Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Малый бизнес

ГДЕ ГОСУДАРСТВО ПОДДЕРЖИТ

ПРИОРИТЕТНЫЕ ОТРАСЛИ С ГАРАНТИЕЙ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 23 сентября
Экономика
САМАЯ ВЫГОДНАЯ ОТРАСЛЬ
Налоги
ЧТО НЕСЕТ РЕФОРМА 2024-2025

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Тон-М

Архив журнала «Капиталист»

Крупный план

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЕНКО: МАЛЫЙ БИЗНЕС У НАС И НА ЗАПАДЕ - ВЕЩИ НЕСРАВНИМЫЕ

Сравнивать малый бизнес в России и на Западе бессмысленно. Это две абсолютно разные вещи. Если у них малый бизнес - это почти 70 процентов внутреннего валового продукта, то у нас - около десяти. Мало того, на Западе существует понятие «свободное предпринимательство». У нас же стоит человеку заявить себя в качестве предпринимателя, как тут же на него слетаются все мыслимые и немыслимые инстанции с целью проверить и оштрафовать. О том, почему в России так тяжело приживается малый бизнес, рассказывает директор регионального антикризисного центра защиты прав предпринимателей Александр Василенко.

                                      

Корр.: Александр Андреевич, наша страна всегда шла своим, особым путем. И все же, на ваш взгляд, почему у нас так медленно развивается предпринимательство?

                        

— Все дело в приоритетах государства. На Западе государство помогает развивать свое дело. У нас - наоборот, мешает. Помещения не давали, не дают и не будут давать. Если и предоставили какую поблажку на копейку, то вытрясут потом на десять рублей. Если аренда - то заоблачная. Если помещение в доверительное управление - то человек должен за это в него столько вложить, что в конечном итоге разорится.

Малый бизнес у нас - это выживание людей. И сравнивать данный сектор экономики с западным нельзя. Это несравнимые вещи. Совсем другое отношение к бизнесу, абсолютно другой смысл. У них люди идут в бизнес осознанно, чтобы чего-то добиться, заявить о себе. У нас - вынужденно. Безусловно, небольшая группка предприимчивых людей начинает свое дело осознанно. Основная же масса лишь потому, что больше некуда идти.

Для чего существует государство? Чтобы защищать тех, кто не может заработать деньги, - пенсионеров, инвалидов, детей. Наше же государство работает как банковский механизм: дал деньги - взял обратно. То есть оно работает на доходы. И это очень заметно сейчас, когда благодаря высоким ценам на нефть и золото в бюджете появились дополнительные средства. Однако никто не собирается направлять их на развитие. Их отложили на будущее, в так называемый стабилизационный фонд - вдруг когда-то денег не будет?

На Западе заинтересованы в том, чтобы люди работали. Ведь проживая на пособие, которое, кстати, не маленькое, человек не приносит доходов в бюджет. Поэтому все делается для того, чтобы он начал работать. И только когда его бизнес встанет на ноги, к нему начинают предъявлять претензии, что-то требовать.

Наших предпринимателей губят на корню. Он хочет работать - ему все мешают. Как только человек стал предпринимателем, все тут же на него слетаются и не дают работать. И все под очень красивым соусом подается: чтобы была добросовестная конкуренция, чтобы платили налоги и так далее. Я считаю, что этому человеку нужно сказать спасибо уже хотя бы потому, что он себя кормит и свою семью.

                                    

Корр.: Но когда-то отношение к малому бизнесу у нас изменится? Каков ваш прогноз?

                                 

— Пока не меняется с начала 90-х годов. Когда-то Ельцин дал свободу бизнесу - делайте, что хотите, берите, сколько унесете. А у людей менталитет какой? Сначала все запрещали, теперь разрешили. Какая-то часть людей боялась хапать, потому что в них сидел страх советской системы (особенно у старшего поколения: они помнят пшеничные колоски, за которые сажали). А молодые мгновенно сделали капитал на воровстве. Публика же, которая формирует средний класс, осталась за бортом.

                               

Корр.: И все же, есть ведь программы поддержки малого бизнеса. От них-то реальной пользы можно ждать?

                                

— На государственном уровне такой программы не существует. Госоргана, который занимается поддержкой этого сектора экономики не существует. Соответственно, если нет такой структуры в Москве, то на местах - тем более.

                                        

Корр.: А как же областная программа по поддержке предпринимательства?

                                     

— Про эту программу я расскажу вам анекдот. «Шура, жарьте рыбу. А где рыба-то? Вы жарьте-жарьте, рыба будет». В этой программе четыре миллиона рублей заложено на один год. А что такое эти деньги? Если разбить их на все районы области, то получится по 100 тысяч на каждый. Объявлен конкурс на организацию структур поддержки малого бизнеса в районах. А ведь чтобы организовать настоящую помощь предпринимательству, нужны специалисты. Но за такие деньги профессионала не найдешь. Консалтинговая работа очень дорогостоящая. Она во всем мире высоко ценится.

                        

Корр.: Городские власти предлагают открыть бизнес-инкубатор. Это хорошая идея?

                         

— Идея отличная. Но об этом говорится уже на протяжении десяти лет. Они собираются разместить инкубатор в детском садике. А ремонтировать его значительно дороже, чем заново построить. Об этом нужно было думать раньше. Во время приватизации выделить специальное помещение, вложить в него деньги, развить систему, которая действительно может приносить пользу. Никто в бизнес-инкубатор вкладывать деньги не собирается.

А вообще такое учреждение значительно бы облегчило подготовку предпринимателей. Ведь у начинающего бизнесмена нет денег, техники, помещения. А тут на первых порах он освобождается от такого рода проблем и просто учится бизнесу. К примеру, сейчас идет реформа ЖКХ. Так почему бы там и не обучить предпринимателей экономии ресурсов на примере отдельно взятого дома. Или как организовать контроль за работой дворников, которые обслуживают конкретный участок.

                           

Корр.: Тем не менее, даже не получая должной поддержки от властей, малый бизнес понемногу развивается, встает на ноги. А со своими проблемами предприниматели обращаются в ваш центр. Интересно, со временем эти жалобы меняются?

                                   

— Они в основном одни и те же. Больше всего жалоб по-прежнему поступает от коммерсантов в адрес правоохранительных органов. В целом же обращаемость можно разделить на две почти равные части: половина предпринимателей приходит к нам за помощью из Иркутска, остальные - из других городов и районов области. Даже с Катанги к нам в этом году человек пожаловался. Там всего 12 предпринимателей, и то одного из них умудрились обидеть.

Мы разбираем конфликтные ситуации в том случае, если считаем, что предприниматель прав. Сначала пытаемся договориться: убедить другую сторону в неправоте. Если не получается, идем в суд и там убеждаем.

Большой комплекс проблем - административные барьеры.

То есть те препятствия, которые создают чиновники. Причем не из личных соображений, а, в основном, из якобы государственных. Преимущество нашего центра в том, что на сегодня в правовых вопросах мы грамотнее, чем чиновники. Ведь чиновнику дали указание, и он действует, он не разбирается. Нам удается выигрывать дела в судах, потому что у нас богатая практика. Они же идут в суд с убежденностью, что представляют собой государство, а значит им все должны.

Все государственные структуры сегодня стоят на защите государственных интересов, а не на страже закона. И пока эта тенденция не изменится, малому бизнесу существовать в нашей стране будет очень сложно.

Екатерина Еременко


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 1 (1) Июнь - Июль 2004 года


  • Число просмотров: 1994

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть