Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Налоги

ЗАЩИТНИК ПРАВ БИЗНЕСА УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

УПРОЩЕНКА УХОДИТ В ТЕНЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Бизнес в мире

Американская бизнес-сказка-2

Иркутяне наблюдали ее в штате Алабама

Публиковать эту бизнес-сказку мы начали в прошлом номере ("Капиталист", N6 (16), декабрь 2006). Почему бизнес-сказка? Наверное, это самое точное определение того, что рассказали в ходе круглого стола, проведенного редакцией, наши собеседники, вернувшиеся недавно из трехнедельной стажировки в США по теме "Развитие малого бизнеса".

 
Юлия МАРЫШЕВА
      В течение трехнедельного путешествия по штату Алабама  в рамках программы "Сотрудничество профессиональных  объединений - Россия" десять иркутян, представителей  малого бизнеса и местных структур его поддержки,  наблюдали, как делают малый бизнес в Новом Свете.    Наша встреча состоялась в Иркутском агентстве  развития бизнеса. Ее участники - Юлия Марышева,  директор Шелеховского агентства развития бизнеса,  Дмитрий Савельев, специалист комитета по экономике и  финансам администрации Иркутска, Наталья Шуляшкина  гендиректор ООО "Байкальский источник" и Анна Павлюк,  менеджер по кредитованию Фонда поддержки малого  предпринимательства. Продолжаем беседу.   

Корр.: Какие существуют льготы для малого бизнеса в  Америке?   

Юлия: Муниципалитет приобретает земли, прокладывает  коммуникации и продает земли малому бизнесу по той же  самой покупной цене. Аренда земли тоже очень низкая:  первые два года предприниматель платит за квадратный  метр символическую цену - один доллар. Получается,  что вроде и не даром, но и власти на аренде не  зарабатывают.   

Как таковых льгот по налогам у них нет. Во-первых,  для муниципалитета невыгодно предоставлять какие-то  налоговые льготы, ведь база бюджета штата формируется  с налога с продаж.   

 
Анна ПАВЛЮК
Другое дело, что иногда какой-то налог полностью  отменяют. Когда мы приехали, в штате Алабама  начинался школьный сезон, и на все школьные товары  налог с продаж в размере 8% был отменен.   

А вообще, у американцев до 60% доходов уходит на  налоги. И когда наш малый бизнес говорит о том, что  нас налоги задавили - это не так.   

Еще один момент. Мы были в очень крупной торговой  сети супермаркетов "Пабликс" и разговаривали с  маркетологом как раз по поводу проверок. Оказалось,  что продуктовые магазины и супермаркеты проверяют  целых 42 организации. Результаты этих проверок  доступны общественности. На каждом магазине вывешен  акт о результате последней проверки, кроме того  результаты проверок озвучиваются по телевидению,  радио. Если выявлено хоть какое-то нарушение, оно  станет достоянием общественности. Существует даже  рейтинг магазинов по данным проверок.   

Опять же, когда наши предприниматели, занимающиеся  продуктами питания, утверждают, что их часто  проверяют - у меня появляется недоумение. Другое  дело, что сама проверка в России - это просто театр  нелепостей.   

Дмитрий: Мы не можем сравнивать налоговые системы  Штатов и России. Отсутствие НДС в США уже о многом  говорит.   

Юлия: Mы задавали одинаковые вопросы разным людям - и  предпринимателям, и представителям административных  структур, и делали это неосознанно. Но, анализируя  потом полученные ответы, мы, как нормальные русские  люди, пытались найти подвох. Ответы поражали своей  одинаковостью, очень похожими взглядами на бизнес,  его проблемы. У нас же, в России, по-другому. Если  чиновники из администрации говорят, что  административных барьеров нет, то предприниматели с  этим никогда не согласятся.   

 
Дмитрий САВЕЛЬЕВ
Дмитрий: Лично меня поразил бизнес-парк в городе  Хантсвиле, штат Алабама, где мы жили. Там все  устроено на связях: чтоб создать бизнес-парк, нужно  иметь в друзьях миллионера. Руководитель парка  собирает в одно место изобретателей и гениев, а сам  занимается только организаторской работой. И  благодаря связям в определенных кругах, среди  состоятельных людей, которые многого добились в своей  жизни, он изыскивает инвестиции. Для этих  состоятельных людей такие инвестиции - всего лишь  сфера вложений своих средств.   

Корр.: Расскажите подробнее о бизнес-парке в  Хантсвиле?   

Дмитрий: Схема работы бизнес-парка такова. Парк берет  под свою опеку изобретателя или человека, который  хочет организовать свое дело. Его обучают год-два. В  течение этих лет составляется бизнес-план, которому  американцы уделяют очень большое внимание. И  бизнес-план не просто делают или заказывают  специальным фирмам, а заставляют разрабатывать  бизнес-план именно самого начинающего  бизнесмена - идеолога нового бизнеса. Без  "проживания" своей идеи реализовывать бизнес-план  будет очень сложно, к тому же это учит  предпринимателя и дисциплине.   

После разработки бизнес-план рассматривается  руководством бизнес-парка, и если в нем находят  какое-то рациональное зерно и решают, что смогут на  этом что-то сами заработать, человека берут в 

 
Наталья Шуляшкина
бизнес-инкубатор и заключают с ним договор на год.  Максимальное нахождение в инкубаторе - три года.  Начинающему предпринимателю нанимают директора,  который раскручивает предприятие и выпускаемый  продукт. Изобретатель только изобретает, все  финансовые проблемы решает директор. Все открыто,  честно и строго разделено: гении не занимаются  бухгалтерией.   

Бизнес-парк берет на себя расходы по содержанию  нового бизнеса. По выходу уже окрепшей фирмы из  структуры руководители бизнес-парка приобретают 2%  акций в уставном капитале предприятия. И за счет  этого в бизнес-парке содержатся другие фирмы. Так что  есть примой интерес в том, чтобы начинающие  бизнесмены развились, для чего руководством таких  парков ведется активный поиск инвесторов, подбирается  директорский состав для молодых компаний и т.д.   

Знаете, нам очень повезло, удалось побывать в таком  городе как Хантсвиль, базой экономики которого  является государство - здесь расположены  государственные военные базы, НАСА. И ко всему этому  "подтянулся" крупный бизнес, вокруг которого уже  основался и малый.   

Юлия: У них очень развита система субконтрактинга.  Закон штата по субконтрактингу гласит, что 30% всего  государственного финансирования должно обязательно  идти на малый бизнес. Когда мы задали вопрос: "А что  мешает крупным фирмам создать кучу дочек и все свои  деньги аккумулировать внутри одной корпорации?" - они  нас не поняли. "Да как это возможно? Такого не  бывает", - изумлялись американцы. Они в принципе не  понимают таких ситуаций.   

Корр.: Что вы еще почерпнули для своего дела?  Появились какие-то идеи, моежт быть, внедрить что-то  в свое производство?   

Иркутяне знакомятся с работой мини-типографии в штате Алабама

Наталья: С точки зрения нового продукта - наверно,  нет. Кока-кола достаточно консервативна в выборе  продуктов: "фанта", "кока-кола", "спрайт". 

Европейский и американский рынок идет по пути  вкусового сужения. Это у нас 38 именований разливаешь  и начинаешь теряться в этом ассортименте. Но сейчас  на российском рынке тоже плавно, но верно начинается  сужение ассортимента, вычленяются какие-то вкусовые  направления.   

Что касается производства, то я постепенно внедряю  американскую систему организации хозяйственного  склада.   

Дмитрий: Скопировать американскую систему построения  общества, по крайней мере, в части муниципального  устройства, в России - невозможно. Надо менять  стандарты мышления, потому что у нас плохо развито  местное самоуправление и самоопределение.   

Юлия: За время стажировки мы посетили много  семинаров, практических занятий. Аккумулируя этот  опыт, каждый что-то вынес для себя.   

Меня интересовала инфраструктурная поддержка  предпринимательства - я увидела ту пропасть, которая  разделяет нас и их. У нас отсутствует система, а у  них - система поддержки малого бизнеса высоко  развита. Скопировать данную систему также невозможно,  но можно позаимствовать какие-то элементы в  организации работы агентств по развитию бизнеса.  Удастся ли мне это все внедрить в нашем Шелеховском  агентстве? - Вероятно, да. Это, в принципе, в наших  силах, и в этом вопросе мы не зависим от каких-то  внешних факторов. Что касается взаимодействия с  другими структурами поддержки предпринимательства -  вот это уже не совсем в наших силах.   

Анна: С позиции кредитования - все еще грустнее. В  Америке приучают брать кредиты с самого детства. В  каждой школе есть офис-банк, где ребенок может взять  кредит, например, на учебники, книги, спортивный  инвентарь. И ребенок со своих карманных денег  рассчитывается со школьным банком. Умение общаться с  деньгами у американцев с малолетства. К сожалению,  нам надо вырастить новое поколение, чтоб что-то  изменить отношение к российской кредитно-банковской  системе да и саму систему.   

Корр.: Вы говорили, что по сравнению с нашей страной  отношение американского общества к предпринимателям  иное...   

Анна: В Америке общество относится к предпринимателям  абсолютно адекватно, считая их людьми, которые  зарабатывают себе на жизнь, а не наживаются за счет  других.   

 

 

Более 71 млн американцев
(половина занятого населения) работают на предприятиях малого бизнеса

От редакции: Конечно, круглый стол, проведенный нашим  журналом по итогам трехнедельной стажировки группы  иркутян в Америке, получился несколько эмоциональным.  Но наших гостей понять можно. "Наши впечатления после  поездки в такую страну можно, конечно, списать на  культурный шок. Но сейчас прошло уже достаточно  времени, и мы все больше убеждаемся, что так жить  не будем никогда. Поэтому сравнивать наши системы -  дело неблагодарное", - таково было общее резюме.    В направлении "Развитие малого бизнеса", которое было  главной темой стажировки иркутян в США, имелся пункт:  после возвращения домой нужно разработать свой  проект. Над этим сейчас и работают иркутские стажеры.  Кстати, поездка дала хороший толчок, и у ребят сразу  же возникла масса идей, связанных с созданием и  работой бизнес-инкубатора и техно-парка.    Но вскоре все пришли к единому мнению, что у них  ничего не получится, пока не удастся соединить свои  возможности и привлечь единомышленников из совершенно  разных областей деятельности: общественной,  муниципальной, бизнес-структур, финансовых  организаций.    Сейчас стажеры как раз работают над проектом  создания такого инициативного сообщества. В одном из  ближайших номеров "Капиталиста" мы расскажем о том,  как продвигается работа над данным проектом.   

 

В ТЕМУ

CУД ВСТАНЕТ НА СТОРОНУ АРЕНДАТОРА   

Арендатор помещений в США защищен не в пример лучше,   чем в России, - уверен профессор Стендфордского   университета (Калифорния) Кристофер Осаква:   

- В сорока американских штатах действует   законодательство, серьезно защищающее права   арендатора. Так, в течение всего срока договора   арендодатель не имеет права повысить арендную ставку.   Это распространяется и на пролонгированные договоры.    

Более того, если сменился собственник, то он покупает   это здание с обременением - теми арендными   договорами, которые действуют на момент покупки   нежилого помещения. И если он, желая получить большую   прибыль, начнет расторгать эти договоры, потому что   за время аренды ее рыночная цена в целом уже выше, то суд встанет на сторону арендатора. Впрочем, это   касается и договоров найма жилья.   

А то, что происходит у вас, в России, когда   собственник может повышать аренду в рамках уже   заключенного договора или же расторгнуть договор, чтобы пригласить более выгодного арендатора, - нет, у   нас это невозможно.         

Ольга Михайлова


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 1 (17) Февраль - Март 2007 года


  • Число просмотров: 2238

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть