Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

С 1 апреля!

ВЕСЕННИЕ НОВОВВЕДЕНИЯ

ЗАКОНЫ В СИЛЕ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 10 марта
Ритейл
ЧТО ЖДЕТ МАГАЗИНЫ: 8 ТРЕНДОВ 2021
Анализ рынка
МАШИНА МЕЧТЫ МУЖЧИНЫ

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Комбинат Волна

Stihl

Графика +

АльтСтройКом

Эксклюзив

Тракстоп

ТеплоЛайт

Иркутские Конвейерные Системы

Архив журнала «Капитал»

Обзор рынка

Решающий день

Пробный день — относительно новое явление для российского рынка труда. Однако этот метод уже вызывает серьезные дискуссии, причем как среди соискателей, так и среди работодателей. Что же такое пробный день — возможность для серьезной компании оценить будущего сотрудника или способ заполучить бесплатную рабочую силу, разбирался «Капитал».

Сегодня такого понятия, как пробный день, в трудовом законодательстве нет, поэтому работодатели используют и оформляют его каждый по-своему: с заключением договора или устным соглашением, оплачивая отработанное время или оговаривая обратное. Пробным днем обозначают время, когда кандидат на должность выходит на работу, по окончании которого работодатель должен его оценить и принять или отказать в приеме на работу.

Согласившихся больше

Один из трех кандидатов получает предложение отработать пробный день. Такие результаты приводит рекрутинговый портал Superjob.ru в недавно проведенном исследовании.

Согласившиеся (а это, согласно исследованию, почти четверть) мотивируют это тем, что, с одной стороны, можно показать себя, а с другой — оценить коллектив, условия работы и общую атмосферу в компании. Итоги получились самые различные: одних приняли на работу, других не взяли, но отработанный день оплатили, а третьи не получили ни работы, ни денег. Были и такие, кто после этой «пробы» в силу различных причин сам отказывался от места. В целом около 70% соискателей, отработавших пробный день, официально становятся сотрудниками предприятий.

Отказавшиеся от пробного дня 8% кандидатов уверены, что такой способ оценки профессиональных качеств излишен, так как личного собеседования вкупе с грамотным резюме вполне достаточно. К тому же недобросовестные компании используют пробные дни для получения бесплатной рабочей силы. А учитывая, что пробный день одновременно могут отрабатывать несколько кандидатов, выгода таких предпринимателей малой не кажется.

— Я противник пробных дней, так как многие компании экономят на зарплате, используя потенциал и стремление работников понравиться будущему работодателю, — отмечает один из респондентов.

Многие претенденты отказываются от испытания из-за возможных трудностей на старой работе.  Для отработки пробного дня им пришлось бы увольняться или просить отгул, афишируя тем самым поиски нового места.

Соискатели также недовольны тем, что часто пробный день превращается в два-три, а то и четыре рабочих дня. Однако фирмы возражают: пробный день может изменяться и в меньшую сторону. Иногда работодателю достаточно нескольких часов, чтобы принять решение. Это зависит от вакансии, на которую претендует кандидат: чем более ответственна должность, тем больше времени понадобится фирме. Но и соискатели не унимаются — ведь в этом случае пробный день превращается в испытательный срок, который, как известно, фирмы обязаны оформлять документально.

Платить или не платить

Тем не менее, больше всего соискатели опасаются отработать пробный день бесплатно. Хотя, судя по результатам исследования, у них мало оснований так думать. 61% компаний стабильно оплачивают кандидатам отработанные часы. Некоторые организации вознаграждают соискателей, которых точно примут в компанию. Фирмы стараются оговаривать это условие заранее во избежание возможных претензий.

34% предприятий «пробное» испытание не оплачивают. Работодатели  объясняют это тем, что в первый день работник лишь знакомится с коллективом и будущими обязанностями, а значит, никаких существенных результатов, за которые можно было бы заплатить, фирме не приносит. Интересно, что 5% кадровиков затруднились сказать, оплачивает ли пробный день их предприятие.

Вопрос оплаты труда актуален всегда, и, с одной стороны, представители рынка труда не оспаривают то положение, что пробный день должен как-то вознаграждаться. Но с другой — эксперты призывают соискателей не относиться к этому критически. За такое короткое время много не заработаешь. Та сумма, которая могла бы появиться на руках кандидата к концу дня, несопоставима с тем опытом, который он приобретает.

Один пишем — пять в уме

А вот что думают об этом методе отбора российские работодатели. По итогам опроса 42% из них практикуют пробный день у себя на предприятии. Это, по их признанию, позволяет посмотреть на человека в действии, оценить обучаемость и дополнительные качества, не проявившиеся во время собеседования, отсеять «случайных» людей.

Пробный день также  дает возможность проверить подлинность сведений, которые кандидат указал в резюме или назвал при встрече (уровень владения компьютером, навыки профобщения). К тому же первый день на новой работе — это своего рода стрессовая ситуация для соискателя. Следовательно, работодатель сможет  увидеть, как в напряженных ситуациях будет вести себя новый сотрудник.

Остальные 58% ссылаются на то, что один рабочий день — это слишком мало для того, чтобы понять, что собой представляет человек. Вначале сотрудник часто теряется, привыкает к обстановке, поэтому первый день показательным быть не может.

Компании-противники пробного дня, если есть сомнения, применяют стандартный испытательный срок, установленный Трудовым кодексом. Причем некоторые из них знают одну тонкость: по закону запись в трудовую книжку можно внести в течение пяти рабочих дней. Фирмы принимают работника сразу, но придерживают запись в книжку на эти пять дней, и если с работником придется попрощаться, то засчитывают их как пробные. Такая практика характерна в основном для небольших фирм, численностью до 50 человек.

 


Мнение эксперта

    

Своим взглядом на использование пробного дня с «Капиталом» поделилась Алина Даниленко, директор кадрового агентства «Human Resources», руководитель интернет-портала Petroagent.com

1. Оправдано ли использование пробного дня? Почему?

— На мой взгляд, пробный день — малоэффективный инструмент при подборе кадров. Специалисты по персоналу знают, что период адаптации кандидата к коллективу и рабочему процессу занимает несколько недель. Один рабочий день не может раскрыть возможности человека в полной мере. По моему мнению, избежать ошибок при выборе сотрудника работодателю поможет только обязательное прохождение испытательного срока.

С другой стороны, в некоторых сферах труда применение пробного дня может быть оправдано, например, в call-центрах и розничной торговле. В таких областях можно в течение короткого времени оценить коммуникабельность и стрессоустойчивость сотрудника. А вот на производстве и в финансовой сфере этот метод вряд ли будет эффективен.

В какой-то мере пробный день может быть полезен соискателю.  В течение рабочего дня кандидат может оценить атмосферу в коллективе, стиль руководства, особенности рабочего процесса и сделать вывод о целесообразности работы в данной компании. Тем не менее, в моей практике большинство кандидатов негативно воспринимают пробный день — уже сложилось мнение, что он существует в довольно сомнительных организациях.

2. Должны ли оплачиваться пробные дни? Почему?

Что касается вопроса оплаты, то я считаю, что если организация заботится о своей репутации, она будет оплачивать пробные дни. Работодатель может заключить трудовой договор на один или несколько рабочих дней и оплатить кандидату потраченное им время.

3. Как применение пробного дня распространено в Иркутске?

В крупных компаниях Иркутска нет понятия пробного дня. Все кандидаты проходят испытательный срок, по истечении которого принимается решение, останется ли человек в организации. В основном пробный день используется в небольших розничных точках предприятий малого бизнеса, сетях общественного питания. В нашем городе подобная практика чаще всего называется стажировкой, которая по срокам может занимать от одного до нескольких дней. При этом используются разные системы оплаты труда.

Текст: Екатерина Надыкто

 

"Капитал", иркутский торговый журнал № 18 (360) от 22.10.2012


  • Число просмотров: 1142

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

ЖБИ-ТрансТрой

Yamaguchi

Сэйв

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть