Архив журнала «Капиталист»
Крупный план
Алексей Альмухамедов: "ВЛАСТЬ ДОЛЖНА СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ..."
Сегодня гостем нашей рубрики «Крупный план» стал Алексей Альмухамедов, начальник департамента предпринимательства, среднего и малого бизнеса администрации Иркутской области. Перед вами – официальная точка зрения на взаимоотношения власти и предпринимательства.
Корр.: Алексей Александрович, а много ли малых предприятий работает сейчас на экономику нашей области?
- В настоящее время в Иркутской области насчитывается 8314 малых предприятий. По сравнению с прошлым годом их количество увеличилось на пять процентов. Меняется и структура. Если раньше 44 процента предприятий малого бизнеса занимались торговлей и сферой обслуживания, то сейчас этот показатель снизился до 40 процентов. При этом возросло количество малых предприятий, занятых в сфере производства и в строительстве.
И еще интересные цифры: количество малых предприятий на одну тысячу жителей. В нашей области этот показатель равен 3,1, тогда когда в среднем по России – порядка шести. Среди регионов, входящих в Сибирский федеральный округ, Иркутская область по количеству малых предприятий на тысячу жителей обгоняет лишь Республику Бурятию и Читинскую область. В той же Томской области на тысячу жителей приходится семь малых предприятий, в Кемеровской области - 4,6, в Красноярском крае - 3,7.
Корр.: А местное население активно идет в малый бизнес?
- По данным Госкомстата, в сфере малого бизнеса занято примерно16,9 процента населения области. Низкий официальный показатель вовлеченности населения в малый бизнес, конечно, не может говорить о том, что этот бизнес неэффективен. Малыми и средними предприятиями области в прошлом году было произведено услуг и продукции на сумму 18 млрд. рублей, прибыль этих компаний составила 1,27 млрд. рублей. Более половины малых предприятий сосредоточены в Иркутске. В действительности же эти показатели значительно выше. Потому что только часть малых предприятий ведет правильный учет занятых и полностью отчитывается о своей деятельности.
Если давать общую оценку, то в сфере малого предпринимательства, включая средний бизнес, сегодня заняты порядка 75-80 процентов населения области. Мировой же показатель составляет 90 процентов и выше. К примеру, на Тайване он равен 99 процентам, в Сингапуре – 96.
Но здесь до сих пор открыт вопрос: что следует называть малым, а что средним бизнесом? В российском законодательстве вообще нет четкой трактовки, что такое средний бизнес. Поэтому мы можем говорить только об оценочных показателях. Сегодня было бы правильнее говорить не о среднем и малом предпринимательстве, а о региональном предпринимательстве, как предпринимательстве, формирующем экономическое благополучие области.
Корр.: Какие предприятия попадают под эту категорию?
- В эту категорию попадают все предприятия, имеющие центр финансовой ответственности на территории нашего региона.
Корр.: Какие сферы деятельности, в которых заняты региональные предприниматели, на сегодняшний день являются самыми распространенными?
- К таким сферам можно отнести торговлю и сферу обслуживания, поскольку именно они обеспечивают быструю оборачиваемость средств. Однако все очень быстро меняется. Какое-то время малые и средние предприниматели массово строили автомобильные заправки, сейчас – цеха по переработке леса. Понятно, что на рынке происходит заполнение одних ниш, предприниматели из них уходят, заполняя новые.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ – ЭТО НЕ ЗАХРЕБЕТНИКИ И НЕ ПРОХОДИМЦЫ
Корр.: Алексей Александрович, каким образом сейчас строятся отношения региональных предпринимателей и органов власти?
- Если говорить о взаимоотношениях власти и предпринимательства в стране в целом, то в послании президента России Федеральному собранию на 2004 год эта тема была выделена отдельно. Президент подчеркнул, что основные усилия государства и бизнеса должны быть направлены на дальнейшее увеличение занятости – особенно в регионах с застойной формой безработицы, на развитие малого и среднего бизнеса. В этом, по-моему, заключался положительный момент. То есть, президент заострил внимание на том, как должны строиться эти отношения.
Затем эта же мысль была подчеркнута президентом на заседании совета законодателей: «Смотреть на малых и средних предпринимателей надо не как на захребетников и проходимцев, а как на источник благосостояния всего региона и муниципалитета». Эти слова в полной мере относятся не только к малому и среднему бизнесу, но и ко всему региональному предпринимательству.
Мне кажется, что мысль очень своевременная, поскольку, еще недавно в Госдуме РФ обсуждался вопрос об отмене единственного в стране закона, который хоть как-то регулирует государственную поддержку малого бизнеса. Если этот закон отменить, то будут отменены и все региональные и муниципальные программы по поддержке развития малого предпринимательства. Если сейчас малый бизнес имеет какие-то преференции, ему выделена какая-то доля в госказне, то с его отменой антимонопольный комитет был бы вынужден отменить все преференции. Да и понятие малого бизнеса исчезнет вообще. Поэтому мы сейчас переходим на понятие именно регионального предпринимательства.
ЭКОНОМИКУ ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖАТ ТОЛЬКО РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ
Корр.: Для чего по-вашему региональным предпринимателям нужна поддержка властей?
- Если рассуждать, зачем нужна поддержка и в чем она должна заключаться, то мы для себя попытались выделить четыре составляющие.
Сейчас в основе региональной экономики лежит чисто сырьевая составляющая. Если говорить о стратегии развития Сибири, то в будущем можно ожидать только закрепления этой сырьевой составляющей, что приведет к откату позиций Сибири. Это наблюдение подкрепляется, в частности, теми глобальными газовыми и нефтяными проектами, которые планируются на территории области. Ведь осуществляются они не местными и региональными компаниями, а крупными вертикально-интегрированными структурами, центр финансовой ответственности которых вынесен за пределы нашего региона.
На нашем «игровом поле» остаются только региональные предприниматели, деятельность которых ориентирована на регион, и практически только они работают на развитие региональной экономики. С этой точки зрения есть очень интересные цифры.
Если по валовому продукту мы находимся на одном из первых мест среди регионов СФО, то по налоговому доходу - на одном из последних мест в округе. Это говорит о том, что практически все крупные предприятия, которые работают в регионе, деньги выводят за пределы территории. Поэтому в экономическом аспекте только региональное предпринимательство является поддерживающим субъектом в экономике области. Кроме того, только региональное предпринимательство реально может работать как субъект инновационной экономики. Потому что крупные предприятия в большинстве своем не очень в этом заинтересованы. Таким образом, можно сделать вывод, что при поддержке регионального предпринимательства решается чисто макроэкономическая задача – структурное изменение региональной экономики. Это то, что касается экономического аспекта.
Социальный аспект заключается в том, что региональное предпринимательство решает не менее важную задачу: вовлечение населения в экономическую и социальную деятельность. Это приводит к снижению социальных и политических рисков, связанных с реструктуризацией крупных предприятий. К примеру, закрывается в области одно из подразделений градообразующего предприятия, в результате чего высвобождаются сотни специалистов. Если региональное предпринимательство не будет готово предоставить им возможность трудоустройства, то может возникнуть социальный взрыв.
Если мы посмотрим на взаимоотношения власти, бизнеса и общества, то региональные предприятия имеют достаточно большой политический вес и формируют не только экономическую, но и политическую среду региона. Эта касается практически всех региональных предпринимателей.
ПЯТЬ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА
- Какими, по-вашему, должны быть отношения региональных предпринимателей и властей в идеале, и что для этого нужно?
- Вообще я убежден, что в идеале администрация не должна заниматься поддержкой отдельно взятого предпринимателя. Власть должна создавать такие условия, в которых предприниматели могут самостоятельно развиваться. Власти должны всячески способствовать формированию такой инфраструктуры, с которой предприниматели могли бы самостоятельно строить отношения. То, что до настоящего времени делалось в области в поддержку малого бизнеса, включая специальные программы, малоэффективно.
Недавно мы попытались для себя проанализировать следующее. Власть должна создавать условия для вовлечения людей в предпринимательство, и сегодня существует достаточно мощная предпринимательская среда. Но допустим, какой-то человек приходит с большого завода и пытается заняться предпринимательством. Однако все ниши на рынке уже заняты, и ему достаточно сложно найти свое место. Что должна сделать власть, чтобы этот человек все же стал предпринимателем?
Анализируя ситуацию, мы представили следующую стратегию. Предпринимателям, которые уже работают, нужно дать возможности, чтобы они перешли на новый более высокий качественный уровень. Вследствие чего, их место освободится для других.
К примеру, человек владеет десятью киосками. Бизнес для него интересный, место - насиженное. Мы должны сделать так, чтобы человек ушел из этого бизнеса и занялся делом на более высоком уровне.
Корр.: Как это сделать?
- Мы пришли к выводу, что предприниматель в первую очередь должен иметь какую-то конструктивную идею. Например, организация мусороперерабатывающего бизнеса, который, к моему большому удивлению, по ряду данным, является вторым в мире по уровню доходов после торговли наркотиками. А у нас сегодня в области нет ни одного реально действующего мусороперерабатывающего предприятия. Хотя очень много проектов. Или идея о переработке гидролизного лигнина, большая масса которого, в настоящее время горит в Зиминском районе, в результате чего может возникнуть настоящая экологическая катастрофа. Есть оказывается такая технология, позволяющая перерабатывать лигнин в торф.
Но просто одной идеи, как поля деятельности для предпринимательства, мало. Если за этой идеей не будет технологии, то ничего работать дальше не будет. Вторая возможность, которую предприниматель должен иметь благодаря поддержке со стороны властей – это технологическая возможность.
Если есть идея и технологии, то нужны какие-то промышленные возможности. К примеру, возможность задействовать мощности крупных предприятий, многие из которых сегодня простаивают. Вот, например, у Иркутского авиазавода простаивает один из цехов, хотя завод несет затраты по его содержанию. Предприятия могли бы воспользоваться этими производственными мощностями и штамповать, к примеру, алюминиевые ложки или полувагоны для перевозки леса.
Четвертая возможность – финансовая за счет создания венчурных фондов. Всем понятно, что без денег ничего реализовать нельзя.
Пятая возможность - информационное обеспечение. Если власть что-то будет делать, а предприниматели не будут об этом знать, то результата никакого не будет.
Проанализировав эти возможности, мы сформировали для себя новую системную концепцию для поддержки регионального предпринимательства. Но никто не гарантирует, что эта структура будет востребована. Поэтому мы пошли необычным путем: не стали сами разрабатывать эту концепцию, а использовали предложения всех существующих в области ассоциаций по поддержке малого бизнеса, академических институтов и вузов, предпринимателей. Эта работа была недавно проведена и, я считаю, очень успешно.
Сегодня задача властей заключается в том, чтобы создать такую структуру, которая была бы действительно востребована местными предпринимателями. Например, в области созданы 13 территориальных агентств развития малого бизнеса. Сама по себе идея территориальных агентств – это, на мой взгляд, правильная идея, однако никто не задумывался об экономической эффективности от деятельности таких агентств. В результате, когда мы провели начальную аттестацию этих агентств, было желание некоторые из них просто закрыть, чтобы не дискредитировалась сама идея поддержки. Хотя есть и положительные примеры работы агентств, например, в Черемхово, Куйтуне и т.д. Именно поэтому и важно нам сейчас внедрить определенные стандарты в деятельности этих агентств.
- Число просмотров: 1952