Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Авторское право

ПИРАТСКИЕ ВОЙНЫ В ИРКУТСКЕ. ПО СЛЕДУ ТОВАРНОГО ЗНАКА

Фраза, вынесенная в заголовок, является пока большим авансом грядущим событиям. Борцы за интелектуальную собственность и авторские права, а таже их помощники, бескорыстные и не совсем, в Иркутске только-только начали выстраиваться боевым порядком. Но есть уже первые результаты.

В последнее время, поднимая тему пиратства, многие чаще всего имеют ввиду использование нелицензионного программного обеспечения, подпольное аудиовидеокопирование и нарушение прав в сфере интеллектуальной собственности. А что же в витринах и на полках наших магазинов одежды, обуви, бытовой техники? Очень часто то же самое — контрафакт и фальсификат.

По оценке Министерства экономического развития и торговли, свыше 50% товаров являются контрафактными, не сертифицированными, с их оборота не платятся налоги, не обеспечивается качество продукции. Из зарубежных фирм, производящих одежду и обувь, наиболее часто подвергаются подделке бренды Reebok, Nike, Adidas, Levis, Hugo Boss, Versace, Armani, Gucci и другие.

А вообще в поле зрения российских пиратов попадают самые разные продукты - лекарства, сигареты, парфюмерия, бытовая химия, продукты питания и многие другие товары, выпускаемые под известными брендами.

По данным исследования Еврокомиссии, Россия занимает второе место в списке стран, где больше всего поддельных товаров. Кто на первом месте? Можно даже не гадать — Китай.

ИХ НЕ ДОГОНИМ

 Самым первым из приданных огласке дел, связанных с незаконным использованием чужого товарного знака, стало "дело о чайниках", начавшееся ровно год назад — в июле-августе 2006-го.

В конце июня в зоне деятельности Читинской таможни из Китая была завезена большая партия чайников-термосов марки Sсarlett, модель PZD-668 A F — 3744 штук. Хозяева партии — граждане Поднебесной — знали, что электрические чайники Sсarlett популярны в России. А что до прав на использование товарного знака, так они даже не предполагают, что такое словосочетание существует.

Тем временем электрочайники распространились по Забайкалью и уже добрались до Иркутска, началась их реализация на нашем "шанхае". Тут-то и выяснилось, что данные электроприборы — чистый контрафакт, что подтвердил правообладатель товарного знака Sсarlett компания "Арима Холдин Корп."

Более того, обнаружилось самое удивительное. Производитель сообщил, что бытовую технику, маркированную товарным знаком Sсarlett, артикул "SСARLETT ENGLAND Automatic Airpot, model PZD -668 A F", он планирует выпустить лишь в следующем году. Вот такая материализация будущего по-пиратски. Компания "Арима Холдин Корп." по факту потребовала привлечь лиц, нарушивших ее права на товарный знак, к административной ответственности.

Оперативниками Иркутской таможни оставшиеся, еще не реализованные чайники были обнаружены на одном из складов в Иркутске и арестованы. А китайцам предъявлено обвинение в нарушении статьи 14.10. КоАП России, выразившемся в незаконном использовании чужого товарного знака, хранении и реализации на территории РФ контрафактных чайников.

В декабре прошлого года постановление Октябрьского районного суда Иркутска вступило в законную силу. Гражданин Китайской Народной Республики признан виновным в совершении административного правонарушения и ему, по информации пресс-службы Иркутской таможни, назначен штраф в полторы тысячи рублей с конфискацией нереализованных чайников-термосов.

К слову, сумма штрафа, назначенная судом — это стоимость всего пяти чайников, которые китаец продавал по 270 рублей. А было их у него, напомним, 3744 штуки.

600 ПРЕДМЕТОВ, ПОХОЖИХ НА НАСТОЯЩИЕ

 Появились в Иркутске эмиссары и представители известных мировых брендов, которые потихоньку начинают присматриваться к тому, чем у нас торгуют, и, как говорят в прокуратуре, "давать делу ход". Весной этого года арбитражный суд Иркутской области за незаконное использование чужих товарных знаков к административной ответственности привлек четырех местных предпринимателей.

В январе в таможню Иркутска обратились представители компаний-правообладателей торговых марок Puma, Adidas, Nike, Reebok с заявлениями, что в городе торгуют контрафактными товарами. В ходе осмотра сотрудники таможни в одном из павильонов Торгового комплекса обнаружили выставленную на продажу спортивную обувь, маркированную известными торговыми знаками. Результаты экспертизы показали, что изъятые образцы товаров обладают признаками контрафактной продукции, то есть поддельные.

В марте прокурор Байкало-Ангарской транспортной прокуратуры вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении "Незаконное использование товарного знака". Расследование показало, что предприниматель хранила и предлагала к продаже спортивную обувь, ввезенную из Китая, без разрешения официальных представителей правообладателей указанных товарных знаков.

Еще одно аналогичное дело было возбуждено Байкало-Ангарским транспортным прокурором в отношении другого иркутского предпринимателя. Владелица магазина "Спорттовары", расположенного в здании спорткомплекса "Динамо" продавала спортивную одежду с товарными знаками, как сказано в материалах дела, "сходными с Adidas и Nike".

Арбитражный суд Иркутской области назначил всем нарушителям наказание в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей. Кроме того, суд принял решения о конфискации предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарных знаков — более 600 единиц контрафактной одежды и обуви.

УРОВНИ ПОДДЕЛЬНОГО КАЧЕСТВА

 Как поясняют в компетентных органах, в Иркутске отмечены несколько способов производства подделок — от простого к сложному.

Самый простой — это когда на дешевую, низкого качества вещь пришивают этикетку типа "Одежда от Версаче", "Дольче энд Габана" и т.п. Подобная продукция отправляется на вещевые, уличные рынки. Факты продажи товаров неизвестного происхождения, без информации о фирме-изготовителе и ее местонахождении, с использованием чужого товарного знака здесь не редкость.

Есть вариант посложнее. Например, в одном из иркутских торговых домов продавцы в свободное от работы время доводили "до ума" одежду китайского производства — перешивали этикетки, отрезали торчащие нитки, меняли пуговицы на более качественные. В итоге изделие становилось раза в три дороже: не по 500 рублей, а за полторы тысячи.

И третий вариант — подделка максимально приближена к оригиналу, выполнена "квалифицированно, изощренно и профессионально".

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 Под пиратством понимается незаконное использование торговой марки физическим лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью, или юридическим лицом. Использование зарегистрированных товарных знаков и знаков обслуживания третьими лицами возможно только с согласия их владельца.

Но, по информации из правоохранительных органов, редко преступления по распространению фальсифицированной одежды и обуви доводят до суда. Причина в недостаточном контроле и выявлении фактов пиратства.

Какая же ответственность по закону грозит за сбыт пиратской продукции?

Как пояснили в пресс-службе ГУВД по Иркутской области, нарушение авторских и смежных прав, использование чужих товарных знаков подпадает под действие нескольких кодексов и законов. Среди них закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", Кодекс РФ об административных нарушениях, Уголовный кодекс РФ, Патентный закон РФ.

К нарушениям относятся приобретение, хранение, перевозка, продажа, сдача в прокат контрафактных товаров, либо на них указана ложная информация об изготовителях, местах производства, а также присвоение авторства на произведения, а данном случае — дизайна. За такие правонарушения грозит гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

Первая ответственность — это возмещение убытков правообладателю, так как он несет финансовые потери, зачастую крупные. Административная ответственность предусматривает штраф и конфискацию товара. Обладатели авторских или смежных прав вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации, определяемой по усмотрению суда, исходя из характера нарушения. Также правообладатель имеет право требовать возмещение за причинение морального вреда. Уголовная ответственность предусматривает обязательные или исправительные работы, либо лишение свободы.

По статье 180 "Незаконное использование товарного знака" раздела "Преступления в сфере экономики" Уголовного кодекса РФ за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара наказывается штрафом, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет. Незаконное использование предупредительной маркировки не зарегистрированного в РФ товарного знака или наименования места происхождения товара наказывается штрафом, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

По уголовному кодексу РФ нарушение авторских и смежных прав, присвоение авторства (плагиат), если это причинило крупный ущерб автору, наказывается штрафом, обязательными работами, арестом на несколько месяцев или лишением свободы.

Контрафактные товары подлежат конфискации, а затем уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе.

БРЕНД НЕ МОЖЕТ СТОИТЬ ДЕШЕВО

 

Светлана Бекарева

 — Подлинник от подделки порой не отличишь, на сегодняшний день это очень сложный вопрос, — говорит художник-модельер Светлана Бекарева, владелец магазина "Авторский бутик Светланы Бекаревой". — Многие зарубежные фирмы перенесли изготовление брендовой одежды в Китай, Малайзию. И это не подделка, это настоящая качественная одежда. Существуют изделия, изготовленные под авторским надзором, бренды не выкупаются. Отличительными знаками брендовой одежды могут быть нашивки, наклейки, фирменные эмблемы. Но есть изделия, изготовленные подпольно: там не та ткань, не те строчки, упрощение в изделиях и фасонах. В брендовой одежде не может быть вышивки с торчащими нитками, отрывающимися пайетками и прочими дефектами. В пиратской одежде никто ничего не контролирует.

И еще - вопрос цены, удешевления. Например, брендовые джинсы не могут стоить 200 долларов. У брендовой одежды не может быть распродажи и скидок в 50 процентов. Это невыгодно: не окупятся ни приобретение товара, ни его доставка в регион. К тому же элитная одежда не рассчитана на массового покупателя.

Но ведь и массовый покупатель достоит иметь качественные, не пиратские вещи. Так ведь?

 

 

СПРАВКА "КАПИТАЛИСТА"

 Контрафакт - продукция, произведенная с применением незаконной нематериальной оптимизации в части интеллектуальной собственности. Зачастую с потребительской точки зрения ничем не отличается от легально произведенных товаров.

Фальсификат - продукция, произведенная с применением незаконной материальной оптимизации - подмены сырья, условий производства, перевозки, хранения, технологии и т.д. По своим потребительским свойствам фальсификат может существенно отличаться от легальной продукции и даже представлять опасность для жизни и здоровья.

 

ГОД БОРЬБЫ С ПИРАТАМИ 

 Пираты мешают добросовестным производителям не только в России, но и во всем мире. Общемировой оборот подделок постоянно растет и сегодня составляет около 500 млрд долларов в год. Поэтому Всемирная таможенная организация предложила провести нынешний год под лозунгом борьбы с контрафактной продукцией и пиратством. В нашей стране активно поддержали эту инициативу и активизировали работу над проектом федерального закона "О торговле". Одним из ключевых предложений разработчиков закона является создание Единой системы идентификации товаров, которая, по замыслу авторов проекта, должна защитить производителей и потребителей от подделок. 

Валерия Топоркова, Василий Потемкин


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 4 (20) Август - Сентябрь 2007 года


  • Число просмотров: 2769

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть