Архив журнала «Капиталист»
Бизнес-файлы
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ. ИХ ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Мы продолжаем рассказывать о справочно-методических пособиях, вышедших в рамках проекта "Внедрение в практику СМП Шелеховского муниципального образования современных эффективных методов организации работы малого предприятия". Данный проект - один из нескольких, осуществившихся по совместной инициативе компании СУАЛ-Холдинг, Агентства международного развития США и Фонда "Новая Евразия" "Комплексное развитие территорий в пилотных регионах России".
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА С КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫМИ ОРГАНАМИ
С августа 2001 года действует Федеральный закон № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
Закон определил: в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждый орган государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может провести не более чем один раз в два года. Закон предусматривает проведение и внеплановых проверок, цель которых - проверка исполнения выданных при плановой проверке предписаний. Данный Федеральный закон полностью опубликован в пособии.
В пособии также можно найти несколько важных правил, как правильно общаться с представителями проверяющих органов. Консультант систем менеджмента качества, эксперт проекта Татьяна Бакшеева, автор-составитель пособия, уверяет, что наиболее трудно исправлять те ошибки, которые допускаются в первые минуты общения с представителями проверяющих органов. И не редко именно эти ошибки, а не нарушения, влекут за собой наиболее серьезные последствия.
Также в брошюре перечислены все органы, уполномоченные на проведение проверок, нормативно-правовые акты, регулирующие порядок проверок, и объекты контроля.
МАРКЕТИНГ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Пособие начинается с определения термина "маркетинг", на основании которого строятся все дальнейшие рекомендации книги.
Одно из интересных составляющих пособия - практические задания. Например, авторы-составители - консультант систем менеджмента качества, эксперт проекта Татьяна Бакшеева и эксперт проекта по маркетингу Наталья Сажина предлагаются рассчитать для каждого вашего товара разброс в себестоимости или определить диапазон цен. Такие практические задания, по их мнению, помогут понять и оценить различия между вашим товаром или услугой и целевым рынком и товаром (услугой) и целевым рынком конкурентов.
В пособии можно найти комплексную процедуру оценки, предложенную Американской ассоциацией маркетинга, для оценки рыночного положения фирмы.
Вторая часть пособия посвящена эффективному инструменту для продвижения - Интернету. С его развитием меняются подходы к управлению маркетингом.
Интернет обладает уникальными характеристиками, значительно отличающимися от характеристик традиционных инструментов. Пособие учит построению системы маркетинга в интернете, где все зависит от целей компании. Сайт-визитка, сайт-буклет, сайт-витрина, электронный магазин, внешний коммуникативный канал - обо всех этих вещах рассказывают авторы-составители брошюры. А в приложении можно найти список онлайн-библиотек экономической тематики, форумов и сайтов журналов, связанных с маркетингом.
ФИНАНСИРОВАНИЕ И КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА (МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ)
Одним из наиболее серьезных препятствий развития малого бизнеса является ограниченный доступ к финансированию. Недостаточные возможности и часто неспособность привлечь внешнее финансирование сказывается на всех стадиях развития предприятия. Условия, предлагаемые коммерческими банками, зачастую оказываются непосильными для малых предприятий.
Предприниматели, особенно начиняющие, не могут получить банковский кредит в силу того, что у них, как правило, отсутствует кредитная история, они не располагают необходимым обеспечением возврата кредита и не в состоянии обеспечить достаточную доходность банковских операций, так как нуждаются в небольших, краткосрочных кредитах.
Действующие малые предприятия нуждаются в долгосрочных и крупных кредитах для приобретения оборудования и технологий, но тоже не имеют достаточного обеспечения и им непосилен высокий уровень процентных ставок по банковским кредитам.
В пособии предлагается выход из сложившейся ситуации. Как уверяет автор-составитель эксперт проекта Елена Олейникова, в Иркутской области решение проблемы получения небольших краткосрочных займов взяли на себя Фонд поддержки малого предпринимательства Иркутской области, муниципальный Фонд поддержки малого предпринимательства Ангарского муниципального образования, осуществляющие микрокредитование и ряд кредитных потребительских кооперативов граждан.
Осуществление программы микрокредитования показало, что эта услуга востребована не только предпринимателями с незначительными доходами, но и субъектами малого предпринимательства, заинтересованными в оперативном доступе к финансовым ресурсам для пополнения оборотных средств. Микрокредитование является эффективным инструментом расширения занятости, взращивания предпринимателей и борьбы с бедностью. Предоставляющие краткосрочные займы Фонды поддержки малого предпринимательства, оказывают услуги, дополняющие услуги коммерческих банков, и тем самым укрепляют всю финансовую систему.
Очень часто предпринимателям не хватает знаний и опыта для получения кредитов. Многие не знают о существовании структур, оказывающих финансовую поддержку субъектам малого предпринимательства.
Еще одна задача пособия - познакомить бизнесменов с системой микрокредитования, лизингом оборудования или транспорта и его преимуществами, а также с условиями и порядком получения кредитов в банках.
В пособии рассказывается и о том, как получить микрокредит, оборудование в лизинг, что должен знать предприниматель, прежде чем обратиться в банк за кредитом. А также предложен и пакет необходимых документов для получения студенческого группового микрокредита.
Автор-составитель надеется, что изучив брошюру, многие предприниматели научатся получать необходимые финансовые ресурсы для развития своего бизнеса.
Пособия можно найти в администрации города Шелехова и Иркутском агентстве развития бизнеса по адресу: Иркутск, ул. Пролетарская, 7 "б", телефон (3952) 34-30-37.
ФУТБОЛКА РАСКРЫВАЕТ МЕХАНИЗМЫ ТОРГОВЛИ
Книга "Путешествие футболки в мировой экономике" раскрывает политический и социальный аспекты проблемы глобализации, используя историю простой футболки, за которой стоит бизнес, политика, и, главное, надежды и чаяния реальных людей. Истории этих людей и история футболки, их соединивших, представляют собой непредвзятую точку зрения на экономический и политический аспект глобализации.
Кто бы мог подумать, что обыкновенная тишотка, или футболка по-нашему, поможет американскому профессору раскрыть явные и тайные механизмы мировой торговли?
Путь футболки начинается с хлопковых полей в западном Техасе, после чего попадает на китайскую фабрику, затем на торговые переговоры в Вашингтоне и в конечном итоге оказывается на рынке комиссионной одежды в Африке, где Пьетра продала ее за шесть долларов. "Хлопковые приключения" сопровождаются интересным анализом политического и человеческого аспектов глобализации.
К примеру, в африканских странах, Танзании, вопросы ценообразования на футболки находятся в зависимости от таких непонятных нам, европейцам, факторов, как телосложение, время получения зарплат и пол покупателей. Там нет толстых, как в Америке, поэтому майки (размеры до 34) для основного худого населения стоят дороже. Мужчины покупают реже, поэтому женская сопоставимая одежда стоит в пять раз дешевле. В конце месяца, когда все получают зарплату, цены в магазинах одежды взлетают.
Имея классическое образование экономиста, автор книги намеревалась доказать неоспоримые преимущества свободной мировой торговли и опровергнуть идеи движения антиглобалистов.
Вместо этого она обнаружила, что свободные рынки не так уж свободны, что самые ярые сторонники свободной торговли регулярно выигрывают от ее ограничений и что так называемые "жертвы" глобализации зачастую находятся в самом выгодном положении. В то время как споры по проблемам глобализации по-прежнему сосредоточены на рисках и преимуществах конкурентных экономических рынков, автор книги приходит к выводу, что в процессе производства ее футболки политические факторы сыграли роль столь же значимую, как и экономические.
После трагического нападения Аль-Каиды на Всемирный торговый центр американская администрация, обсуждая на высшем уровне вопросы консолидации мировых сил в борьбе с терроризмом, пошла навстречу многим странам третьего мира в вопросах торговли. Были сняты многие ограничения на импорт товаров текстильной промышленности Пакистана. Система сдерживающих квот до последнего времени ограничивала конкурентные возможности Китая и Японии, также Бангладеш, Монголии и Камбоджи. Сейчас эти вопросы понемногу стали разрешаться в пользу стран-производителей.
"Путешествие футболки в мировой экономике" - повествование, отличающееся великолепным стилем, - говорится в аннотации к изданию. - Противники идеи глобализации, познакомившись с этой книгой, поймут, почему подъем экономики бедных стран невозможен без свободных рынков; политики убедятся, что экономический прогресс развитых стран не значит ничего без демократических политических институтов, способствующих развитию беднейших стран".
ПРОДАЕТСЯ НЕ ТОВАР, А ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Не зря говорят: главное - произвести впечатление, остальное приложится. Бизнес-модель ориентации на продукт окончательно устарела. "Изучая ведущие компании в своих отраслях, мы поняли, - признаются авторы, - что все они имеют одну общую черту: умение создать для своих клиентов необыкновенные впечатления".
Наряд от Givenchy - больше чем просто одежда, он дает ощущение причастности к миру Высокой моды. Для обладателей Harley важно не наличие средства передвижения, а возможность вырваться из повседневной рутины. Потребители покупают не просто товары, а свободу, приключение или материальное благополучие. "Это нематериальные аспекты товарного предложения. Их невозможно измерить, выразить в цифрах, но именно они дают потребителю то, что он действительно ценит". Авторы предлагают руководство к действию: массу примеров громких успехов и оглушительных провалов самых разных компаний.
Книга состоит из двух частей. Первая полностью посвящена тому, как понять психологию потребителей, определить их ценности и впечатления. Во второй части Диана ЛаСалль и Терри А. Бриттон рассматривают, как бизнес может преподнести покупателю ценности посредством впечатлений. А в "Руководствах к действию" в конце глав перечислены ключевые шаги, что должны помочь компании "продвинуться на пути к культуре впечатлений".
Работая над книгой, Диана и Терри ходили по магазинам в поисках необыкновенных товаров и услуг. В один из таких походов в магазине промтоваров они увидели обычную свечу. Позднее, в другом магазине, они приметили похожую свечу, но при горении источавшую аромат. И этот факт вывел товар на новый уровень. Свеча уже стала источником не только света, но и запаха. Ее воздействие, а значит, и ценность изменились. Первая свеча стоила два доллара, вторая, производство и маркетинг которой нацелен на эмоциональный и духовный уровни сознания потребителя, - уже восемь. Рост цены на 400% обусловлен возросшим воздействием продукта на потребителя. Больше воздействия - больше ценности - больше продаж, или, как было бы сказано в этом случае в рекламе MasterCard, "спички - 10 центов; свеча - $8; релаксация - бесценна".
Авторы книги пристальное внимание уделяют небольшим деталям - упаковка, этикетки, ярлыки, гарантийные талоны, вкладыши, магазинные пакеты, оформление витрин составляют микросреду продукта. В процессе этого изучения они пришли к неутешительному выводу: "Складывается впечатление, что на каждый эффективный дизайн упаковки приходится, по меньшей мере, один плохой".
Один из примеров - история о том, как в середине 1980-х годов Pepsi Co. оттеснила Coca-Cola на второе место. Это классическая история успешно организованной микросреды, когда легкий пластик заменил стекло, двухлитровые бутылки пришли на смену небольшим, а упаковки на шесть бутылок стали использоваться вместо традиционных (и очень тяжелых) упаковок на 12 бутылок. Именно такая возможность - без проблем доставить покупку домой - и нужна была потребителям. Позже Pepsi Co. сделала еще один шаг, предложив упаковку из 12 алюминиевых банок. Революция в микросреде позволила компании удерживать лидирующие позиции на протяжении более пяти лет.
"К сожалению, слишком многие компании практикуют достаточно близорукую организацию своей микросреды, а между тем клиенты, как правило, ясно дают понять, что им нужно. В любом случае, наблюдая за тем, как потребители взаимодействуют с продуктом, вы легко найдете способ увеличить ценность вашего предложения посредством более удобной и "дружественной" упаковки", - утверждают создатели "Бесценных".
- Число просмотров: 2140