Архив журнала «Капиталист»
Управление
ОРГСТРУКТУРА НЕБОЛЬШОЙ КОМПАНИИ: ЛИШНЯЯ БЮРОКРАТИЯ ИЛИ ПУТЬ К ВЫЖИВАНИЮ?
Какой должна быть организационная структура, чтобы обеспечить успех компании? Для начала не надо обольщаться, что вы первый, кто озадачился подобным вопросом. Такой вопрос рано или поздно задает себе каждая компания. И чаще всего это происходит в переломных точках развития: рост бизнеса, территориальная экспансия, серьезное расширение продуктовой линейки, коренные изменения на рынке.
А поскольку вы не первый, значит, что и ответ на этот вопрос уже искали и находили. И не раз. И возможно, что результатами этих поисков можно воспользоваться и вам. Давайте попробуем.
Структурные проблемы характерны для всех компаний, которые не находятся в стабильном русле спокойного существования, когда доход стабилен, конкуренты не беспокоят, вложений не требуется. А
Михаил ВАЙКУС
|
КТО ВЫЖИЛ - ПОШЕЛ ДАЛЬШЕ
Но это все гиганты. Их проблемы малому бизнесу не по карману, поэтому пока их оставим в стороне. Конек малого бизнеса - несомненно, проблемы роста. Кто их решил - выжил и пошел дальше. Кто не смог - того, в лучшем случае, еще пару месяцев вспоминают конкуренты.
Считается, что развивающиеся обычными темпами организации переживают проблемы роста в первый, третий и седьмой год своей деятельности. Может быть, но учитывая набирающую обороты динамику вообще всего вокруг, не стоит "думать об этом завтра". Проверьте себя - вот типичные их симптомы:
-
Каждый месяц принимаем новых сотрудников, хотя и старые-то постоянно жалуются на тесноту. Но не нанимать нельзя - людей не хватает, клиентов не успеваем обслуживать, новые точки продаж открываются ежемесячно.
-
Попытки выяснить, почему отключили Интернет, приводят к ответам типа "так Вы же сами сказали, что все платежи крупнее ста рублей - только через Вас", а счет к оплате лежит на вашем столе в третьей справа стопке примерно 25-м сверху. "
-
Решив наконец-то распределить текучку на своих ближайших соратников, после четырехчасового совещания вы видите в колонке "Ответственный" свою фамилию 41 раз, причем каждая строка была тщательно рассмотрена всем коллективом, и выбран был самый ответственный и компетентный сотрудник, и поручать кому-то еще - означает точно загубить дело, ведь он не понимает всех тонкостей.
В таких условиях новый персонал нанимается без особой тщательности, новые подразделения создаются стремительно, и безо всяких там бизнес-планов: нет времени, надо успеть захватить точку на территории, пока туда не пришли конкуренты.
Новые люди, входя в работу, лишь в общих чертах представляют что от них требуется, самостоятельно достраивая недостающие элементы системы, и передают все это всем новичкам. В результате через какое-то время директор с удивлением узнает, что из его компании люди утекают к конкурентам только из-за того, что они хотят что-то взять на себя, но руководство не дает. Хотя сам директор был бы счастлив, если бы без его участия, например, закупалась например туалетная бумага и ручки (чего уж тут-то сложного?).
А если в трех словах - организационная структура неадекватна. Нужно менять. Или создавать. И не факт, что первое проще.
"ЗВЕЗДА" ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ
Давайте посмотрим, что полезного может предложить теория менеджмента из раздела "Организационные структуры".
А теория в первых же строках гласит: "Есть несколько типов оргструктур, и первая Ваша задача - определиться с типом оргструктуры". За весь период существования теорий и практик управления создано несколько типов организационных структур, имеющих свои области применения и особенности. С учетом применимости в малом бизнесе мы предлагаем уделить внимание нескольким из них (см. таблицу).
Со структуры типа "звезда" начинаются все маленькие компании. Собственно этот тип можно назвать идеальным, поскольку "все гениальное - просто", а проще уже ничего не придумаешь.
А для все еще небольших, но уже переросших такую простую схему компаний, как правило, встает вопрос не "какого типа выбрать оргструктуру", а "как построить у себя функциональную иерархию", поскольку границы применимости разных типов сужают выбор до единственного варианта.
Построение неизбежно включает в себя два этапа: разработка и внедрение. Этап разработки заканчивается схемой - кто за что отвечает и кому подчиняется, а также несколькими страницами пояснений к нему. Собственно на этом этапе происходит описание всех функций, которые есть в компании, и логическая их группировка с точки зрения взаимосвязанности, автономности выполнения, возможности объединения в четкие зоны ответственности. Классическими зонами становятся:
-
Продажи,
-
Производство,
-
Закупки и хранение.
Менее очевидны и необходимы к выделению: бухгалтерия, ИТ-обеспечение, кадровая служба, хозобеспечение, делопроизводство.
Для многих небольших фирм отдельные функции дешевле обходятся в варианте "аутсорсинга", когда периодически приходящие специалисты делают нужную работу, а постоянно нанятый персонал будет нерентабелен. К такому варианту все чаще склоняются в области ИТ, бухгалтерского и юридического обеспечения.
ЛОВУШКИ ПРИ РАССТАНОВКЕ КАДРОВ
Сгруппировав функции, нужно определить, кто будет возглавлять эти группы. Как правило, первым признаком становится компетенция в функциональной области. Например, ну кому же возглавить ИТ-службу, как не программисту? Ведь в этих железяках все равно никто лучше не разбирается.
Здесь вас ждет первая ловушка - не факт, что хороший специалист станет хорошим руководителем. Ведь работа руководителя - руководить, а не хорошо разбираться в "этих железяках".
Вторая ловушка, которую сложно избежать - "ну ведь он такой хороший сотрудник, давайте и ему что-то отдадим, а то еще обидится и уйдет". Решите, что для вас важнее - эффективная бизнес-структура или пристроенность хороших сотрудников. Зачастую теоретически грамотная и адекватная оргструктура не работает именно из-за неверной расстановки в ней кадров. Хотя и такой вариант нельзя считать плохим, ведь преданность хороших специалистов - это ведь очень сильный козырь в конкурентной борьбе. Нужно лишь честно к этому отнестись, и понимать, что за этим следует.
А далее - самое сложное. Внедрить рисунок и пояснения к нему в жизнь компании. Вчерашние равноправные друзья становятся в позиции "руководитель - подчиненный". Некоторой информацией уже нельзя делиться со всеми. Хлопнуть по плечу вчерашнего партнера по бильярду в присутствии таких же, как и ты, ему подчиненных - уместно ли? Как произойдет "расслоение" во вчера еще однородной команде? Наверно будут и несогласные, и обиженные.
Это самый сложный этап, проверку которым прошли далеко не все. Это период максимальной напряженности для руководителя компании. Предусмотреть, предотвратить, сгладить последствия - этим дополнится на некоторое время список самых важных ваших дел. И нужно все это пройти, выдержать, сохранить компанию. Не даром ведь многие руководители, понимая сложности и опасности этого этапа, предпочитают оставлять все на себе, уменьшая личное время на сон, отдых. Но если рост компании продолжается - это уже неизбежно.
УСТОЯВШИЕСЯ СИСТЕМЫ ЗАЩИЩАЮТСЯ
Правильно построенная и реализованная функциональная схема закроет потребности большинства небольших компаний. Но следует помнить, что она возникла и окрепла на предприятиях массового производства, и ее родная среда - производство однотипных товаров в большом количестве.
В среде малого бизнеса этот сглаживается малым количеством уровней управления - реагирование на потребность в изменении происходит быстро, проще договориться на некоторые разовые исключения. Кроме того, она потребует регулярной ревизии типа: "А нужен ли нам в такой же степени отдел ИТ, или дешевле будет закупать услуги внешнего подрядчика?" или "Если все наши продавцы рисуют с клиентами эскизы, может быть уже пора сделать отдел дизайна, чтобы рисовало меньше людей, но с лучшим качеством?".
Устоявшиеся системы будут себя защищать, доказывать что они очень нужны и зарплату им не только снижать нельзя, а и повысить бы не помешало. Но остается ли их вклад в бизнес таким же, каким он был год назад? Внешняя среда изменилась, можем ли мы себе позволить остаться такими же?
МАТРИЧНАЯ СТРУКТУРА
Если сама суть продукта компании - уникальность, то можно подумать о матричной (проектной) структуре.
Суть матричной структуры - временное объединение усилий сотрудников разных служб для выполнения одной задачи. Например, изготовление и размещение рекламного щита требует усилий и дизайнеров, и производственников, и монтажников. Это дает большую гибкость - под конкретный заказ формируется конкретная команда, за него отвечающая, которая сама вырабатывает технологию его исполнения, сама влияет на результат.
Главный нюанс в такой системе - двойное (а то и больше) подчинение. С одной стороны - руководителю группы дизайнеров (производства, монтажников), а с другой - куратору группы по изготовлению щита (проектному менеджеру). Этот нюанс создает очень большие сложности в российской практике. Представьте себе портрет человека, охотно и с огоньком работающего в таких условиях, не зная точно, кому именно он завтра будет подчиняться и с какого именно руководителя требовать очередной прибавки. Правда ведь, таких не очень много? Куда заманчивее иметь стабильное место, начальство подальше, работы поменьше, а зарплату побольше.
А у руководителя такой компании тоже не все просто - если люди не прикреплены к конкретному месту, то и управлять ими классическими приказами по подразделениям не получится. Появляющиеся в такой структуре проектные менеджеры должны иметь достаточные полномочия, чтобы доводить самостоятельно проекты до конца. Готов ли директор компании дать им такие полномочия? Требуется определенная культура отношений в компании, более высокая организованность, более серьезное внимание руководства к системе оплаты труда и мотивации персонала, а также к системе распределения ресурсов компании.
Но если вам удастся все эти нюансы сбалансировать в конкретно взятой вашей компании - результат себя очень даже окупит. Вы получите действующие в ваших интересах команды, самостоятельно решающие большинство мелких вопросов.
Пытаясь подвести итоги, хотелось бы подчеркнуть, что не стоит делить оргструктуры на плохие и хорошие - важнее понимать адекватны ли они для ЭТОЙ компании в ЭТОМ периоде времени или нет.
Адекватность же оргструктуры можно попробовать определить по таким критериям:
-
все элементы (подразделения, должности) имеют свое назначение, отвечающее текущим (либо предстоящим вскоре) задачам компании;
-
полномочия четко распределены;
-
схема принятия решений понятна и прозрачна;
-
затраты на систему управления и результаты работы компании устраивают собственника.
А если совсем кратко, то если оргструктура отвечает задачам бизнеса и собственника - она безусловно хороша, даже если и не соответствует каким-то книжным истинам.
- Число просмотров: 2797