Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Налоги

ЗАЩИТНИК ПРАВ БИЗНЕСА УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

УПРОЩЕНКА УХОДИТ В ТЕНЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Перспективное дело

ПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР: НОВОЕ СЛОВО В ЭКОНОМИКЕ СОЗДАЕТ ДРУГУЮ СТРУКТУРУ МАЛОГО БИЗНЕСА

В июне в Иркутске состоялось общероссийское совещание на тему "Формирование территориальных кластеров как инструмент развития малого бизнеса", в котором приняли участие представители крупного, среднего и малого бизнеса, а также российской и региональной государственной и исполнительной власти. Основная тема обсуждения - перспективы совместного участия малого и крупного бизнеса в промышленном производстве.

Тема конкурентоспособности обсуждается сегодня самыми различными слоям общества. Именно конкурентные отношения заставляют предприятия и целые корпорации развиваться и совершенствоваться. Конкурентоспособность стала важнейшим показателем, характеризующим не только состояние современной экономики, но и возможные ресурсы ее дальнейшего развития. Неслучайно Совет по предпринимательству при Правительстве РФ был преобразован в Совет по конкурентоспособности и предпринимательству.

По мнению исследователей, развитие малого предпринимательства остается одним из основных условий повышения конкурентоспособности России на мировых рынках. Причем, как страны в целом, так и отдельных ее регионов. Однако пока все усилия государства в этом направлении не привели к каким-либо существенным результатам. И это несмотря на явные конкурентные преимущества малого бизнеса.

К примеру, одно из значимых качеств этого вида предпринимательской деятельности - подвижность бизнеса. Индустриальные гиганты не обладают той скоростью адаптации, которая требуется сегодня на открытом рынке. Небольшим же предприятиям гораздо легче реагировать на любые изменения - спроса, конъюнктуры, технологий.

Но как показывает практика, по отдельности малые и средние предприятия не могут стать успешными на внешних рынках. Более того, в нашей огромной стране и за границы региона выйти непросто. Значит, необходимо применять специальные способы ведения бизнеса: кооперацию с другими предприятиями, использование общих каналов продвижения, "зонтичных брендов", построение технологических цепочек. А также создание территориальных промышленных кластеров - объединений малых, средних и крупных предприятий, производящих на определенной территории взаимодополняющую продукцию.

Партнерские отношения с большим бизнесом для малого и среднего предпринимательства могут стать одним из важнейших факторов развития. Но в российской экономике этот источник используется пока не в полной мере.

Проект создания территориальных промышленных кластеров разработали специалисты общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРа России".

КЛАСТЕР - НОВОЕ СЛОВО

Промышленный кластер - термин пока непривычный. Но именно с ним авторитетные эксперты связывают большие надежды на качественные изменения в сфере малого бизнеса и в экономике регионов.

Итак, кластер - это территориально-отраслевое объединение предприятий, производящих на определенной территории какую-то продукцию. Кроме того, это сеть поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, органов местной власти, взаимосвязанных в процессе создания прибавочной стоимости. Эти предприятия образуют производственные цепи, ориентированные на конкретный продукт. Объединение происходит, как правило, вокруг крупного базового предприятия.

Другими словами, в сферу промышленного производства вовлекаются именно предприятия малого и среднего бизнеса. Крупные компании, имеющие опыт работы в той или иной отрасли, должны пустить их в свой бизнес, разумеется, на конкурсной основе.

На практике это будет выглядеть примерно так: по результатам тендера малое предприятие получает заказ от крупного и будет обязано исполнить его в определенные сроки. При этом исполнитель может взять кредит, получить в лизинг оборудование, ему будет предоставлено помещение. Также разработчики проекта обещают максимально освободить начинающих коммерсантов от проверок чиновников.

Однако пока в России нет ни одного полноценного кластера, который мог бы конкурировать в мировом масштабе. Но есть достаточно много попыток создать такие формы производства, например, в Санкт-Петербурге - в аэрокосмической сфере. Интересна работа по программе "Дикоросов" в Томской области, действует агропромышленный кластер на юге России.

Попытки есть, но они еще не достигли необходимого масштаба. Хотя сейчас уже существуют российские серьезные теоретические разработки относительно методологии и механизмов работы кластеров.

А вот на западе давно поняли перспективность кластерной системы промышленного производства. Многие крупнейшие и известные сегодня мировые бренды - это именно кластеры, где вокруг предприятия-"якоря" объединены малые и средние фирмы.

ТЕРРИТОРИЯ ДИСКУССИИ

Столица Прибайкалья не случайно была выбрана "ОПОРой России" для проведения совещания. В нашем регионе присутствуют все предпосылки для запуска кластерных цепочек - отраслевые гиганты, потенциал для развития малого бизнеса, рабочие руки. А интерес к самой теме проявили представители более 20 субъектов РФ - от Москвы, Татарстана и Волгоградской области до республик Тыва, Бурятия, Марий Эл, Хакасия и Сахалина, они и участвовали во встрече.

По мнению выступавших на совещании, если говорить о создании кластеров в Иркутской области, то это могут быть кластеры в туризме, лесной отрасли, химическом производстве, сельском хозяйстве и, возможно, в инновационной сфере.

- Необходимо провести серьезный анализ на предмет выделения тех ключевых точек, вокруг которых будут развиваться эти кластеры, и делать целенаправленные точечные вложения, - отметил начальник Департамента малого предпринимательства администрации Иркутской области Алексей Альмухамедов. - Пока же говорить о готовности области к появлению кластеров сложно. Но администрация Иркутской области рассматривает возможность формирования кластера в сфере туризма.

НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫЙ КЛАСТЕР

По прогнозу Всемирной туристской организации, Россия к 2020 году может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма. Поэтому необходимо правильно использовать наметившиеся тенденции.

Туристический бизнес - это ведь не только туристические компании. Это и широкий слой коммерческих обслуживающих фирм - от общепита до такой, казалось бы, отдаленной отрасли, как развитие малой энергетики. Все это вместе будет способствовать формированию кластера в туризме.

Возможность реализации сценария рекреационного развития базируется на наличии в нашем регионе такого мощного и уникального ключевого ресурса, как озеро Байкал - участка Всемирного наследия ЮНЕСКО. И создание туристического кластера возможно только в общих границах Байкальского региона, в едином рекреационном пространстве, вне рамок административного деления региона.

Заместитель губернатора Иркутской области Лариса Забродская отметила, что разработана целевая программа развития рекреации, охватывающая пять субъектов Российской Федерации. Туристический кластер здесь может стать одним из приоритетных направлений развития малого и среднего бизнеса.

А МОЖЕТ САМОЛЕТЫ?

При определении перспектив регионов для вероятного формирования промышленных кластеров разработчиками проекта изначально учитывалась исторически сложившаяся отраслевая предопределенность. Например, Тольятти - это автомобильная промышленность, Краснодарский край - туризм, рекреация и сельскохозяйственное производство.

В нашей области внимание обратили почему-то на авиационную промышленность. Возможно, определенную роль в выборе сыграл опыт "Боинга" в организации производства именно по кластерному типу. С целью выслушать мнение по теме наших авиастроителей на совещание были приглашены представители НПО "Иркут".

Однако выступившие топ-менеджеры авиакорпорации сразу заявили, что НПО "Иркут" в ближайшей перспективе не стоит рассматривать, как базу для создания кластера. Авиационная промышленность весьма наукоемкая и закрытая отрасль, где отношения между всеми ее участниками создавались десятилетиями, поэтому новым игрокам, тем более малых форм хозяйствования, места не найти.

- Но это абсолютно не означает, - отметил Василий Прутковский, вице-президент ОАО НПО "Иркут", - что у нас нет точек пересечения с теми кластерами, которые будут создаваться в Иркутской области. Кооперативный мост к другим отраслям и компетенциям сегодня необходим. А сближение родственных производств по примеру западных машиностроительных гигантов повышает возможности и малого, и большого бизнеса.

В авиционной отрасли есть разработки, где малый бизнес может быть партнером в коммерциализации. К примеру, в малой авиации существуют продукты, которые во всем мире производятся небольшими предприятиями. Конструкторская компетенция и сертификация - по сути, барьеры для малого бизнеса - здесь уже преодолены самими корпорациями. По словам г-на Прутковского, за исключением направлений, связанных с обеспечением безопасности и оброноспособности страны, авиастроители готовы предоставить технологии для трансфера и развития других секторов производства.

КСТАТИ:

В ближайшие месяцы тема иркутской встречи получит продолжение. В сентябре планируется проведение еще одного межрегионального совещания по проекту создания территориальных кластеров. Оно пройдет в Краснодарском крае. А на октябрь запланировано заседание Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ. Его тема - "Промышленные кластеры как инструменты ускоренного роста экономики".

 В ТЕМУ:

РЕЙТИНГ ФАКТОРОВ РИСКА

Вниманию участников иркутского совещания были предложены материалы Всероссийского центра изучения общественного мнения "Условия развития малого бизнеса в Российской Федерации". В них нашли отражение объективные проблемы, сдерживающие, если не сказать, блокирующие предпринимательскую инициативу.

Самой главной помехой своей деятельности субъекты малого бизнеса признали запретительно-барьерные действия административных, контрольно-надзорных, правоохранительных структур. Хозяйственники "бурлящего слоя" единодушно убеждены, что трудятся не благодаря, а вопреки общему политэкономическому климату.

Следующая головная боль менеджеров малых и средних предприятий сформулирована и вовсе пикантно: затраты на взаимодействие с властью, в том числе коррупционные расходы. Эта проблема беспокоит их гораздо острее, чем угроза со стороны криминальных структур, которая в оценке факторов риска вообще заняла последнее место. Мешает деловому росту ограничение выходов на рынки, недоступность и дороговизна производственных площадей, отсутствие правовой защищенности.

Только 26% российских предпринимателей заявили об опыте использования банковских кредитов для финансирования бизнеса. 24,3% пытались взять кредиты, но не смогли: отказал банк. Кредитование малого бизнеса в стране ведется крайне вяло по причине высоких ставок, невозможности предоставить залог в требуемых объемах, коротких сроков кредитования, из-за сложностей в оформлении документов. Поэтому в число постоянных трудностей многие из опрошенных включили инвестиционный голод, дефицит ресурсов развития. Много сил отнимает и борьба за место под солнцем.

Непомерно дорога и недвижимость под деловые нужды, для представителей малого бизнеса нет льготных арендных условий. Муниципалитеты ведут себя, как алчные рантье, стараясь максимально пополнить свою казну от сдачи помещений и строений внаем. Арендная плата может составлять более трети расходов малых предприятий. В такой ситуации уже давно сложилась объективная потребность в выработке экономически обоснованных арендных стандартов.

Субъекты малого бизнеса отмечают, что в России не сформирована хорошо функционирующая и вызывающая доверие судебная система. В наших судах не обеспечивается равенство сторон. Поэтому в конфликтных ситуациях малому бизнесу сложно отстаивать свои права. Этот сегмент отечественной экономики развивается, а точнее - выживает "естественно-эволюционным путем", лихорадочно маневрируя между произволом монополистов, прессингом администрации и правовых структур.

Долгосрочное сотрудничество с базовыми компаниями в системе кластеров могло бы существенно укрепить финансовую стабильность малого бизнеса и повысить его уверенность в завтрашнем дне.

Марина Рыбак, Ольга Михайлова, Василий Потемкин, Алексей Головщиков


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 4 (8) Август - Сентябрь 2005 года


  • Число просмотров: 13255

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть