Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Управление

НЕ В ЗАРПЛАТЕ ДЕЛО

Поиск новых способов руководства

Очень часто, говоря об управлении бизнесом и менеджменте, теоретики и практики используют основные англо-американские теории, центральная формула которых "человек для бизнеса". Но существуют и обратные идеи. В их основе человекоориентированный подход к управлению бизнес-структурами, то есть "бизнес для человека".

Гуманистический способ руководства организациями, который можно применить и в России, стал темой обсуждения в ходе международной конференции "Человек-Сообщество-Бизнес: управление сегодня и завтра", которая состоялась в конце марта в Иркутске. В этой конференции, организованной Российско-германским центром "Хайнц-Консалтинг" при информационной поддержке нашего журнала, приняли участие владельцы бизнеса, руководители предприятий, специалисты по управлению кадрами, а также ведущие немецкие и голландские бизнес-консультанты и тренеры из Международного института развития человека и организации.

После Второй мировой войны, когда места ушедших на фронт мужчин на производстве вынуждены были занять женщины и старики, из Америки в Голландию был привезен тренинг производственных кадров (Traininq within industry). Речь шла о научном и эффективном способе инструктировать людей в неквалифицированной и не требующей особенного образования деятельности.

Первая программа охватывала рабочие инструкции. Назначенные руководители учились тому, как можно быстро и точно проинструктировать своих сотрудников. Эта программа шла гладко, и вслед за первой начали внедрять вторую. В ней речь шла об обучении руководителей умению аналитически и систематически исследовать рабочие процессы. И вторая программа была принята хорошо.

Тогда приступили к третьей — рабочие связи. Но она потерпела полный

Джон ЛЮЙТЕН
крах. Руководителей учили налаживать хорошие отношения со своими сотрудниками, справляясь у них, например, о больной жене, о переезде в новую квартиру или об успехах ребенка в школе. И когда руководитель, натянуто улыбаясь, проявлял подобный интерес, сотрудник чувствовал: "Это не по инструкции. На самом деле ему абсолютно все равно, что происходит в моей семье. Ему от меня что-то нужно".

Крах третьей программы вполне объясним: человеческие взаимоотношения невозможно строить по приказу или по должностной инструкции, они не терпят неискренности. Эта программа ухудшила отношения в коллективе, и в этой форме была прекращена.

Кажется, что в большинстве российских фирм сегодня происходит нечто похожее на ту голландскую историю. Руководители компаний, выросших из небольших, почти семейных фирм, ощущают нехватку знаний для того, чтобы рулить увеличившимся штатом сотрудников. Они приглашают для менеджеров своих предприятий бизнес-тренеров, которые учат их с помощью определенных клише справляться со своей работой. Те в свою очередь стараются тут же внедрить все, чему их научили.

 Вот на этом этапе и происходит сбой. Потому что существует множество прекрасных программ, позволяющих лучше организовать и систематизировать свою работу, но нет ни одного четко прописанного правила (психологи пытаются это оспорить), позволяющего заставить сотрудника работать не только за зарплату, а исходя из своей свободной воли, на благо общего дела.

ПРОЦЕСС ПОСТРОЕНИЯ СООБЩЕСТВ

 
Иоахим ХАЙНЦ

Международная конференция "Человек-Сообщество-Бизнес" -- результат почти восьмилетней работы уже достаточно известного в Иркутске российско-германского центра "Хайнц-Консалтинг". Основанный несколько лет назад Иоахимом Людвигом Хайнцем, немецким психологом, волею судьбы занесенным в Сибирь и связавшим с ней свою жизнь, центр на сегодняшний момент выделяется среди многих консалтинговых компаний.

— Сегодня на передний план все сильнее выступает характерная черта нашего времени: доминирование экономической жизни. Все становится товаром для продажи и управляется через рыночный механизм предложения и спроса. Продается земля, ее недра, предприятия, люди. Коммерческий образ мышления проник и в политику, и в социальные услуги. Культурная жизнь тоже не избежала этой тенденции. Все подвергается количественному измерению. Что в таком случае становится критерием успешности? Размер прибыли. Люди рассматриваются как одна из категорий наряду с технологией, системой, процессом. Именно поэтому основное внимание руководителей предприятий сегодня должно быть сосредоточено именно на Человеке. И не случайно на первое место в названии нашей конференции поставлен Человек, а не Бизнес, -- уверен г-н Хайнц.

Адриаан БЕКМАН

Одним из докладчиков на конференции был Адриаан Бекман, профессор из Голландии, среди клиентов которого компании Shell, Philips, Esso. Он уже 25 лет специализируется в вопросах развития навыков самоуправления. Шесть лет назад в NPI (Институт организационного развития, Голландия) познакомившись с Иоахимом Хайнцем, он уже не в первый раз приезжает в Иркутск. Доктор Бекман представил свой взгляд на развитие бизнес-управления в нашей стране и конкретно в Иркутске.

-- В период экономического роста, развития материалистического подхода к бизнесу многие люди теряются. Они находятся в состоянии стресса, болеют, оставляют или теряют привычную работу. Параллельно они начинают искать для себя какие-то новые возможности для самореализации. Они уже не хотят, чтобы их толкали на что-то, избегают давления, каждый идет своим путем. Это может проявляться по-разному: работник может уйти в отпуск, он ищет опоры в различных духовных движениях, он уже не доверяет традиционной медицине. Каждый сам по себе. Люди уже не связаны политикой, церковью. Происходит процесс индивидуализации и разрушения сообществ. В этой ситуации идет поиск новых способов руководства.

СИСТЕМА ЧЕТКОЙ ИЕРАРХИИ НЕДОЛГОВЕЧНА

Бывший планировщик Shell Арие де Гиус в своей книге "Живая копания" пишет: "Почему столько компаний появляется и так быстро исчезает? Все больше становится очевидным, что это происходит из-за ограниченности мыслей менеджера экономическими соображениями: менеджеры фиксируются на экономической эффективности компании и забывают, что компания - это сообщество людей".

Как сделать руководство эффективным? Что значит живое руководство? Как научится относиться к своей организации как к живому сообществу? Поиск ответов на эти вопросы требует от руководителя, прежде всего, желания взглянуть на привычные и очевидные на первый взгляд вещи по-другому, готовности учиться самому и позволять учиться другим.

-- В своей деятельности мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда наши предложения пойти учиться рассматриваются руководителем как укор в непрофессионализме и некомпетентности, -- в интервью нашему журналу сказала Татьяна Альбова, бизнес-тренер объединения "Практик". -- По нашим наблюдениям, только треть руководителей понимает, что в современных условиях учиться руководить необходимо, еще треть предпочитает учить своих сотрудников. Но многие считают, что у них и так все супер. На деле же оказывается, что это далеко не так.

Среди проблем руководства многие консультанты отмечают также нежелание собственников предприятий делегировать свои полномочия, привычку все держать под своим контролем и не доверять решение текущих вопросов сотрудникам. Но совершенно очевидно, что такая система четкой иерархии недолговечна, ведь она даже в армии действует далеко не всегда.

ГИГАНТСКАЯ СЕТЬ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ

В 1954 году американский консультант Питер Друкер написал книгу "The Practice of Management". В одной из ее глав говорится, что современная экономическая жизнь основана на принципе разделения труда, специализации и субспециализации. Эта система действует как в экономике в целом, так и в пределах одного предприятия. Возникает гигантская сеть взаимозависимости.

В вертикальном направлении подчиненный зависим от своего начальника, но начальник также зависит от своих подчиненных.

Вторым видом зависимости является горизонтальная: она также существует в двух направлениях. От сырья через полуфабрикат к упаковке, например. От производителя - к потребителю и, наоборот, от клиента к работнику.

Друкер приходит к образу креста взаимозависимости. Он говорит: "Этот крест не может быть жизнеспособным без основы взаимного доверия. Это иллюзия, что все может быть проинструктировано, предусмотрено и контролируемо. Также мы не можем достигнуть желаемых результатов стимулом зарплаты или страхом штрафа. Хотя предписание и контроль, зарплата и штрафы и являются, конечно, конституирующими элементами любой организации, но только взаимное доверие создает фундамент, жизненную кровь".

ИЛЛЮЗИЯ МАНИПУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ

 А спустя 33 года Питер Друкер в одном интервью говорил о перспективах развития бизнеса в 90-х годах: "Руководители предприятий еще верят в иллюзию манипулирования, возможности контроля, власти. Они стараются преобразовать взаимозависимость в такой односторонний вид, при котором поведение другого может предписываться, контролироваться или обращаться в направление собственных интересов: перекупают конкурирующие фирмы, программируют потребности потребителя агрессивной рекламой, подкупают власть. Речь идет о стратегии страха, которая приводит к нездоровой концентрации власти."

Далее он высказывает предположение, что в 90-х годах человечество поймет, что построение вертикальных властных структур для получения односторонней выгоды всегда действует негативно, и что сеть взаимозависимости может строиться только на основе взаимного доверия.

На дворе первое десятилетие XXI века, а со всех сторон нам твердят о вертикали власти, и похоже, это многих устраивает. При таком типе взаимоотношений четко ограничена степень личной ответственности, она прописана и не дает человеку возможности расширить эти границы ("Думать в ваши должностные обязанности не входит"), всегда легко найти виноватого и заменить его на нового сотрудника.

ОБУЧЕНИЕ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

В горизонтальной же системе управления важны не функции, а роли, позволяющие развивать гибкость, не иерархия, а желание принимать на себя ответственность. При такой организации предприятие превращается из транзитного вокзала в обучающееся сообщество. Обучение длиною в жизнь, когда молодые могут делать первые шаги, зрелые люди - применить свои способности, а пожилые - делиться своим опытом с молодежью. Это как в хорошем театре. Молодые актеры имеют возможность выходить на одну сцену с корифеями, а те, в свою очередь не боятся взглянуть на ставшую привычной роль из другой точки обзора, а иногда и просто великодушно уступают свое место, чтобы идти дальше.

Несомненно, это очень трудный путь. Не каждый из руководителей, прошедших подобные тренинги, продолжает сотрудничать с "Хайнц-Консалтинг". Кто-то откровенно высказывает свои сомнения о возможности нового подхода к организации предприятия в условиях, когда пожилые сотрудники еще ностальгируют по советской трудовой дисциплине, а молодые, нацеленные на карьерный рост, хотят всего и сразу.

ГОТОВЫХ ОТВЕТОВ НЕТ

Случается, что руководитель недоумевает, когда не получает готовых ответов на конкретные вопросы. Но как отмечает Елена Петрова, генеральный директор ООО "Хайнц-Консалтинг", несмотря на то, что их подход в к ведению бизнеса не укладывается в традиционный рамки, единомышленников у них становится все больше и больше. Подтверждение тому - прошедшая конференция.

Своими наблюдениями на эту тему с нашим журналом поделилась Наталья Конюшина, генеральный директор Восточно-Сибирского отделения Denis School.

-- Наверное, общая проблема взаимоотношений рукодителя и персонала: как принести идею, чтобы сотрудники ее поняли, поддержали. Задают вопросы: почему мы должны это делать? Наверное, это проблема нашего советского воспитания. Но я не бросила начатое. Мне удалось найти единомышленников, мы переориентировали процессы. Перед этой конференцией я снова заглянула в список проблем, составленный два года назад на одном из тренингов. Из 31 пункта осталось только три. Может, это и есть лучшее подтверждение того, что изменения нужно начать с себя?

НЕВЫДУМАННЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ

Если взглянуть на путь становления любого предприятия, невольно возникает параллель с человеческой жизнью.

Есть период, когда ребенку необходима забота и опека. Есть время, когда нужно, чтобы рядом с ним был сильный и уверенный в своих действиях взрослый. Это время авторитета. А потом непременно наступит период, когда силы растущего организма начнут вырываться наружу и занимать свое место в огромном социальном пространстве.

Это будет трудное время и для самого организма, и для окружающего его пространства. Здесь уже не смогут действовать силы давления, ведь нельзя удержать полноводную реку в узком русле. В этот момент любые проблемы можно решить только путем диалога. Зато когда ребенок поймет, что мир не только прекрасен, но и справедлив, он вырастает сильным и самостоятельным человеком, рождающим идеи и имеющим силы их реализовать. А главное -- он не побоится ответственности.

Возможно, сегодня вышесказанное кажется еще фантастикой. Но посмотрите вокруг, понаблюдайте за детьми — мир изменился.

Инна Брянская


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 2 (18) Апрель - Май 2007 года


  • Число просмотров: 1807

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть