Архив журнала «Капитал»
Торговые тенденции
Торговые тенденции, конец октября, 2012
Российская водка не слишком интересна потребителям в странах дальнего зарубежья, свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы (ФТС). Мясоперерабатывающая отрасль занимает одно из ведущих мест в пищевой промышленности российской экономики. Китай постепенно снижает присутствие на рынке яблок России.
Алкоголь
Невостребованная водка
Российская водка не слишком интересна потребителям в странах дальнего зарубежья, свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы (ФТС). За первое полугодие 2012 года отечественные ЛВЗ совокупно экспортировали 2,3 млн дал водки, то есть всего 5,5% от объема производства.
Львиная доля поставок пришлась на страны СНГ. Среди западных стран российский продукт пользуется спросом в Германии, США и Великобритании.
По данным агентства «ЦИФРРА», экспорт водки из России в первом полугодии этого года вырос на 25-28% по сравнению с показателями предыдущего года. Тем не менее, говорить о качественном прорыве российских водочников на зарубежные рынки нельзя: для большинства производителей, экспортирующих свою продукцию, объемы поставок крайне незначительны и носят скорее символический, статусный характер.
По данным ФТС, в первой половине этого года экспорт водки осуществляли 56 российских заводов в 63 страны мира. Общий объем поставок за границу составил 2,3 млн дал, что соответствует 5,45% от общего объема легального производства водки за данный период (42 млн дал). Импорт в Россию за аналогичный период составил 2,12 млн дал.
Основным потребителем российской водки традиционно является Украина. Поставки в соседнюю страну обеспечили 29,6% всего российского экспорта. При этом 94,7% от этого количества пришлось на продукцию компании CEDC («Зеленая марка», «Парламент»).
В списке десяти крупнейших водочных экспортеров оказалось несколько заводов, не относящихся к категории гигантов индустрии. Их успехи на внешних рынках объясняются наличием заказов на розлив водки, изначально предназначенной на вывоз.
ЭКСПОРТ ВОДКИ |
|||
Компании-лидеры, Россия, первое полугодие 2012 г., в % |
|||
CEDC |
41 |
«Кристалл» |
3,7 |
«Русский стандарт» |
24,6 |
«Ладога» |
3,5 |
«Итар» |
6,5 |
«Омсквинпром» |
2,4 |
«Синергия» |
4,2 |
Остальные |
14,1 |
Источник: ФТС |
Колбасы
Колбасные регионы
Согласно исследованию рынка колбасных изделий, проведенному компанией GRC, на сегодняшний день мясоперерабатывающая отрасль занимает одно из ведущих мест в пищевой промышленности российской экономики. По итогам 2011 года производство колбасных изделий увеличилось на 3%.
Однако активность развития этого рынка напрямую зависит от благосостояния населения и развития сырьевой базы. Положительная динамика роста производства наблюдается практически по всем федеральным округам, кроме Южного (уменьшение в 2011 году на 5% по отношению к 2010-му).
«Анализ интенсивности спроса на варено-копченые и полукопченые колбасы в 1 квартале 2012 года», проведенный «Экспресс-Обзор», показал, что самый высокий объем рынка варено-копченых и полукопченых колбас в России отмечается в наиболее заселенных районах — Центральном и Приволжском.
Лидер Центрального ФО — Москва. Самый низкий объем рынка в этом округе — в Липецкой области, он в 16 раз меньше московского рынка.
А в Сибирском ФО вследствие невысокой плотности населения и относительно невысоких расходов нет регионов с высоким объемом рынка. Лидер региона, Иркутская область, относится к группе регионов со средним объемом рынка. К этой группе относятся также Омская область и Красноярский край. Если говорить о расходах, то самые низкие на варено-копченые и полукопченые колбасы в Сибирском ФО — в Томской области, они ниже расходов Иркутской области почти в три раза.
РЫНОК МОРОЖЕНОГО |
Крупнейшие производители, Россия, первое полугодие 2012 г., в % |
«Юнилевер Русь» (Омская обл.) |
«Вологодское Мороженое» (Вологодская) |
«ТАЛОСТО-3000» (Ленинградская) |
«Набережночелнинский хладокомбинат «Челны Холод» (Татарстан) |
«ЛАГУНА КОЙЛ» (Московская) |
Источник: Foodmarkets.ru |
Мороженое
В тройке по мороженому
По итогам семи месяцев 2012 года рынок мороженого показал предпосылки к увеличению объема рынка: рост составил 9,0%, или 22,2 тысяч тонн в натуральном выражении.
Это связано с ростом внутреннего производства мороженого. По итогам января-июля 2012 года российскими производителями было выпущено 266,5 тысячи тонн мороженого.
Основные предприятия-производители расположены в Центральном федеральном округе, на долю которого приходится 25,1% всего общероссийского производства, на втором месте находится Сибирский ФО — 24,7%, на третьем — Приволжский — 21,8%. Крупнейшим производителем мороженого являются ООО «Юнилевер Русь» (Омская область), выпускающее около 10% всей продукции.
Импортные поставки зарубежного мороженого с 2008 по 2011 годы снизились на 14,8%. При этом в 2011 году на территорию России было ввезено продукции на сумму 30,2 млн $. В первом полугодии этого года Россия импортировала на 17,6% больше, чем в этом же периоде прошлого. Основные поставщики мороженого — Германия, Франция, Украина.
Экспорт отечественного мороженого невелик: за рассматриваемый период Россия экспортировала 2,4 тысячи тонн продукции. При этом около половины всей продукции закупила Монголия.
Фрукты
Китайские яблоки
Китай постепенно снижает присутствие на рынке яблок России. Еще в сезоне 2007-2008 Поднебесная экспортировала на российский рынок более 230 тысяч тонн яблока, оставаясь лидером среди поставщиков этой продукции. После этого импорт снижался в среднем на 15% в сезон.
В сезоне 2011-2012 Китай ввез всего 128 тысяч тонн своего продукта и опустился на третье место в рейтинге поставщиков. Таким образом, за последние пять сезонов импорт китайского яблока в Россию сократился почти в два раза. Это снижение обусловлено, прежде всего, ростом внутреннего потребления яблока у самого нашего соседа.
Кроме того, в последние несколько лет на российском рынке значительно выросла конкуренция между поставщиками из Молдовы, Украины, Сербии и Польши, что значительно ухудшило условия торговли китайским яблоком. Тем не менее, Россия по-прежнему остается крупнейшим внешним рынком сбыта китайского яблока: на нашу страну приходится почти 30% всего экспорта из Китая.
- Число просмотров: 1089