Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капитал»

Анализ рынка

Минтай под прикрытием

Продавцов рыбы заподозрили в подлоге. В 40% случаев под видом трески в российских магазинах продаются более дешевые виды рыбы — минтай и пикша. Таким образом поставщики обеспечивают низкую цену, чтобы попасть на полки торговых сетей, — следует из итогов расследования Роскачество.

 

Роскачество, учрежденное правительством России в 2015 году, в четверг представило результаты исследования филе трески под 16 торговыми марками. Все они имеют российское происхождение. Закупки производились преимущественно в сетевых магазинах.

ДНК-анализ выявил, что ряд производителей заменяют треску более дешевой рыбой. Под торговыми марками «Штурман КФ», «Каждый день», ИП Землянский, FISH House и ARSFISH в действительности продавался минтай, а под маркой ARTFISH — пикша.

При этом две из этих марок выпускаются по заказу крупных ретейлеров. «Каждый день» принадлежит торговой сети «Ашан», а FISH House — Х5 Retail group — торговые сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель».

«Причины, которые побуждают производителя использовать другой вид рыбы, как правило, всего две. Первая связана с чисто экономическим вопросом: более дешевые пикша и минтай не сильно отличаются по внешнему виду и цене, их легко выдать за треску, при этом разница в цене будет существенной. Вторая — это нехватка сырья. В случае, когда контракт с торговыми сетями подписан, а сезон вылова закончен, производитель может «грешить» подменой другой рыбы», — говорится в исследовании Роскачества

Неправильная математика

— Минтай на 35–45% дешевле трески, за которую его выдают, — оценивает президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Александр Фомин. — Качество трески всегда выше, в ней меньше костей и больше мяса, кроме того, ее в нашей стране добывают в шесть раз меньше минтая.

Цель недобросовестных поставщиков — предложить торговым сетям заведомо низкие цены и таким образом попасть на торговые полки.

— Такой фальсификатор осознанно идет на нарушение, и сети об этом знают, — уверен исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков. — Мы проводили переговоры по результатам нескольких тендеров, организованных торговыми сетями, и обнаружили, что выходит какая-то неправильная математика — филе трески не может стоить 180 рублей за кг, тогда как сама треска стоит 200 рублей за кг. Тем не менее, торговые сети продолжают продавать недорогой минтай под видом более дорогой трески. При этом доля фальсифицированной трески на рынке сопоставима с долей нарушений, выявленных Роскачеством, то есть достигает 40%.

Цены на рыбное филе у оптовиков разнятся в зависимости от величины партии при заказе, а также «технических характеристик» — содержания глазури (лед при глубокой заморозке рыбы), наличия кожи на куске, региона происхождения и т.д.

Тем не менее, изучив прайс-листы нескольких оптовых компаний, журнал РБК обнаружил, что аналогичный по весу кусок трески стоит действительно дороже. Например, у компании IceFish оптовая отпускная цена за килограмм филе минтая начинается от 105 рублей. Самая дешевая треска при этом стоит в два с лишним раза дороже — 218 рублей за 1 кг. Компания «Грант Опт» продает филе дальневосточного минтая от 175,5 рублей за 1 кг, а мурманскую треску — от 320,4 рублей.

Опасная средняя полоса

Подменой наименований грешат не рыбаки и береговые рыбоперерабатывающие предприятия, а компании, которые занимаются фасовкой филе, убеждены собеседники РБК, который провел собственное расследование.

— Ни рыбаки, ни портовики, работающие на Северном бассейне, не могут подменить треску минтаем, потому что минтай у нас не водится, — объясняет представитель Мурманского рыбного парта Алексей Бакуменко. — А возить минтай с Дальнего Востока в Мурманск, чтобы подменить им треску, как-то невыгодно и хлопотно. Так что подмена если и происходит, то в распределительных центрах в средней полосе.

Согласно маркировкам на упаковках, заподозренную в несоответствии продукцию выпускают четыре компании, свидетельствует Роскачество: ООО «Талисман ВВВ» (марки «Штурман КФ» и «Каждый день»), ИП Землянский (ARSFISH и продукция no-name), ООО «ДЕЛЬТА» (ARTFISH) и ЗАО «ТД «Перекресток» (FISH House).

«Талисман ВВВ» зарегистрировано в Москве в Бирюлеве Западном по адресу хладокомбината «Салимекс». Его учредителями, по данным СПАРК, являются Виктор и Татьяна Родниковы. Виктор Родников также является совладельцем «Талисман ВВВ». Татьяна Родникова, до которой дозвонился РБК, признала, что компания «Талисман ВВВ» работает на территории хладокомбината, и обещала передать вопросы РБК представителям этой компании. Однако представитель «Талисман ВВВ» так и не перезвонил.

Индивидуальный предприниматель Юрий Землянский, занимающийся переработкой рыбо— и морепродуктов, зарегистрирован в городе Обнинск Калужской области. По адресу производства, указанному на маркировке продукции, в деревне Кривошеино Калужской области находится склад площадью 1400 кв. м. ООО «ДЕЛЬТА» зарегистрировано в подмосковных Химках. Получить комментарии у предпринимателя и компании РБК не удалось.

ТД «Перекресток» — одно из юрлиц Х5 Retail Group. По адресу производства расположен Орехово-Зуевский хладокомбинат.

— Закупки у данного поставщика прекращены весной 2016 года в связи с выявленными в результате собственных контрольных мероприятий компании нарушениями требований к качеству поставляемой продукции, — сообщила пресс-служба Х5 Retail Group. Ведется ли в связи с этим работа по выбору нового поставщика, компания не уточнила.

Представитель «Ашана» подтвердил, что по факту полученной информации компания провела собственные лабораторные исследования, которые также выявили несоответствие содержимого указанному составу на упаковке.

— В результате все товары данной партии сняты с реализации. Поставщику выставлена претензия. Кроме того, на производстве будет проведен внеплановый независимый аудит. В случае выявления нарушений по итогам проверки контракт с данным производителем может быть расторгнут, — говорит представитель «Ашана» Мария Курносова.

ДНК-разбор

Выявить, что под видом трески продается менее ценная рыба, позволил секвенированный анализ ДНК, говорит представитель Роскачества Мария Галичева. Согласно открытым источникам цена на этот метод генетического анализа начинается от 12–15 тыс. рублей, вследствие чего используется он весьма избирательно, в основном для установления родственных связей у человека.

Гораздо чаще пищевую продукцию тестируют с помощью метода ПЦР (полимеразной цепной реакции), который менее точен, зато значительно дешевле — около 300 рублей за образец (согласно поисковой системе «Анализ-маркет»).

Информация о выявленных нарушениях была направлена производителям, а также в надзорные ведомства, говорит Галичева.

Представитель Росрыболовства Ксения Тимакова заявила, что ведомство проверит факты, изложенные в исследовании Роскачества.

— Мы считаем, что любая фальсификация недопустима. Вся российская рыба хороша по-своему, ее надо по-честному преподносить, — отметила Тимакова.

По ее мнению, снизить вероятность нарушений позволит единая система мониторинга, которая будет отслеживать рыбу на всех этапах перемещения — от водоема до прилавка. Работу над соответствующей системой Росрыболовство ведет с 2015 года совместно с Россельхознадзором, Роспотребнадзором, ФНС, ФТС и ФСБ.

"Капитал", иркутский торговый журнал № 5 (418) от 04.08.2016


  • Число просмотров: 6049

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть