Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Исследование

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ: ОТЗЫВЫ ПОКУПАТЕЛЕЙ

ПРОДУКТОВЫЙ РИТЕЙЛ ХОЧЕТ МЕНЯТЬСЯ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

       

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Так это было

БЮДЖЕТ ИРКУТСКА В ПРОШЛОМ: ГОРОД БЕЗ КРУПНОГО ДОЛГА

Вообще, бюджет - документ важный. Именно в нем расписываются все планируемые поступления и расходы денежных средств на некоторый период времени в будущем. Согласно бюджетов регулируют свою жизнедеятельность не только компании, но и страны, регионы, города. Социально-экономическое развитие города, эффективность его хозяйственных органов - все это неразрывно связано с динамикой и структурой формирования городского бюджета. А как было раньше? Каким был бюджет нашего города в прошлом? Как формировалась бюджетная политика Иркутска до революции? Об этом нашему журналу рассказал председатель комитета по охране объектов культурного наследия Иркутской области, кандидат исторических наук Вадим Шахеров.

 В XVIII века в России и Сибири начинается становление  городского самоуправления. Вот тут-то и появляется  понятие бюджета - для финансового обеспечения  деятельности городского самоуправления. Сначала  потребность в нем удовлетворялась отчасти доходами с  городских имуществ, но главным образом - либо личными  повинностями горожан, либо различными нерегулярными  сборами с них.  

 

ЗАБОТА НА ГРАНИ ПРОИЗВОЛА

  

Вадим Шахеров отмечает, что в конце XVIII - начале  ХIХ веков основные источники развития городского  хозяйства только начали свое формирование, и не были  еще в достаточной мере подкреплены ни законодательно,  ни материально. Городское общественное управление и  вся го родская

 
Иркутская полицейская пожарная команда,
1890-е годы
жизнь полностью зависели от местной  администрации, которая по собственному разумению  пеклась о нуждах города.  

 Историк рассказывает о гражданском губернаторе начала  ХIХ века Николае Ивановиче Трескине, забота которого  о благоустройстве Иркутска достаточно хорошо известна  и по сей день:  

- Например, Трескиным была введена так называемая  хрящевая повинность. Все въезжающие в город должны  были доставлять, кроме всего прочего, еще и одну  телегу битого камня (хряща) для засыпки низменных и  топких улиц. Очень быстро эта необходимая мера  превратилась в непосильное бремя для населения,  особенно после того, как она стала заменяться  денежным взносом на городских заставах и переправах.   В результате начались перебои в снабжении города всем  необходимым и рост цен на продукты питания. Таким  образом, забота об Иркутске порой выливалась в  настоящий чиновничий произвол.  

 

В ДОХОД ГОРОДА - ВСЁ И ВСЕХ 

 

Иркутск был крупнейшим городом не только региона, но  и всей Сибири. И посему расширение источников  формирования городского бюджета было острой  необходимостью. Город занимал не только территорию,  застроенную обывательскими и казенными постройками,  также ему была отведена пашенная и выгонная земля,  оброчные статьи, которые сдавались в аренду. К 1826  году городские земли занимали 10855 десятин. Часть  этих земель ежегодно сдавалась в аренду по цене от 25  копеек до двух рублей за десятину.  

В подряды также сдавалось содержание городских весов  при рынках, подводная гоньба, оброчные рыбные статьи,  перевоз людей и грузов через Ангару. Важной доходной  частью бюджета были сборы с торговых помещений.   Иркутск отличала насыщенная инфраструктура: на  городских рынках и площадях находились сотни лавок,  шкафов, столов и балаганов. На Тихвинской площади  сдавались места под устройство качелей, каруселей и  для мелочной торговли по три рубля за квадратную  сажень. В общий бюджет поступали сборы с доходов  трактирных и питейных заведений, постоялых дворов,  доходы от извозного промысла и т.п. Одной из заметных  статей доходной части городов был сбор с каждого воза  с кладью, проследовавшего через городские заставы, и  речных судов.  

Для Иркутска, как и для других городов, лежащих на  основной торговой дороге, связывающей Россию с  Кяхтой, где происходила основная русско-китайская  торговля, сборы с транзитных обозов и дощаников  ежегодно давали несколько десятков тысяч рублей.  

Из-за отсутствия в Сибири дворянства, малочисленности  и слабости административного аппарата самые различные  казенные и общественные службы ложились на плечи  купечества. Их привлекали к оценке казенных товаров,  работе в таможнях и магистратах, приему и продаже  вина и соли, сбору подушных денег и т.п. Особенно  тяжелы были службы, связанные с разъездами по  губернии. К примеру, в 1760-х годах из иркутского  купечества ежегодно к различным службам привлекалось  до 250 человек. Причем все службы, кроме  магистратских, несли собственным "коштом", то есть за  свой счет.  

Помимо постоянного роста числа служб и выборных  должностей год от года увеличивались издержки на  содержание городского управления и хозяйства. Не  менее половины всех поступлений в общий бюджет  составляли различные сборы и повинности с городских  жителей, в том числе на содержание полиции, дорог,  благоустройство города, постойная повинность и  содержание пожарной охраны. Последнее по указу 1797  было отнесено к обязанностям городского  самоуправления.  

В 1805 году иркутское городское общество обратилось с  жалобой на отягощение их службами и повинностями к  полномочному послу в Китай графу Юрию Александровичу  Головкину. В частности, они жаловались на то, что  должны содержать 59 лошадей для почтовой гоньбы. Из  них - 37 в Иркутске, 16 - на Лиственичной станции и  шесть лошадей - на Тулунской. В этом же документе  приводится перечень платежей в пользу города.  

 

РЕФОРМА НАЛОГОВ ПО СПЕРАНСКОМУ

  

Большие городские расходы требовали увеличения и  доходов, чем и занялись в 1820-е годы губернские  власти. Определенный шаг в этом направлении сделала  реформа Михаила Михайловича Сперанского. Согласно  Уставу 1822 года сибирские города разделялись на три  разряда в соответствии с количеством проживающего в  них населения: многолюдные, средние и малолюдные.  

 
 
Генерал-губернатор Сибири
М.М. Сперанский

Иркутск был отнесен к многолюдным, где общественное  управление определялось по полной схеме. В состав  городского управления входили: полицейское и  хозяйственное управления, а также городской суд  (вместо магистрата). Ограниченная роль городской думы  подчеркивалась ее новым названием - хозяйственное  управление, в функции которого входило распоряжаться  городскими доходами и расходами, раскладками и сбором  прямых и косвенных налогов.  Борясь с последствиями произвола предыдущей  администрации, Сперанский утвердил "Подтвердительные  правила о свободе внутренней торговле". В них, в  частности, была сделана попытка упорядочить некоторые  городские пошлины. Так, запрещалось производить сбор  с извозчиков и с купеческих кладей, проходящих или  временно останавливающихся в сибирских городах.  

Сбор с проезжающих - вообще история отдельная.   Сперанский попытался отменить существовавший в  Иркутске на заставах сбор по 10 копеек со всех  приезжающих в город. Запрещение взимать повозочный  сбор значительно снижало доходную часть городских  поселений, лежащих на главном торговом пути. Встретив  негативную реакцию городских властей по этому поводу,  Сперанский временно приостановил введение данного  запрета, передав его на усмотрение и утверждение  Сибирского комитета. Окончательного решения так и не  было принято, и городские Думы продолжали собирать  пошлины со всех купеческих обозов.  

С развитием внутренней торговли и путей сообщения в  конце ХIХ века данный сбор обеспечивал поступление в  доходную часть городов значительных сумм. Только в  Иркутске его собирали на 37-38 тысяч рублей в год.  Железная дорога, прошедшая через Иркутск, несколько  видоизменила характер сбора. В 1911 году иркутская  Дума утвердила проект соглашения с управлением  Забайкальской железной дороги о взимании попудного  сбора с грузов, проходящих через станцию Иркутск.  

 

ХIХ ВЕК: 24-КРАТНОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ БЮДЖЕТА

 

 - На протяжении всего ХIХ века в России наблюдался  медленный, но стабильный рост городских бюджетов  региона. Особенно быстро рос бюджет Иркутска. С 1816  по 1888 годы он увеличился почти в 24 раза, что,  несомненно, отражало общую динамику его  народонаселения и капиталов. В 1828 году  доходы города составили 83755 рублей 95 копеек", -  рассказывает Вадим Шахеров.  

Львиная доля (61,5%) поступала в городской бюджет от  торговой деятельности, что характерно и для  современного бюджета. Доходная часть заметно  превышала расходную, которая составляла всего 66065  рублей. Традиционно значительная часть расходов шла  на содержание полиции и аппарата управления - 76,7%,  в то время как на благоустройство города и на  образование не более 3%.  

Иркутская городская управа

 

Но к середине ХIХ века городские расходы почти  повсеместно превысили доходы. Города стали быстрее  тратить деньги, чем накапливать. Обеспокоенные  городские власти и губернская администрация искали  пути увеличения поступлений в городскую казну,  нередко прибегая к введению новых сборов и штрафов  для пополнения доходной части.  

Например, в 1842 году городской думой Иркутска был  введен штраф в пять копеек за бродячий по улицам  скот. Собранные суммы направлялись на благоустройство  города.

В тоже время власти очень неохотно шли на увеличение  расходных статей. В том же году специально  образованный в думе Комитет по благоустройству,  рассматривая сенаторский указ об устройстве в  губернских городах мостовых, посчитал излишним  исполнять его в Иркутске, "ибо улицы здесь по  твердому грунту земли состоят в хорошем положении".  

А в 1858 году для пополнения доходной части увеличили  сборы с пригородных территорий, отводимых под  добывание песка, глины, камня, леса. И ввели пошлины  за использование берегов Ангары в черте города для  складирования леса и других товаров, причаливание и  зимовку судов.  

В общем, как только появлялся дефицит бюджета -  появлялся новый налог. Или несколько.  

 

НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ

  

Во второй половине ХIХ века произошли значительные  изменения в бюджетной политике Иркутска. "Городовое  положение" 1870 году закрепило за местным  самоуправлением права юридического лица, дав ему  возможность приобретать и отчуждать имущество,  заключать займы, вступать в договора, выступать  истцом и ответчиком в суде и т.д.  

Изменилась и структура доходной части. Прямые сборы с  населения фактически прекратились, зато резко  увеличилось количество "прочих доходов". Сюда входили  различные частные пожертвования, сборы с недвижимого  имущества, извозного и перевозного промыслов, с  документов на право торговли и промыслов, различные  второстепенные сборы и штрафы с населения.  

Определенное место в городских бюджетах стали играть  проценты с городских капиталов, размещенных в Приказе  общественного призрения и других кредитных  учреждениях.  

Как уверяет Вадим Шахеров, одним из основных в  структуре городских доходов стал и налог на  недвижимость. Еще в 1831 году натуральная постойная  повинность городского населения была заменена  денежными сборами. Уже в конце 1850-х годах этот сбор  превысил все другие поборы.  

Первая оценка стоимости недвижимости Иркутска  составила более двух млн рублей, что позволило внести  в доход города 20 тысяч рублей в год. В дальнейшем,  рост населения и города способствовали значительному  увеличению стоимости его недвижимости. В 1881 году  она оценивалась в 6,8 млн рублей, а в 1904 - уже в  13,7 миллионов. Одновременно росли и сборы с оценки  недвижимости.  

Вчерашние тенденции - сегодняшняя реальность  К концу ХIХ века доходная часть Иркутска составляла  около 717810 рублей. Однако дальнейшее развитие и  модернизация коммунального хозяйства, усложнение  системы управления и расширение социальной сферы  города не могло не сказаться на объеме его расходов.   Нередко они обгоняли доходы, и для погашения дефицита  бюджета приходилось прибегать к займам и запасным  капиталам.  

Важнейшими расходными статьями по-прежнему были  содержание городского управления и полиции. На эти  цели уходило более половины бюджета. Но на рубеже ХХ  века возросли расходы на образование и медицинское  обслуживание населения, составив около 23%.  

Затраты на капитальное строительство приводили к  тому, что задолженность Иркутска постоянно  возрастала. В 1912 году она составила около 1,5 млн  рублей, но почти половина приходилась на расходы по  строительству городской электростанции, которые  должны были окупиться уже через несколько лет.  

По бюджету Иркутску не было равных среди городов  Сибири. Несмотря на многочисленные проблемы  городского хозяйства, в 1914 году официальная печать  отмечала: "Иркутск богат. Это едва ли не единственный  город в России, не только не имеющий крупного долга,  но еще владеющий большим капиталом и недвижимостью".  

- Несмотря на это, - резюмирует Вадим Шахеров, - как  и в современном бюджете, ассигнования на развитие  социальной и культурной сферы города были крайне  невелики.  

Не удивительно, что и по сей день социальная и  культурная сферы города - самые недофинансированные  статьи. Все это было заложено еще много лет назад. И  благополучно прижилось.   

Так формировалась бюджетная система Иркутска.   

Ольга Михайлова


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 1 (17) Февраль - Март 2007 года


 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть