% по сравнению с прошлогодним периодом, а в 2010 — 20%. Многие крупные федеральные игроки («ЦентрОбувь», «Обувь Сити») после снижения таможенных пошлин на обувь стали наращивать обороты, сделав основной упор на ценовой класс «средний» и «средний+».

Между тем, несмотря на пошлины,  объемы импорта обуви в Россию все также высоки. Так,  в прошлом году импорт составил около 90%. Основной поставщик —  Китай.

В свою очередь аналитики прогнозируют дальнейшее движение иностранных компаний на российский обувной рынок, объясняя это и вступлением России в ВТО, и тем, что зарубежные компании не могут больше найти на своей территории свободные ниши. Россию западные обувщики по-прежнему оценивают как  развивающийся рынок. Зарубежные компании в нашей стране  занимают сегмент дорогой обуви, мало представлены в обычной рознице и предпочитают развиваться по системе франчайзинга.

В общемировом рейтинге наша страна находится на десятом месте по производству обуви. Ее доля в мировом производстве ничтожна — 0,3%. Больше всего обуви производят в Центральном и Южном ФО. Для сибирских обувных ритейлеров, впрочем, как и для большинства компаний из центральных регионов, обувь шьют китайские компании по принципу аутсорсинга. При этом игроки рынка умело используют одну известную особенность российского покупателя: потребитель «клюет» на западные имена. Психологически обувь с иностранным названием воспринимается как товар иностранного (то есть отличного) качества. Этим приемом пользуются многие: Pazolini, Paolo Conte, Zenden (по России), SanDali (в Иркутске). Среди других причин использования  латиницы — возможность выхода на зарубежные рынки. Правда, пока такие случаи единичны. Например, бренд Carlo Pazolini в конце прошлого года открыл магазины в США, Великобритании и Италии.

По словам игроков рынка, собственное  производство обуви на территории России им просто невыгодно. Имеющееся  оборудование не позволяет делать никакую иную продукцию, кроме самой простейшей, грубой, несовременной. А закупка новейших станков из-за рубежа финансово обессилит отечественные компании.

Сильные позиции местных

На иркутском обувном рынке наиболее устойчивые позиции занимают  местные фирмы, начинавшие свой бизнес локально, привыкшие к местной специфике бизнеса и продолжающие сегодня развивать собственные сети («SanDali», «Регтайм»). Федеральные ритейлеры  в регион заходят редко, экспансия требует серьезных затрат.  Кроме того, крупных сетевиков отталкивает дефицит перспективных мест для торговли.

— Появившуюся недавно в Иркутске «Центробувь» мы ждали, — говорит Сергей Молчан, директор ГК «Регтайм». — Это серьезный конкурент, но, несмотря на свои 900 магазинов, сеть занимает менее 5% обувного рынка. С одной стороны, федеральные сети стимулируют нас улучшать свои показатели. То, что сделал один человек, может повторить и другой. С другой стороны, в регионах они сталкиваются с такими сложностями, как отдаленность от руководства, незнание местных особенностей, учет которых приводит к успеху, а игнорирование — к неудачам. Невольно вспоминается анекдот о двух менеджерах обувной компании, которых отправили на острова с целью изучения рынка. Через неделю приходят две телеграммы:

— «перспектив никаких нет, все ходят босиком»;

— «громадные перспективы, все ходят босиком».

 

Крупнейшие ритейлеры, Россия

2010

2011

ЦентрОбувь

Ralf Ringer

Юничел

Обувь России

Терволина

Вестфалика

Francesco Donni

Emilia Estra

Ralf Ringer

Белвест

Источник: DISCOVERY Research Group

 

Представители иркутского обувного рынка относятся к бизнесу оптимистично и уверяют, что, несмотря на все сложности, работать с обувью перспективно и прибыльно.

— В Иркутске средний период окупаемости стандартного обувного магазина составляет 3-4 года, — считает Наталья Кулакова, директор иркутской обувной торговой сети «SanDali». — В удачном месте, например в центре города, этот срок существенно меньше.

Сергей Молчан в своей практике большой разницы в окупаемости центральных и окраинных магазинов,  равно как и общих сроках, не видит. Его самый успешный магазин окупился за три месяца, а самый неуспешный закрылся через год с убытками.

Основная же тенденция и дальнейшая перспектива иркутского рынка обуви (впрочем, это характерно для многих крупных городов России), по выражению Олега Маслова, владельца сибирской сети обувных магазинов «Монро», такова: обувной ритейл в стадии бурного развития, в процессе которого крупные компании станут крупнее, а мелкие будут умирать.

Капризы обувной моды

В то же время игроки местного  обувного рынка признаются,  что это одна из самых сложно организуемых и управляемых отраслей.

— Самый большой риск — ошибка в составлении планов на сезон, — делится опытом Сергей Молчан. — По сложившейся практике мы заказываем обувь на год вперед, например в июле мы заказали модели «лето-2013». То есть на год вперед обувщики должны уметь спрогнозировать покупательскую способность, моду и так далее.

Спрос на обувь (ценовой сегмент), Россия, %, 2011г.

низкая цена

53

средняя цена

35

высокая цена

12

Источник: DISCOVERY Research Group

Тем не менее, участники рынка признаются, что как бы удачен ни был план продаж, товарные остатки неизбежны.

— Обувь — это такой товар, который выпускается по стандартным размерам, определенными линейками, поэтому почти всегда появляются большие товарные остатки неходовых размеров. Если добавить к этому неудачные коллекции, то все вместе однозначно негативно влияет на продажи сезона и на бизнес в целом, — отвечает Наталья Кулакова.

Влияние фактора сезонности на выручку обувного бизнеса весьма существенно. Например, продажи кожаных изделий могут  вырасти при наступлении ранней зимы или, наоборот, короткие межсезонья не позволят вовремя распродать остатки.

— В периоды спада мы просто меняем ассортимент в торговых залах и храним сезонные остатки до следующего сезона, иногда распродаём прошлые коллекции со скидками. Для торговли обувью «мёртвые» месяцы — это январь, февраль и июль. Не очень успешно идет бизнес также в августе и декабре, — продолжает  Наталья Кулакова.

Жизненный цикл обуви в бизнесе длится около полугода. Большинство моделей уже не будут актуальны в новом сезоне, и производители уделяют пристальное внимание тому, как этот срок продлить. В основном при создании одной конкретной модели делаются более пяти ее вариантов, из которых впоследствии выбирается тот, который наиболее полно отвечает устойчивым предпочтениям потребителей (то есть долго не выходящие из моды) и, конечно, имеет приемлемую себестоимость.

Говоря о себестоимости, нельзя не сказать о цене на материалы, рост которых в прошлом сезоне заметно «шатал» обувной рынок.

Алексей Вяткин, заместитель генерального директора компании «Россита», утверждает, что за последний год стоимость натуральных материалов увеличилась в среднем на 10-13%. Большие изменения коснулись стоимости натурального меха, по отдельным видам она увеличилась почти на 25%.

Недаром основное производство приходится на текстильную обувь (38%). Вторая в списке — обувь из кожи (26%). Меньше всего в России шьют спортивную (3%), а также защитную и специальную (2%) обувь.

Стильное качество

Еще одна тенденция обувного рынка — изменяющееся потребительское поведение россиян в отношении покупки обуви. Если в начале 2000-х годов среднестатистический покупатель приобретал обувь на вещевых рынках и в небольших магазинах, то сегодня он стремится в торговые сети и фирменные магазины и начинает отличать брендовые  марки друг от друга.

Лидеры по производству обуви, Россия, 2010-2011гг.

«Брис-Босфор» (Краснодарский край)

«МУЯ Продакшн» (Владимирская обл.)

«Юничел» (Челябинская обл.)

Источник: DISCOVERY Research Group

— Мы приближаемся к европейским стандартам, — уверена Наталья Кулакова. — Для нас теперь привычно иметь несколько пар обуви на каждый сезон каждому члену семьи, что в целом правильно — обуви надо давать «отдыхать», чтобы она дольше сохраняла свой внешний вид.

Алексей Вяткин соглашается с коллегой, но не со статистикой. По оценкам DISCOVERY Research Group средний россиянин приобретает в год не более одной-двух пар обуви (для конкретного времени года). Вяткин считает, что эта цифра уже достигает трех, а то и четырех пар.

— Клиентский поток в магазины не стал ниже, но он стал более целенаправленным, то есть больше посещений заканчивается покупкой. Мы связываем это с ростом в отрасли источников информирования клиентов о предложениях основных игроков. Потребитель может, не выходя из дома, самостоятельно, еще до посещения магазина посетить сайты обувных компаний, выбрать интересующий бренд, модель и период времени для покупки, — объясняет Алексей Вяткин.

По словам Натальи Кулаковой, хитами продаж в этом летнем сезоне была обувь ярких расцветок. Это означает, что фактор моды — отнюдь не второстепенный при выборе обуви иркутскими покупателями.

Меняется сам потребитель в сегменте дорогой обуви и «средний+». Он все чаще смотрит на пару обуви, как на стильный элемент гардероба (особенно это касается женщин), который должен сочетаться с другими вещами и аксессуарами. Для потребителя с низким доходом первостепенное значение имеет прочность, удобство и износостойкость обуви.

Мужчины не так требовательны к стилю и дизайну, как женщины, являющиеся главными потребителями обуви. Именно дамы приносят обувным фирмам основной доход. Более того, некоторые компании намеренно отказываются от определенной части мужского ассортимента. 70% на 30% —  такое соотношение мужской и женской обуви сложилось на прилавках российских магазинов.

Заработать на скидках

Спрос на обувь (тип клиента), Россия, %, 2011г.

женская

40-60

мужская

25

детская

25-35

Источник: DISCOVERY Research Group

Снижать  цены на обувной товар принято не только в неурожайные месяцы. Сегодня игроками на рынке ведется своего рода игра скидками. Кто раньше начнет сезонную распродажу и предложит максимальный размер скидки, тот и привлечет основной клиентский поток.

— По данным наших телефонных опросов видно, как меняется потребительское поведение, — рассказывает Алексей Вяткин. — Если раньше покупатели были приверженцами не более трех обувных сетей, где всегда совершали покупки, то сейчас они предпочитают посещать торговые центры и из всего набора представленных брендов выбирают тот, кто предлагает наиболее выгодные ценовые условия. Причем «стандартной» скидкой в 10% по дисконтной карте сейчас уже мало кого удивишь, Немало тех, кто, получив однажды скидку (пусть даже и ненакопительную), возвращается к тому же продавцу при следующей покупке.

К неценовым способам привлечения покупателя на обувном рынке пока прибегают не так часто. Излюбленный прием — это введение дополнительного ассортимента, и зачастую не связанного с обувью. На полках обувных магазинов можно встретить сумки, кожгалантерею, зонты, бижутерию, предметы интерьера и даже одежду, в большинстве случаев под аналогичным брендом.

Текст: Екатерина Надыкто

"Капитал", иркутский торговый журнал № 14 (356) от 14.08.2012


  • Число просмотров: 1367

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

ЖБИ-ТрансТрой

Yamaguchi

Сэйв

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть