Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Вышла новая методичка Центробанка

За что банки блокируют счета 2017-2018

 

Если банк найдет факты или признаки уклонения...

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 20 октября
Новости
В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ПЛАНИРУЕТСЯ СОЗДАНИЕ ЭКСПОРТНОГО ЦЕНТРА
Вопрос-ответ
КАК ОТКРЫТЬ КАФЕ В ЖИЛОМ ДОМЕ?
Каталог
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Выставка подарки

Лифты в Иркутске

Деловая сеть

Мир Эклера

ВостСибМебель

Дом.ру

СЭЙВ

Типография Иркут

Архив журнала «Капитал»

Анализ рынка

Рынок картофеля восстанавливается после рекорда

Самый высокий за последние 20 лет урожай картофеля, полученный в сезоне 2015 – 2016, обрушил рынок и вылился в убытки для многих сельхозпроизводителей. Восстановления цен не произошло даже после сокращения сбора в прошлом году. В новом сезоне 2016-2017 году цены на продукцию должны немного увеличиться

 Средняя цена 2016 года на немытый картофель в опте была на уровне 10 руб./кг, а весной падала ниже себестоимости — до 5−6 руб./кг. Чтобы застраховаться от рисков перепроизводства, нужно повышать качество продукции, наращивать экспорт и строить предприятия по переработке, — отмечают эксперты.

В сезоне-2015— 2016 урожай картофеля достиг самой высокой с конца 1990-х отметки — 33,6 млн т. Последний раз больше, а именно 35,1 млн т, страна собирала 20 лет назад — в 1997 году. Такое производство можно назвать рекордом 2000-х, ведь этот объем на 17% выше среднемноголетнего уровня этого периода. Однако, как это часто бывает, большой урожай обвалил цены. Многие производители картофеля подсчитывали многомиллионные убытки, которые невозможно компенсировать в краткосрочной перспективе, а некоторым хозяйствам пришлось уйти с рынка.

Эйфория от импортозамещения

По данным Росстата, в 2015 году производство картофеля в России увеличилось относительно предыдущего года почти на 7%, а урожайность агрокультуры у сельхозпроизводителей достигла рекордной отметки — 233,5 ц/га. Основным фактором высокого сбора стало увеличение посевов, в интервью журналу «Агроинвестор» поясняет эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Светлана Кулешова.

— На эйфории импортозамещения сельхозорганизации и фермерские хозяйства нарастили площади под посадку картофеля с 320 тыс. га в 2014-м до 360 тыс. га, -говорит она. -Параллельно с этим значительная часть населения вернулась к практике выращивания агрокультуры на приусадебных участках из-за снизившейся покупательной способности.

В результате урожай в корпоративном секторе увеличился более чем на 20% с 6,1 млн т до 7,4 млн т. . Свою роль сыграли и благоприятные погодные условия, использование агропроизводителями более высококачественного семенного материала, а также все большее внедрение современных механизированных технологий, добавляет замдиректора ВНИИ картофельного хозяйства им. А. Г. Лорха Виктор Старовойтов.

К таким большим объемам картофеля рынок оказался не готов: потребление, несмотря на падение доходов, в последние годы остается достаточно стабильным. В условиях превышения предложения над спросом цены на агрокультуру упали и не восстановились до сих пор. Как правило, в конце благоприятного по валовому сбору сезона и в начале следующего цены значительно уменьшаются, говорит Старовойтов. Так, средняя цена картофеля в 2015 году составляла 13,2 руб./кг, а к началу 2016-го снизилась до 10,25 руб./кг.

— С проблемой перепроизводства за десять лет существования компании мы столкнулись впервые и оказались абсолютно к этому не готовы, — признает гендиректор тульской «Национальной земельной компании» (НЗК, объем производства — 200 тыс. т/год) Андрей Самошин. — Излишнее давление рекордного урожая привело к тому, что картофель резко подешевел после удачного 2014 года. В определенные моменты обвал цен достигал трехкратного уровня. Многие игроки надеялись, что осенью переждут, а весной доберут продажами по более высокой цене, но этого не произошло. Избыток на рынке никуда не делся, и в апреле-мае прошлого года производителей накрыла вторая волна падения цен.

Перспективы нового сезона неоднозначны

По прогнозу ИКАР, в 2017-м объем посадки картофеля окажется на уровне прошлого года, но произойдет перераспределение: хозяйства уменьшат площади на 3−5% относительно 2016-го, а промышленные производители примерно на столько же увеличат их. Весной оптовые цены на агрокультуру ожидаются выше, чем годом ранее. В начале марта рынок уже начал ощущать сезонную нехватку продукции высокого качества. Например, в Брянской области ориентировочная цена на такой картофель в начале марта составляла 8−9 руб./кг против 5−6 руб. на аналогичный период прошлого года.

У агрохолдинга «ОСП Агро» широкий спектр деятельности, на картофель приходится 20% от общего объема реализации продукции. Компания не планирует сокращать его производство в надежде, что в перспективе двух-трех лет ситуация стабилизируется. Под будущий урожай выделено 650 га, как и годом ранее. Схожей стратегии придерживаются «Тверская агропромышленная компания» (560 га) и «Еврохимсервис» (200 га). В то же время агрохолдинг «Малино», который не уменьшал площади (5,5 тыс. га) в прошлом году в надежде компенсировать потери от низкой цены 2015-го, принял решение сократить объем посадки картофеля в 2017-м, чтобы улучшить севооборот и сосредоточиться на повышении урожайности и качества продукции. «Национальная земельная компания», которая традиционно занимает картофелем по 4,8−5 тыс. га, в ушедшем году сократила площади на 15%.

— Какой смысл продуцировать убытки? Важнее перестроить стратегию, чем мы и занимаемся, — поясняет гендиректор тульской «Национальной земельной компании» Андрей Самошин. — Сейчас мы подводим итоги сезона-2016/17 и если поймем, что объем картофеля в средней полосе все еще является избыточным, то, вполне возможно, еще уменьшим площади».

Крупная агрокомпания «АФГ Националь» видит перспективы развития картофельного сегмента.

— С 2015 года мы активно инвестируем в это направление, увеличивая объемы производства и наращивая земельный банк, — рассказывает гендиректор «АФГ Националь» Юрий Белов. — На 2017-й запланировано очередное расширение производства картофеля до 92,5 тыс. т (с учетом семенного)». Планируемые инвестиции в овощное направление компании в целом на этот год составляют около 1,3 млрд руб., но, скорее всего, сумма будет пересмотрена в сторону увеличения.

Нужен экспорт и переработка

Проблему перепроизводства картофеля признал и Минсельхоз. Чтобы решить ее, в первую очередь необходимо наращивать объемы экспорта, отмечал директор Департамента растениеводства агроведомства Петр Чекмарев на Всероссийском агрономическом совещании в феврале. По его мнению, с рынка нужно снять 2−3 млн т. Темпы вывоза в последние два сезона действительно увеличились. По данным ИКАР, в 2016 году за рубеж были поставлены рекордные 215 тыс. т, но пока основные покупатели — это страны бывшего СССР — Украина, Азербайджан, Грузия. В свою очередь, импорт картофеля за последние годы значительно уменьшился. Если в 2014 году было ввезено 670 тыс. т агрокультуры, то в 2016-м — около 270 тыс. т.

Стратегически важной задачей для регионов, выращивающих картофель, является строительство картофелеперерабатывающих заводов, считает Минсельхоз. По словам Чекмарева, им нужно «построить по одному-два завода для того, чтобы продавать готовую продукцию». Сейчас в стране отсутствует полноценная переработка этой агрокультуры, действуют отдельные предприятия, способные осваивать лишь небольшие объемы, соглашается Самошин. Для сравнения, на Западе доля переработки картофеля превышает 50% от объема его производства, в то время как в России — не более 3%.

"Капитал", иркутский торговый журнал № 3 (424) от 25.04.2017


  • Число просмотров: 282

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Двери

Ростелеком

Агентство недвижимости

SibExpo

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть