Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Интернет-торговля

ОНЛАЙН-МАГАЗИНЫ ПРИМУТ ТЕЛЕФОННЫЕ НОМЕРА ВМЕСТО БАНКОВСКИХ КАРТ

УСКОРЕНИЕ ПЛАТЕЖЕЙ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 16 апреля
Новости
НА БИЗНЕС В МОНОГОРОДАХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НАПРАВЯТ БОЛЬШЕ 10 МЛН РУБЛЕЙ
Законодательство
МИНПРОМТОРГ ПОБОРЕТСЯ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ КОНТРАФАКТОМ
Каталог
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Бизнес-недвижимость

Выставка подарки

Канцтовары

Санаторий-профилакторий

Хорека

Салон штор Унисон

House mafia

Гостиница

Типография Иркут

АльтСтройКом

GreenTree

Архив журнала «Капитал»

Обзор

Государственный спирт

Правительство РФ решилось на монополизацию спирта. Насколько эта мера будет эффективна для бюджета и как скажется на потребителе?

 Правительство России прорабатывает вопрос о введении монополии на спирт, о чем недавно заявил вице-премьер Александр Хлопонин. На алкогольном рынке уже близится к завершению одна из крупнейших в его истории сделок, выраженная в массовой скупке частных спиртзаводов Росспиртпромом, который до конца 2016 года намерен привлечь кредит в 4,5 млрд рублей для приобретения восьми региональных спиртзаводов. По информации деловой газеты «Взгляд», их основным владельцем является бизнесмен Валерий Яковлев, а общая сумма его активов, на которые положило глаз государство, оценивается в 6,5 млрд рублей.

Эта сделка готовилась уже давно, однако признаки ее завершения появились вскоре после того, как вице-премьер российского правительства Александр Хлопонин однозначно высказался в поддержку введения госмонополии на производство спирта. После вхождения заводов Яковлева в структуру Росспиртпрома доля государства в этом сегменте, по оценке ведущего эксперта рынка, приблизится к стопроцентной.

 

Куда уходит спирт?

— Монополия на продажу спирта, мне кажется, — это очень важная проблема, которой государство должно заниматься в следующем году и поставить это под контроль, — заявил Александр Хлопонин в предновогоднем интервью одному из федеральных телеканалов. В качестве ключевого аргумента в пользу такого решения вице-премьер, курирующий среди прочего и алкогольную отрасль, назвал необходимость более жесткого контроля за оборотом этилового спирта. В частности, по словам Хлопонина, лишь 2% продукции 25 заводов, выпускающих спирт для медицинских нужд, направляются по данному назначению. — А остальное куда? — задал риторический вопрос зампред правительства.

Ведущий российский эксперт по алкогольной отрасли, руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз в интервью газете «Взгляд» отмечает, что сумма готовящейся сделки беспрецедентна — сопоставимые по стоимости в рублях приобретения на российском алкогольном рынке вспомнить, по его словам, сложно.

Правда, если перевести 6,5 млрд рублей в доллары по текущему курсу, то это не слишком дорого — всего 78,3 млн. Для сравнения, напоминает Дробиз, пять лет назад известная водочная марка «Белая березка» была продана ее первым владельцем, группой «Регата», за 35 млн долларов.

 

Германия не в пример

Говоря о необходимости введения госмонополии на производство спирта, Хлопонин в качестве модельного примера привел Германию, где весь отпуск спирта с заводов, в том числе частных, регулируется государством.

Однако, полагает Вадим Дробиз, более удачным было бы сравнение России с Белоруссией. В этой стране 90% производимого крепкого алкоголя контролируется государством, но при этом из-за экономического кризиса официальные продажи в последние 2,5 года просели на 30% — население перешло на суррогаты и нелегальную водку, в том числе поставляемую из РФ.

В России ситуация и в самом деле похожа — за последние два года из-за резкого роста акцизов производство легального алкоголя резко снизилось. По данным Росстата, еще в 2014 году прямые продажи производителей алкоголя сократились на 25%. Только если до введения в 2010 году минимальной розничной цены на крепкие напитки в магазинах на одной и той же полке могли стоять рядом легальная водка по 110 рублей и нелегальная по 50, то теперь и та и другая продукция стоит одинаково — в настоящий момент минимальная цена за 0,5 литра — 185 рублей.

К тому же повышение акцизов сопровождалось снижением покупательной способности населения и сокращением потребительских расходов. В результате потребление алкоголя в России все больше смещается в теневой сегмент суррогатов, спиртосодержащих жидкостей и препаратов, продающихся в аптеках, что правительство, кстати, признает. И все это едва ли дает основания для дальнейших сравнений отечественного рынка с Германией

.

Нелегал в бутылке

Очевидно, что объемы нелегального производства алкоголя на промышленных мощностях были и остаются весьма существенными. В прошлом году, по данным Росстата, в легальной рознице было реализовано 1,05 млрд литров водки и ликеро-водочных изделий. Однако, по расчетам ЦИФРРА, если сравнить этот объем с суммами поступивших акцизов, то окажется, что акцизы покрывают всего лишь 750 млн литров. Все остальное — это именно нелегальное производство, которое государство собирается резко снизить, введя монополию на производство спирта.

Однако, полагает Вадим Дробиз, мера выглядит избыточной, поскольку ту же самую цель преследует система учета алкогольной продукции ЕГАИС, которую планируется внедрить в легальной рознице, начиная с 2017 года.

— Введение госмонополии на производство спирта выглядит скорее политической, нежели экономической мерой, — резюмирует Вадим Дробиз. — Она никак не решит проблему ухода значительной части населения в суррогатный сегмент и не направлена на повышение рентабельности в этом отрасли, которая сейчас и так невелика.

Однако экономисты определенную логику в действиях государства на рынке спирта усматривают, ставя эти действия в более широкий контекст.

— Алкоголь — далеко не единственный сегмент, где происходит монополизация. Другие примеры — банковские услуги, страхование, ритейл, — рассуждает экономист Маир Пашаев, имеющий значительный опыт работы в алкогольной отрасли. — Если говорить об алкогольном рынке, то не может быть 300 производителей и 900 видов водки, более ста производителей коньяка и так далее. Становление рынка закончилось — далее выживут крупные игроки. Как говорил Наполеон, войну выигрывают большие батальоны. Это нормальный процесс получения эффекта от масштаба производства и оптимизации рынка.

При этом, по мнению эксперта, речь не идет именно о формальной госмонополии — хотя ее элементы налицо: через госрегулирование, ужесточение лицензирования, систему ЕГАИС, значительное повышение акцизов. Кроме того, государство явно рассчитывает получить от усиления контроля на алкогольном рынке фискальный эффект — об этом говорит недавнее решение о передаче Росалкогольрегулирования в ведение Минфина.

 

Вопроса в цене нет

В одном эксперты единодушны: без дальнейшего увеличения розничных цен на алкоголь в результате последовательной консолидации в руках государства спиртзаводов, скорее всего, не обойдется.

Еще в середине прошлого декабря ФАС предложила начиная с 2018 года повысить минимальную стоимость крепких алкогольных напитков с нынешних 185 до 240 рублей. Правда, в антимонопольном ведомстве пояснили, что это предложение продиктовано все тем же соображением — необходимостью борьбы с нелегальным производством.

Контрафактный алкоголь, по оценке ФАС, составляет 40–50% рынка, причем объемы его выросли после того, как минимальная цена водки в прошлом году была снижена с 220 рублей до 185 рублей, Оказалось, что при новой цене производить легальный алкоголь практически невозможно.

"Капитал", иркутский торговый журнал № 1 (414) от 26.02.2016


  • Число просмотров: 1378

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Курорт Русь

Грузоперевозки

Спецтехника

Выставка

Мебель

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть