Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Интернет-торговля

ОНЛАЙН-МАГАЗИНЫ ПРИМУТ ТЕЛЕФОННЫЕ НОМЕРА ВМЕСТО БАНКОВСКИХ КАРТ

УСКОРЕНИЕ ПЛАТЕЖЕЙ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 16 апреля
Новости
НА БИЗНЕС В МОНОГОРОДАХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НАПРАВЯТ БОЛЬШЕ 10 МЛН РУБЛЕЙ
Законодательство
МИНПРОМТОРГ ПОБОРЕТСЯ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ КОНТРАФАКТОМ
Каталог
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Бизнес-недвижимость

Выставка подарки

Канцтовары

Санаторий-профилакторий

Хорека

Салон штор Унисон

House mafia

Гостиница

Типография Иркут

АльтСтройКом

GreenTree

Архив журнала «Капитал»

Торговля

Торговым сетям умерили аппетиты

Попасть со своей продукцией на полки торговых сетей обычному предпринимателю не так-то про-сто. Нужно соответствовать определенным официальным и, не секрет, неким неофициальным кри-териям. Однако недавно вступившие в силу поправки в соответствующие законодательные акты делают эту возможность более реальной.

 

Эта регулирующая деятельность оказалась необходимой в связи с известным характером развития торговых сетей: занимая доминирующее положение в регионе, крупные ретейлеры создают дискриминационные условия для мелких товаропроизводителей, навязывают им невыгодные договоры. А то и вовсе ограничивают доступ на рынок.

С 15 июля 2016 года начали действовать изменения в федеральные законы «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» и «О защите конкуренции». Новации направлены на борьбу с недобросовестной конкуренцией и снижением административной нагрузки на предпринимателей.

Они предполагают установление четких требований к участникам рынка продовольственных товаров.

— Изменение схемы взаимодействия между производителями, поставщиками и ретейлерами позволит не только защитить малый и средний бизнес, соблюсти баланс интересов, но и добиться для потребителей снижения цен на продовольствие в рознице, — считает руководитель управления федеральной антимонопольной службы России по Иркутской области Валентина Заморина.

Вот ряд ключевых изменений, которые должны обеспечить честную конкуренцию и облегчить взаимодействие малых товаропроизводителей с торговыми сетями. Первое изменение: уточнено понятие того, что же представляет из себя монополист.

Монополист — кто он?

— Раньше под злоупотреблением правом подразумевалась ситуация, когда предприниматель или группа лиц занимают доминирующее положение и имеют долю определенного товара на рынке более чем в 35%. Сейчас такая норма упразднена, — поясняет Валентина Заморина.

А ведь как было раньше? К примеру, небольшой населенный пункт, три продовольственных магазина или вообще — ларька. Два из них принадлежат одному предпринимателю. Все — его доля на местном рынке более 50%. Значит, коммерсанта можно назвать и торговой сетью, и монополистом. И — применять антимонопольное законодательство.

Теперь этот казус упразднен. Если у компании или ИП, имеющих несколько торговых точек, суммарная годовая выручка от реализации товаров не превышает 400 млн рублей, то они не подпадают под определение «торговая сеть». Более того, с них снимается антимонопольный контроль.

То есть индивидуальные предприниматели и предприятия малого и среднего бизнеса, чья годовая выручка менее 400 млн рублей, получают так называемый антимонопольный иммунитет. Такая неприкосновенность препятствует возбуждению против них административного дела при нарушении антимонопольного законодательства.

Но на по-настоящему крупные торговые сети, получающие соответствующую выручку, такой иммунитет не распространяется. Как не касается он финансовых организаций, например, микрозаймовых, субъектов естественных монополий и компаний с государственным участием.

Максимальные 5%

Кроме того, в откорректированных законах даются более детальные объяснения совокупного размера вознаграждения, который поставщик платит торговой сети.

Как пояснили в службе потребительского рынка и лицензирования Иркутской области, поправки в законодательство сократили в два раза максимальный размер вознаграждения, которое ретейлеры могут получать от поставщика. По новым правилам размер вознаграждения составляет 5% от общей стоимости сделки, а не 10%, как ранее. Превышение пятипроцентного порога от суммы поставки будет рассматриваться как нарушение антимонопольного законодательства.

   
 

Валентина Заморина,

руководитель управления ФАС России по Иркутской области:

— Изменение схемы взаимодействия между производителями, поставщиками и ретейлерами позволит не только защитить малый бизнес, соблюсти баланс интересов, но и добиться снижения цен на продовольствие в рознице.

 
   

При этом законодательство четко указывает и перечень того, что может включать в себя это пятипроцентное вознаграждение, получаемое от поставщика. Теперь в него входят и все дополнительные услуги (логистика, упаковка, обработка товара, реклама, мерчандайзинг и т.п.), оплата которых раньше не входила в 10% вознаграждения, а оплачивалась дополнительно.

Запреты и ограничения коснулись навязывания сетевиками поставщикам своих условий. Торговым сетям запрещено принуждать контрагента заключать отдельные договоры на дополнительные услуги, невыгодные для него или не относящихся к предмету договора. Например, это взимание платы за право поставок продовольственных товаров в торговую сеть («вхождение в сеть»), за изменение ассортимента. Еще ретейлеры практикуют выставление счетов поставщику за утрату или повреждение продовольственных товаров в случаях, когда за товар уже фактически отвечает ретейлер (что является и нарушением Гражданского кодекса РФ), счета на посреднические договоры, на возврат нереализованного товара и так далее.

Рекомендация антимонопольной службы: «Каждая конкретная услуга по продвижению товара, логистическая услуга и другие являются идентичными для всех поставщиков. При оказании разным поставщикам услуги по продвижению товаров торговая сеть будет нести равные затраты». Другими словами, торговым сетям надо обозначать стоимость дополнительных услуг фиксированной и одной для всех поставщиков суммой. А перечень услуг, предлагаемых поставщику, должен быть открытым.

По словам Валентины Замориной, если закон будет соблюдаться, то потребитель в розничной стоимости товара должен увидеть разницу между 5%, разрешенными теперь в качестве вознаграждения торговым сетям, и 10% (плюс сверху — оплата допуслуг), которые были. Изменения в договоры с поставщиками владельцы торговых сетей должны внести до 1 января 2017 года. До этого срока работа по старым договорам не считается нарушением.

Нарушение закона о торговле влечет административную ответственность юридическим лицам в виде штрафа от одного до пяти миллионов рублей, для должностных лиц — от 20 до 40 тыс. рублей.

Кроме того, с двух месяцев до одного года увеличен срок давности для привлечения ретейлеров к административной ответственности за нарушения законодательства об основах государственного регулирования торговой деятельности.

Новые сроки платежей

Поставщики нередко жалуются, что торговые сети подолгу не рассчитываются с ними, а ведь у них кредиты. И приходится поднимать стоимость продукции.

Сейчас сроки для расчета с поставщиками ограничены. Ретейлеры поставлены в жесткие рамки и будут лишены возможности манипулировать со сроками передачи и приемки документов, подтверждающих факт поставки товара. Сроки оплаты будут исчисляться с момента фактической поставки товара: закон предоставляет поставщикам продукции после фактического получения торговыми сетями продовольственных товаров три рабочих дня для оформления всех необходимых документов.

Если договором предусмотрена отсрочка оплаты сетью полученного товара, то ее максимум тоже теперь сокращен — в зависимости от срока годности самой продукции, согласно поправкам в закон о торговле.

Например, если раньше с поставщиком за скоропортящиеся продукты торговая сеть обязана была рассчитаться за десять дней, то сейчас — за восемь рабочих дней. Для товаров с 30-дневной годностью сроки расчета снижены с 30 до 25 календарных дней. Для товаров со сроком годности свыше 30 дней — те же 45 календарных дней, разъяснили в иркутском УФАС.

Изменения в договоры с поставщиками владельцы торговых сетей должны привести в соответствие с новыми требованиями до 1 января 2017 года. До этого срока работа по старым договорам не будет противоречить законодательству и не потребует внесения изменений. С 2017 года условия договоров, противоречащие закону о торговле, признаются утратившими силу.

Наезды жалобщиков остановлены

Необоснованные жалобы покупателей — явление, именуемое также как «потребительский терроризм», должно быть остановлено еще одним нововведением. Теперь в отношении субъектов малого предпринимательства нельзя начать внеплановую проверку по жалобе потребителя, если он сначала не обратился с претензией напрямую в компанию.

Необходимость такой меры можно проиллюстрировать данными ФАС России за прошлый год. В 2015 году в стране провели чуть более шести тысяч проверок, из которых 5,5 тысяч были внеплановыми. Таким образом, доля внеплановых проверок составила более 90%. Основанием для их проведения становились заявления граждан и юрлиц, информация органов государственной власти, местного самоуправления и СМИ.

Так вот, из всех проведенных внеплановых проверок в 44% случаев (то есть почти в половине) контролеры не нашли нарушений. А значит, компании подверглись избыточному контролю. Мелких поводов для проверок много, а действительно серьезные нарушения упускаются из вида, что свидетельствует о неэффективном контроле, считают в аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Помимо этого, в законе прописано, что внеплановая выездная проверка малых и средних компаний не может проводиться без согласования с прокуратурой. Эта норма позволит пресечь практику заказных и необоснованных проверок.

Предусмотрен обновленный порядок проведения контрольной закупки: о ее проведении проверяющие не будут уведомлять заранее. Положения о контрольной закупке и проверках по жалобе потребителя начнут применяться с 1 июля 2017 года.

Все выше перечисленные изменения, с одной стороны, дают преимущество предприятиям малого и среднего бизнеса, если они добросовестно выполняют свои обязанности. С другой — повышается ответственность крупных торговых сетей и поставщиков, что принуждает их к соблюдению антимонопольного законодательства на благо потребителей.

"Капитал", иркутский торговый журнал № 1 (422) от 22.02.2017


  • Число просмотров: 292

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Курорт Русь

Грузоперевозки

Спецтехника

Выставка

Мебель

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть