Архив журнала «Капиталист»
Бизнес-направление
«Российский воз и ныне там»
Президент Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири, доктор экономических наук Константин Шаврин по роду свой деятельности бывает в соседних государствах. Мы попросили Константина Семеновича поделиться своими впечатлениями от этих поездок.
— В середине 60-х годов я служил в приграничном с Китаем районе Забайкальска. И что же мы, солдаты, наблюдали тогда через колючую проволку вокруг погранзастав, глядя на Маньчжурию? Да просто саманные фанзы, каменные строения были тогда только у железнодорожного вокзала. Сейчас же та самая Маньчжурия - это современный красивый город. Причем, что мне нравится в китайском подходе, так это качество. Как они строят в Пекине, так же четко и на краешке своей земли. Все в стекле и бетоне, идеально спланировано на перспективу.
Константин ШАВРИН
|
А вот наш-то Забайкальск как был сорок лет назад, таким точно и остался. Даже нормальной дороги от границы нет, в отличии от китайского хайвея. Степь, пыль да полынь.
По правительственному соглашению между нашими странами район Забайкальск-Манчьжурия по обе стороны границы должен был развиваться одинаково.
Межправительственная комиссия утвердила генплан строительства. Согласно этому генплану китайцы и построили свой город, благоустроили приграничную территорию.
С российской стороны лишь железобетонным забором все обнесли и гаражи поставили. После этого «обустройства» мы хотим, чтобы китайцы нас уважали. С чего это вдруг?
В Маньчжурии я общался с первым секретарем и председателем правительства этого региона. Конечно, интересовало, за счет чего так они развиваются. Говорят, что правительство страны на развитие города отдало определенный процент от товарооборота. Ведь более 60% российского товарооборота проходит через Маньчжурию. Получается, с таможенных сборов и ж/д тарифов деньги оседают в этом регионе.
Казалось бы, что может быть эффективней?
Нам ничего нового выдумывать не надо, можно всего лишь использовать вполне логичную китайскую схему.
Не так давно, в бытность свою представителем жилищно-коммунального хозяйства России, я бывал и в Монголии. Так вот, там в последнее время практически на ровном месте туризм настолько быстро развернулся. Туристические базы и комплексы растут как грибы после дождя. Конные маршруты, традиционная народная медицина и прочее. Теперь там треть бюджета страны формируется за счет туризма. Все дело только в сметливой предприимчивости людей.
А у нас ведь, чтобы на ту же охоту в Сибирь съездить, столько препон создано, что после сбора разрешительных бумажек уже никакой охоты не захочется. В Монголии же все это очень просто решается.
Что нравится западным туристам в нашем регионе? Только лишь самобытная природа в естестве. А новые фешенебельные гостиницы, которые появляются у нас в последнее время, богатым туристам не нужны. Необходимы обычные гостеприимство и комфорт, хорошее питание, элементарные удобства и стабильная температура в жилище — все.
Здесь нам сам бог велел тянуть тракт от Байкала через Култук с транзитом в Аршане и Ниловой пустыне, открывать путь на озеро Хубсугул, в монгольскую степь. И обратно также туристов возить - только денежки собирай, местный люд... Ан нет, ничего такого. Поскольку международный переход через Монды в Монголию до сих пор не открыт, то ничего там не развивается.
Сколько уже говорено, особенно на межправительственном уровне, об этом, а наш воз ныне там.
- Число просмотров: 1652