Архив журнала «Капиталист»
Бизнес в регионе
МИЛЛИОНЫ, КОТОРЫЕ ВЕРНУТ. ИЛИ ПРОСТЯТ
Предприниматели - люди, по определению, увлеченные собственным бизнесом, в массе своей особо не стремятся ни в политику, ни к общественным инициативам. Но в конце июня сразу 250 представителей малого бизнеса из Иркутска, Ангарска, Усть-Илимска вышли на митинг к зданию областной администрации.
Борис ГОВОРИН
|
На июньской сессии депутаты Законодательного Собрания Иркутской области в первом чтении все же приняли законопроект о снижении единого налога на вмененный доход - законопроект, набивший уже оскомину и предпринимателям, и парламентариям, но не утративший своей остроты до сих пор.
Предыстория ситуации, сложившейся в Иркутской области, такова. В 1998 году российское правительство поставило перед страной задачу перераспределить налоговую нагрузку со сферы производства на сферу потребления. Обеспечить равномерность перераспределения, а также увеличить долю налоговых поступлений в местные бюджеты должен был единый налог на вмененный доход, который стали вводить в 1999-м. Платить налог обязали организации и индивидуальных предпринимателей, занимающихся коммерческой деятельностью в сфере розничной торговли, общественного питания, бытового и транспортного обслуживания, то есть тех налогоплательщиков, которые значительную часть расчетов с партнерами и клиентами осуществляют наличными.
Для исчисления налога стала использоваться базовая, или условная, доходность на ту или иную единицу физического показателя, а именно - единицу площади, количество работающих, единицу производственной мощности и др. Инициаторы введения ЕНВД осознавали, что в разных регионах страны базовая доходность тоже разная. Поэтому, чтобы не равнять всех под одну гребенку, центр дал региональным властям право устанавливать коэффициенты базовой доходности (К1, К2, К3), показывающие степень влияния на предпринимательскую деятельность таких факторов, как ее вид и место.
В 2004 году депутаты Государственной думы решили увеличить показатели базовой доходности ни много, ни мало в полтора раза, объясняя свою инициативу, что она положительно скажется на развитии малого и среднего бизнеса. Правда, при этом региональным властям было разрешено в три раза снизить корректирующий коэффициент К2, рассчитываемый из таких факторов, как ассортимент предприятия, время работы, сезонность. Соответствующий федеральный закон вступил в силу с 1 января 2005 года.
Возможно, где-то позитивное влияние федерального закона и проявилось, но только не в Иркутской области. По той причине, что наши, местные законодатели "забыли" применить понижающий коэффициент, оставив его на уровне 2003-2004 года.
Когда соответствующая информация появилась в СМИ, аполитичные в большинстве своем предприниматели Приангарья выводов из этого не сделали, понадеявшись на извечное "авось". Зато, придя в налоговые в начале 2005 года, с удивлением обнаружили, что ЕНВД увеличился на 50% и для многих стал неподъемным.
В марте Ильдус Галяутдинов, председатель общественной организации предпринимателей Иркутской области на совете по предпринимательству при губернаторе озвучил ставшую во весь рост проблему. Тогда же распоряжением Бориса Говорина была создана рабочая группа для разработки законопроекта, направленного на снижение корректирующего коэффициента К2.
Когда проект был разработан, депутаты ЗС, внимательно с ним ознакомившись, дали понять, что вряд ли он будет принят, потому что тогда из областного бюджета-2005, сверстанного с учетом увеличившегося ЕНВД, разом выпадут почти сто миллионов рублей. Что совершенно недопустимо.
По мнению Ильдуса Галяутдинова, такая позиция областных парламентариев и Главного финансового управления области ни что иное, как боязнь признать свою ошибку. А деньги бюджет теряет в любом случае: налоговые сборы, если ЕНВД не будет снижен, обязательно сократятся, потому что предприниматели, пережившие не одно потрясение, по старой памяти начнут уходить "в тень".
Ни на апрельской, ни майской сессиях Законодательного собрания вопрос о внесении поправок в закон "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход" даже не упоминался.
Потеряв терпение, наиболее инициативные из предпринимателей области, возглавляемые Галяутдиновым, решились на митинг. Две с половиной сотни человек из Иркутска, Ангарска, Усть-Илимска за день до июньской сессии устроили пикет у стен областной администрации. А 22 июня депутаты, несмотря на возникшие между ними разногласия, приняли законопроект в первом чтении.
Активным противником принятия поправок показал себя вице-спикер ЗС Геннадий Истомин, утверждавший, что "введение пониженного коэффициента с 1 января 2005 года невозможно по нормам налогового законодательства, а принятие законопроекта осенью 2005 года нецелесообразно, так как данный областной закон прекращает свое действие с 1 января 2006 года".
Зато поддержку предпринимателям оказал Борис Говорин, уверенный, что их требования вполне обоснованы. Правда, губернатор пожурил пикетчиков: "Очень бы хотелось, чтобы свои интересы они отстаивали цивилизованно, а не устраивали акций у стен администрации".
Чем закончится история с ЕНВД пока неизвестно. То, что законопроект о поправках принят в первом чтении, совершенно не значит, что его утвердят окончательно.
Если же чудо произойдет, и сборы, начиная с 1 января этого года, пересчитают, областной бюджет должен будет вернуть предпринимателям 98 миллионов рублей - деньги немалые. Поэтому возможен и другой вариант развития событий.
Уже всем известно, что с 1 января 2006 года ЕНВД и попадающее под него виды деятельности буду определять не федеральные власти, не региональные, а муниципальные. А это значит, что перерасчет и базовой доходности, и корректирующих коэффициентов неизбежен. Апеллируя к этому, депутаты ЗС могут предложить предпринимателям отнестись к случившемуся нынче увеличению налога, как к досадному недоразумению, и простить его, взамен пообещав наказать муниципалитетам, чтобы те при составлении своих бюджетов вели себя скромнее и ставок на ЕНВД не делали.
Однако торопиться с выводами пока рано - следующая сессия ЗС должна все расставить по местам.
МНЕНИЯ
Геннадий ИСТОМИН
|
Ильдус Галяутдинов не оправдывает политической пассивности бизнесменов, но в то же время не снимает ответственности и с власть предержащих.
Ильдус ГАЛЯУТДИНОВ
|
- Мы живет так, как участвуем в строительстве гражданского общества, - говорит он. - Я согласен, что почти каждый, кто имеет бизнес, дальше своего носа видеть ничего не желает. Но давайте, в конце концов, вспомним, кто у нас все-таки отвечает за стратегию развития государства. Конфликт с ЕНВД обусловлен системой - у региональных властей на бюджете всегда имеется ряд социальных задач, решать которые необходимо. А раз все поступления от крупных предприятий уходят в центр, им ничего не остается, как снимать по семь шкур с представителей малого бизнеса.
Валентина Сокова, председатель некоммерческого партнерства "Малые предприятия Иркутской области", абсолютно уверена, что если ситуация с ЕНВД не изменится в положительную для предпринимателей сторону, в регионе сократится число малых и средних предприятий, следствием чего станет уменьшение налоговых поступлений в бюджет области.
- В принципе, - говорит она, - предприниматели могли бы автоматически увеличить и стоимость реализуемых ими товаров и услуг также на 50 процентов. Но покупательская способность не позволяет сегодня поднять цены даже на пять процентов.
- Число просмотров: 1952
Еще статьи в этой рубрике
- БЛАГОПРИЯТНЫЙ КЛИМАТ ЗОНЫ ПОЗВОЛИТ БИЗНЕСУ ЦВЕСТИ
- МИЛЛИОНЫ, КОТОРЫЕ ВЕРНУТ. ИЛИ ПРОСТЯТ
- 2 СЕНТЯБРЯ. ЯРМАРКА В ПРОВИНЦИИ ЦЗИЛИНЬ
- СЛЕДУЮЩАЯ ПЯТИЛЕТКА ГОСПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
- ГАРАНТИЙНЫЕ ФОНДЫ ДОЛЖНЫ ПОМОЧЬ С КРЕДИТАМИ
- КИТАЙЦЫ ПРЕВЫСИЛИ СКОРОСТЬ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ИРКУТСКА
- Андрей Константинов: "БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ - ЭТО ПОИСКИ СНЕЖНОГО ЧЕЛОВЕКА"
- ИРКУТСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОСТОЯНИЯ КОРРУПЦИИ: УЧЕНЫЕ ИССЛЕДУЮТ ЯВЛЕНИЕ
- ГЛОБАЛЬНАЯ СЕТЬ КАК СПОСОБ ТОРГОВЛИ ОВОЩАМИ
- КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ ИРКУТСКИХ СТРОИТЕЛЕЙ С ПОЯВЛЕНИЕМ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЕШЕВЛЕ НЕ СТАНОВИТСЯ