Архив журнала «Капиталист»
Так это было
"ТОРГОВЛЯ И НАЖИВА ЯРКО БЛИСТАЛИ НА ГОРИЗОНТЕ ИРКУТСКОМ..."
То, что Иркутский острог расположился в удачном месте, стало ясно уже скоро после основания города. Иркутск оказался на пересечении торговых путей. Тогда в местности "против Иркута-реки" и появилось новое сословие - купеческое. Торговля развивалась быстро, и, в связи с этим, Указом 1700 года царь Петр I повелел построить в Иркутске каменный гостиный двор с таможней, который возвели к западу от острога.
Гостиные дворы, купеческие подземелья и банды разбойников на пути торговых караванов - слагаемые жизни иркутского купечества в XVIII - первой половине XIX века. Рассказ о них - в исторической рубрике "Капиталиста".
Иркутск, начало XIX века
|
Около гостиных дворов образовалась обширная Гостинодворская площадь, а улица, прилегавшая к ним, носила название Гостиная или Гостинодворская. Она проходила примерно от берега Ангары до современной улицы Канадзавы.
Далее, от построенной в 1708 году деревянной Тихвинской церкви до палисада (где сейчас улица Карла Маркса) проходила улица Морская или Заморская. В палисаде находились Заморские ворота и застава. За заставой шел Заморский тракт в сторону Байкала, по которому шли обозы с товарами из Забайкалья и Китая.
Однажды, как отмечает иркутская летопись, в 1732 году в Заморские ворота из окружавшего город дремучего леса вошел медведь, прогулялся вдоль палисада и вышел в Мельничные ворота на Ушаковке...
ГОСТИНЫЙ ДВОР, ЗАНЯВШИЙ ЦЕЛЫЙ КВАРТАЛ
В 1775 году город постигло большое несчастье. В той же иркутской летописи отмечается: "в ночь с 19 на 20 сего июня от молнии сгорели старый и новый гостиные дворы с таможней. Товаров спасена малая часть".
Иркутское купечество принимает решение построить новый гостиный двор, удовлетворяющий потребностям развивающей торговли. В связи с этим все дома от улицы Мыльниковской (ныне - Чкалова) до Тихвинской церкви (ныне здание "Востсибугля") были снесены. Целый квартал между Спасской и Тихвинской площадями был занят возведенным в 1777-1782 годах гостиным двором - торговым зданием, ритмично оформленным арками. В арках помещалось около 200 лавок. Гостиный двор проектировал итальянский архитектор Д. Кванеги, но завершил проект архитектор А.Я. Алексеев.
Гостиный двор представлял собой большое двухэтажное сооружение в виде замкнутого квадрата с обширным внутренним двором. В 1816 году на втором этаже было построено биржевое зало. Между Гостиным двором и Большой Трапезниковой улицей (ныне улица Желябова) архитектор Алексеев ставит Кузнецовские или мещанские торговые ряды на 80 лавочек. Кроме них, торговая жизнь кипела на хлебном, сенном и толкучем рынках, в мясном и рыбном рядах.
Всего к концу XVIII века в городе насчитывалось более 400 торговых мест и их число постоянно росло. В середине следующего века торговых точек стало больше, чем в Тобольске, Томске и Тюмени, вместе взятых. В среднем выходило, что на каждые 20 жителей приходилось по одной торговой точке. Более высокой степени коммерческого сервиса не было ни в одном сибирском городе.
Как отмечал один из современников, "торговля и нажива - вот два термина, которые ярко блистали на горизонте иркутском..."
ПОДЗЕМНЫЕ ХОДЫ ПРОНИЗЫВАЛИ ЦЕНТР ГОРОДА
Достоверно известно, что жившие по соседству с гостиным двором и ведущие крупную торговлю купцы доставляли туда свои товары по подземным галереям. Так было безопасней, подальше от чужих глаз, да и меньше сумятицы при приемке товара.
Тихвинская площадь, середина XIX века
|
О подземных галереях забыли и заново вспомнили о них в 1927 году, когда во дворе этого вуза произошел провал почвы и под камнями был обнаружен ход в глубокое подземелье. Первым его исследовали подростки из соседних домов. Они не раз спускались по темному коридору, выложенному каменными плитами, и пробирались далеко по направлению к площади имени Кирова. Естественно, этим заинтересовались компетентные органы, и видимо по их приказу вход в подземелье замуровали.
Осенью 1935 года при прокладке водосточных труб был снова найден, очевидно, этот же самый ход. Рабочие, копавшие канаву, обнаружили два больших хода - в каждый из них свободно могла пройти лошадь с телегой. Один шел по направлению к улице Сухэ-Батора, другой - к улице Желябова.
В послевоенные годы и до нашего времени рядом с педуниверситетом и внутри здания неоднократно проводились строительно-ремонтные работы. И как правило, каждый раз рабочие натыкались на следы подземных ходов. Об этих находках становилось известно в городе, многие люди пытались туда проникнуть. Но эта задача была не по силам любителям-одиночкам.
БЕСПОКОЙНЫЙ И ДЕРЗКИЙ СИБИРЯКОВ
1 января 1787 года в Иркутске была открыта новая городская дума. В гласные выбрали десять купцов, а городским головою - М.В.Сибирякова. Открытие городских органов власти было обставлено весьма торжественно. По свидетельству "Иркутской летописи", купечество дало "великолепный обед для всех чинов города и граждан, а к вечеру был бал с маскарадом и пушечной пальбою".
Можно сказать, что Сибиряков являлся одним из первых лидеров купеческой олигархии в Иркутске, который заставил властные структуры считаться с собой. Таких как он принято называть колоритной фигурой - богатейший купец, самодур, человек волевой и решительный, он был типичным представителем авторитарного стиля управления.
Характерно замечание о нем одного из современников: "Тоже дикий был человек; как начнет чубуком махать - беда. А все-таки голова, защитник". Вот это последнее и привлекало к нему горожан. Несмотря на его необузданность и жесткость иркутяне четырежды выбирали его городским головой. Он не боялся вступать при необходимости в конфликты с городской и губернской администрацией. За "дерзости" и "неповиновения" предписаний правительственных органов Сибиряков неоднократно привлекался к судебной ответственности.
"Купец Сибиряков, - указывал один из его оппонентов иркутский военный губернатор Б.Б.Леццано, - есть человек беспокойный и дерзкий". Под стать ему были Н.Мыльников, С.Дударовский и другие столпы общества - крупные иркутские воротилы.
ЧЕРЕЗ ХАМАР-ДАБАН - НОВЫЙ ПУТЬ В КИТАЙ
Главным торговым партнером для иркутских купцов в это время и последующие сто лет по-прежнему оставался Китай. Дорога с переправой через Байкал и дальше в направлении на Кяхту доставляла купцам много хлопот, они несли большие убытки. Рост прибылей напрямую зависел от более постоянного, удобного и более короткого сообщения. Новую дорогу решили проложить в объезд Байкала через Хамар-Дабан.
Начало Амурского тракта
|
В настоящее время от Хамар-Дабанского тракта хорошо сохранились некоторые следы. В районе пика Черского еще можно встретить остатки просек, укреплений над обрывами, срезы склонов, подъемы и спуски, бревенчатый мост, гать, остатки зимовья. Это дает наглядное представление, в каких условиях осуществлялась перевозка купеческих кладей.
Дорога эта была очень трудной, так как проходила по тайге и горам. Ездили по ней, в основном, во второй половине года. Зимой мешали наледи от бесчисленных рек, речек и ручьев, глубокие снега. Тракт естественно не чистился, потому как поселения вокруг были редкими. А тут еще одна напасть - пошаливали лихие людишки и еще как пошаливали.
ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЕ ОТРЯДЫ ИЗ КАТОРЖНИКОВ
До вступления в должность гражданского губернатора Николая Трескина (1806-1819) Иркутск и его ближние и дальние окрестности не знали покоя от разбоя и грабежей. Преступных сообществ и шаек развелось такое количество, что с ними можно было справиться только самыми решительными мерами. Так и поступил новый губернатор, человек крутого и деспотического нрава. Он по сути ввел на подвластной ему территории военное положение и создал истребительные отряды... из каторжников. Каждому из них пообещал скостить срок наказания, если они справятся с задачей уничтожения разбойников и грабителей.
Подобное неординарное решение - бороться с преступностью при помощи самих же преступников - как ни странно сработало. Уже через три года правления Трескина с разгулом уголовщины было покончено.
Но как скупо сообщают документы той эпохи, одна банда, возглавляемая неким Гиндяхиным, продолжала действовать более десяти лет. Это дает повод признать в Гиндяхине особый криминальный талант. Столь долгое время оставаться на свободе, когда везде рыщут карательные отряды, набранных из отпетых уголовников, и при этом умудряться обделывать свои темные делишки - факт достойный внимания.
Гиндяхин не раз ускользал от преследователей и в тоже время продолжал заниматься грабежами купеческих караванов и байкальского населения. В конце концов его вытеснили за Байкал на Хамар-Дабан, где он сделал несколько вылазок, ограбил кяхтинских купцов, а потом беследно исчез. Чиновники из администрации губернатора поговаривали, что Гиндяхин со своими разбойничками ушел целым и невредимым в китайскую землю.
Когда Трескина снимали с должности за многочисленные злоупотребления, в городе упорно циркулировали слухи, что Гиндяхин был лично знаком с губернатором, имел с ним деловые контакты и пользовался негласным покровительством последнего.
Так ли это было на самом деле, сейчас судить трудно, но такой факт был зафиксирован в историческом очерке об Иркутске, изданным нашим известным земляком В.П.Сукачевым.
- Число просмотров: 2339