Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Крупный план

Юрий Параничев: "МАЛЫЙ БИЗНЕС С ДВУМЯ ПЛЮСАМИ"

Как известно, сколько людей – столько мнений. Для одних малый бизнес – что-то несерьезное и незаметное. Но такие господа не интересны нам и нашим читателям. Для других малый бизнес – собщество активных и смелых людей, ищущих и находящих свое место в экономике страны, производящих реальные товары и услуги. И в конечном итоге именно благодаря этим людям России все же удастся оторваться от нефтяных скважин и газовых колонок.

А вот каким региональный малый бизнес видит областное руководство?  — это тема нашей беседы с первым заместителем главы администрации Иркутской области Юрием Параничевым.

 

Корр.: Юрий Владимирович, у нас в России есть сырье, локомотивы экономики  — крупные корпорации. Но совсем недавно практически одномоментно на всех уровнях власти заговорили о малом бизнесе. В прошлом году даже обсуждалась, кстати, и продолжает обсуждаться возможность придать процессу развития малого бизнеса статус пятого нацпроекта России. Почему же, на Ваш взгляд, государство хоть и недавно, но начало все же оказывать малому бизнесу "знаки внимания"?

 

Ю.П.: Происходит переосмысление роли малого бизнеса, как значительной движущей силы, обеспечивающей стабильность развития регионов. Современную экономику невозможно представить без развитого малого бизнеса, ставшего ее неотъемлемой частью. Именно малый бизнес создает стабильность, обеспечивая налоговые потоки, которые гораздо меньше зависят от состояния и уровня всей мировой экономики. Малым предприятиям гораздо проще приспособиться к изменению конъюнктуры рынка. Если транснациональные компании создают огромные финансовые ресурсы, что позволяет обеспечить долговременный стратегический маневр, весьма важный в проведении модернизации региональной экономики, то малые и средние предприятия обеспечивают текущую стабильность региона.

Внимание малому бизнесу государство уделяет уже давно. Еще в 1987 году, двадцать лет назад, Совет министров СССР принял ряд постановлений, разрешающих создание кооперативов. В 1995 г. был принят федеральный закон 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

А что касается Иркутской области, то у нас с 1993 года реализуются областные государственные целевые программы, направленные на поддержку и развитие предпринимательства. Текущая программа  — уже пятая по счету.

Поэтому внимание государства нельзя считать "внезапным", правильнее говорить о целенаправленной продуманной политике по развитию малого предпринимательства в России. На мой взгляд, сейчас государство играет активную роль, которая состоит из участия государства в формировании новых рынков, образовании межотраслевых и межпроизводственных связей, стимулирования развития незадействованных ранее ресурсов. То есть, направлена на моделирование ситуации.

 

Корр.: Если власти уверены в необходимости малого бизнеса, в необходимости его поддержки и развития, то почему же количество, так называемых административных барьеров не только не уменьшается, но даже растет? Налоговый кодекс совершенствуют, а легче малому бизнесу не становится. А тут еще аукционы муниципальной недвижимости, которые по всей России поставили под большой вопрос дальнейшее существование многих небольших фирм, которые просто лишатся своих арендованных офисов.

Ю.П.: Как показывают проводимые опросы, количество административных барьеров сокращается. Нами создана коллегия по оперативному устранению административных барьеров, препятствующих осуществлению предпринимательской деятельности в Иркутской области. Администрацией Иркутской области проводятся круглые столы с приглашением представителей контрольно-надзорных органов, на этих заседаниях предприниматели задают вопросы, уточняют свои права. Дополнительно к этому в муниципальных образованиях проводятся выездные семинары по вопросам безопасности предпринимательства, порядка осуществления контрольных мероприятий и т.д. Поэтому сейчас предприниматели смещают акцент в своих проблемах с "барьеров" на другие аспекты.

Проблемы предпринимателей Иркутской области такие же, как и по всей стране: несовершенное налоговое законодательство, отсутствие необходимого квалифицированного персонала, сложности доступа к недвижимому имуществу. Предприниматели часто говорят, что открыли бы магазин или супермаркет, но нет подходящих площадей. Сохраняется проблема с доступом к финансовым ресурсам.

В конце ноября этого года мы планируем провести выставку, на нее будут приглашены финансовые организации, которые расскажут предпринимателям о своих кредитных программах. Предприниматели смогут сами выбрать, где условия получения кредита для них лучше, где залог меньше и т.д. Возможно, и банки, оценив конкуренцию в этой сфере, начнут снижать процентные ставки.

Что касается аукционов муниципальной недвижимости, то могу немного приоткрыть завесу: проект федерального закона "Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества" рассмотрен Советом Госдумы и включен в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы Российской Федерации .

 

Корр.: На взгляд руководства области, какое место сегодня в экономике региона занимает малый бизнес? Дайте его качественную характеристику.

 

Ю.П.: Несомненно, малый бизнес является важным социальным фактором, инструментом для выявления сильных, грамотных, смелых, готовых идти на риск инициативных людей. В Иркутской области в малом бизнесе области занято 17 процентов от всего экономически активного населения. Мы же планируем увеличить эту цифру к 2010 году до 35 процентов.

Если говорить о цифрах, то помимо почти 12 тысяч малых предприятий, в Иркутской области ведут деятельность еще 57 тысяч предпринимателей без образования юридического лица, что на 21 процент больше чем за аналогичный период прошлого года. Мы наблюдаем устойчивый рост не только количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, но и объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг собственными силами (+20%), выручки малых предприятий (+28%) и средней заработной платы (+33%).

Поэтому можно смело утверждать, что созданы благоприятные условия для развития предпринимательства в регионе, что повлияет не только на рост доходов населения, но и на улучшение социальной сферы региона.

 

Корр.: Юрий Владимирович, в одном из прошлых номеров нашего журнала мы рассказывали о круглом столе, посвященных роли частного предпринимательства в социально-экономическом развитии Приангарья, который вели Вы. В конце этой встречи с предпринимателями Вы согласились с общим мнением, что проблемы малого бизнеса почти неинтересны государству. Во время этой встречи говорилось и о том, что можно и нужно обратиться к Правительству РФ с инициативой изменения федерального законодательства в части, ущемляющей права мелких и средний предпринимателей. Что-то сделано в этом направлении за прошедшие полгода?

 

Ю.П.: А изменения в законодательстве уже есть. Что касается федерального законодательства о поддержке малого бизнеса, то можно анонсировать, что проект Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", о котором говорил Президент в своем послании, уже принят Государственной Думой ФС РФ в окончательном третьем чтении. По итогам обсуждения законопроект был принят единогласно: за него проголосовали 414 депутатов, "против" и воздержавшихся не было.

Законопроект предусматривает оказание субъектам малого и среднего предпринимательства финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки, поддержки внешнеэкономической деятельности, поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, а также поддержки инновационного и производственного бизнеса и предпринимательства в сфере ремесленничества. Одним из наиболее важных моментов имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства должно стать формирование на региональном и муниципальном уровнях соответствующих фондов.

 

Корр.: Почему на заседании Регионального совета в конце апреля губернатор региона подверг критике доклад "Проблемы развития малого предпринимательства в регионе?".

 

Ю.П.: На этом заседании Регионального совета, который состоялся 26 апреля 2007 года, губернатор подверг критике не доклад ""Проблемы развития малого предпринимательства в регионе", а проект решения заседания. Губернатор потребовал уточнить задания соответствующим ответственным исполнителям: что именно и когда должно быть реализовано в рамках ОГЦП "Поддержка и развитие малого предпринимательства". Замечания губернатора были учтены и в итоговый документ вошли уже откорректированные формулировки.

 

Корр.: На Ваш взгляд, в чем состоят проблемы развития малого бизнеса в нашем регионе? И возможно ли о ближайших перспективах говорить со знаком "плюс"?

 

Ю.П.: В ответе на данный вопрос я повторюсь, но все же хочу пояснить, что никакой уникальности в этом смысле, Иркутская область не представляет. Проблемы у предпринимателей Иркутской области точно такие же, как и у предпринимателей по всей России: несовершенное налоговое законодательство, отсутствие квалифицированного персонала, сложности доступа к недвижимому имуществу, рыночные барьеры.

Если говорить о ближайшей перспективе, то возможно говорить не только со знаком "плюс", но, наверное, даже с "двумя плюсами". У нас налицо положительная динамика увеличения всех показателей, характеризующих развитие малого предпринимательства на территории Иркутской области. Администрацией проведена большая работа. Но еще больше нас ждет впереди  — у нас амбициозные планы на будущее, и мы будем планомерно, целенаправленно заниматься созданием благоприятных условий для развития предпринимательства на территории нашей области.

 

 

СПРАВКА "КАПИТАЛИСТА"

ЗАКОН О МАЛОМ БИЗНЕСЕ ПРИНЯТ

 6 июля, после более, чем года работы над ним, Госдума в третьем, окончательном чтении приняла законопроект о "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Этот документ приходит на смену давно устаревшему 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ", действующему до сих пор.

Новый закон является рамочным и регулирует деятельность микро-, малых и средних предприятий на территории РФ. Одним из нововведений является включение в законодательство четких понятий микро-, малого и среднего бизнеса с учетом двух основных критериев: численности работающих и выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год.

 Предельные размеры критерия выручки приближены к европейским и расчитаны, исходя из данных исследования Торгово-промышленной палаты РФ. Они будут устанавливаться правительством один раз в пять лет на основании сплошных статистических обследований данного сегмента рынка.

 

Записал Михаил Юровский


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 4 (20) Август - Сентябрь 2007 года


  • Число просмотров: 1957

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть