Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Фотодело

Волшебная кнопка

И искусство заработать с ее помощью

В момент своего рождения фотография была поиском способа материализовать солнечные лучи, отраженные от предмета. Затем фотодело стало уделом избранных и посвященных, потом — ремеслом профессионалов и увлечением упертых. Последняя фотореволюция, когда старую и проверенную пленку грубо вытеснила цифра, выразилась ясно: фотохудожники — все. Даже если вы фотографируете, извините, трубкой телефона. Сегодня мы решили выяснить, остается ли в Иркутске фотография делом мастеров или этим теперь заработать может каждый?

Фотография довольно давно и прочно вошла в нашу жизнь. Она повсюду. И иногда вдруг понимаешь, что сам очень хорошо фотографируешь. Да и вообще очень талантлив. А поскольку вокруг такое фоторазнообразие, делаешь вывод, что это занятие востребовано, значит, здесь можно организовать доходную деятельность. Все просто. Все просто?

 

По мнению представителей местного фоторынка, с кем пришлось пообщаться, фотографический рынок России, если говорить в целом, еще молодой и неокрепший. И на сегодняшний день в этой отрасли не существует ни одной хорошо освоенной области. Действительно, куда ни приди, везде есть очень хороший шанс создать прибыльный и успешный бизнес. Были бы деньги и желание. Но по сравнению с другими видами предпринимательства с фотографией ситуация обстоит несколько по-иному, сложнее. Без понимания процесса и картины мира фотография — простая бумажка, считают профессиональные фотографы.

Борис Слепнев

— Фотография, как вид бизнеса, всегда была выгодна и самодостаточна, — уверен главный редактор еженедельника "Копейка", фотограф со стажем, Борис Слепнев. — С развитием мультимедийных технологий, четыре-пять лет назад, она начала стремительно развиваться. А еще десять лет назад рынок не знал, как отреагировать на то, что пленка отмирает. Сейчас же многие корпорации перешли на цифровые технологии, с приходом которых произошел если не взрыв, то огромный скачок. То, в каких условиях сейчас может работать простой фотограф, в плане технологий, раньше даже невозможно было себе представить. То есть, сейчас стала доступна качественная фототехника, насыщение которой происходит постоянно. Встает один лишь вопрос - вопрос цены.

- Если говорить о том, кто может заниматься этим делом, то, думаю, что любой, если, конечно, он этого сильно хочет, - продолжает Борис Слепнев. - Самостоятельно чему-то научиться нелегко. Но открываются семинары, курсы портретистов, где можно обучиться компьютерной и цифровой фотографии, фотошопу и т.д. Но этого недостаточно. Мир фотографии большой и сложный, и без специальных знаний, связей и наработок получить что-то от этого мира крайне сложно. Нужно иметь много сил и терпения, чтобы занять определенную нишу на этом рынке, поскольку, на самом деле, он занят и поделен.

Исходя из этого, иркутских фотографов можно разбить на несколько групп - по месту приложения собственных сил и талантов.

КЛАССИФИКАТОР СИЛ И ТАЛАНТОВ

Первая группа - это фотографы, которые обслуживают крупные финансово-промышленные предприятия, корпорации. Эти люди живут относительно спокойно, так как, можно сказать, застолбили себе хорошее место.

Вторая группа - это те, кто официально работают фотографами на небольших, не очень денежных предприятиях. Еще это называется местом, где можно положить трудовую книжку. Например, известный иркутский фотограф Владимир Гуляев работает в иркутской противопожарной службе и выполняет вроде бы не очень приятную, не очень творческую работу эксперта. Но зато он имеет свою лабораторию и в свободное время занимается настоящим творчеством.

Третья группа - те, кто занимается съемкой в детских  садах, школах, а также на свадьбах и банкетах. "Свадебников", как их называют, нужно отнести к отдельному направлению. Люди с трудом, но постепенно начинает понимать, что подобные события случаются не часто, и можно позволить себе выложиться на приличную сумму, чтобы память осталась. Съемка одного такого мероприятия стоит от трех до пятнадцати тысяч рублей.

Довольно долго к таким фотографам относились как к халтурщикам. Но это не так. Да, они занимаются этим делом только ради дохода. Но и здесь без профессионализма, без знания технических особенностей съемки не обойтись. Важно и сложно не просто снять человека или группу людей. Фотограф должен снимать не только то, что само собой происходит, но и создавать постановочные кадры. Хороший фотограф видит, а скорее даже просто чувствует моменты, когда должны получиться интересные снимки. Хотя качественная работа подразумевает, помимо мастерства самого фотографа, наличие хорошей фотоаппаратуры и умения ею правильно пользоваться.

Есть фотографы, которые работают непосредственно для средств массовой информации — для газет и журналов. В хорошей газетной полосе именно иллюстративный ряд занимает первое место. Здесь, разумеется, тоже необходим талант. Такой фотограф всегда неразрывно связан с тем или иным событием, иначе качественный фоторепортаж просто не получится. Не последнюю роль играет оперативность: нужно вовремя отреагировать на то или иное происшествие, вовремя отобразить его "в картинке". В данном случае качественная репортажная фотография в газетной полосе сама рассказывает о событии, требуя лишь тех минимальных пояснений, которые сама не может выразить по объективным причинам.

Еще существует понятие "вольных художников". Они снимают, так сказать, про запас: придумал определенную тему и работаешь себе над ней. Материал постепенно скапливается, ему придается какая-то структура. Затем — фотовыставка. И тут вдруг появляется клиент, который готов заплатить хорошие деньги за эти работы, потому что они ему просто-напросто понравились. Кстати, такое нередко случается. К примеру, известный иркутский фотограф Марина Свинина долгое время работала над съемкой абстрактных объектов. Со временем она создала свою выставку под названием "Обитель сновидения", которая и была успешно продана.

ФОТОБИЗНЕС: ЗАНЯТИЕ НЕВЫГОДНОЕ

Сергей Долгих "Слесарь"

По мнению известного фотографа и наставника иркутского фотографического объединения "Смена" Сергея Долгих заниматься фотобизнесом совсем невыгодно.

По его словам многие местные фотографы в настоящий момент остались просто без работы, поскольку большинство крупных иркутских предприятий (т.е. заказчики, которые раньше платили хорошие деньги) оказались выкупленными новыми владельцами, место нахождения которых - Москва. А значит, что теперь вся их рекламные и издательские потребности удовлетворяются тоже через Москву. И это несмотря на то, что местные цены по сравнению с московскими ниже раз в десять, а иркутские фотографы по профессионализму находятся на том же уровне, что в Санкт-Петербурге или Москве.

Немало сегодня и таких потенциальных рекламодателей, кто считает, что лучше бесплатно для своей рекламы скачать узнаваемую картинку из интернета, чем нанимать хорошего фотографа, которому еще и платить надо.

— Сейчас не нас ищут, а мы ищем, — говорит Сергей. — Я занимаюсь фотографией только лишь для себя, для души, а если и зарабатываю этим, то у меня есть свой круг клиентов, и расширять его я не пытаюсь. Вот есть своя студия, занимаюсь ее ремонтом. Когда закончу, знаю, что больших заказов все равно не будет.

ФОТОБИЗНЕС: ЗАНЯТИЕ ВЫГОДНОЕ ДО НЕПРИЛИЧИЯ

Виктор Цалко

Прямо противоположной оказалась точка зренияВиктора Цалко, фотографа художественного, рекламного и модельного направлений.

— Фотография - это, конечно же, прежде всего искусство. Но если говорить о ней как о бизнесе, то это просто неприлично выгодно. В нашем городе можно и нужно зарабатывать. Платят здесь хорошо. Я планомерно, с самого детства, шел к тому, чего добился сейчас. В Омске выучился на технолога фотопроизводства. В Иркутск приехал даже без фотоаппарата, в кармане была тысяча рублей, которых не стало в течение трех дней. На протяжении полутора лет я и не стремился к зарабатыванию. Постепенно все как-то само собой получилось. Главное — это верить в свои силы.

— Теперь у меня своя студия, — продолжает Виктор Цалко. — Мои постоянные клиенты — крупные фирмы нашего города, которые очень внимательны к своему имиджу. Они просто не могут позволить себе использовать какую-то знакомую всем картинку для продвижения своего бренда. Могу сказать, что сейчас не хватает серьезных фотографов. Создается впечатление, что фотографы просто не работают. Что касается опыта, то его лучше наработать на тех же свадьбах, садах, школах. Здесь получить прибыль тоже можно, причем неплохую.

ЛЮДИ С РАЗНЫХ ПЛАНЕТ

Развитие фотографической карьеры у всех происходит по-разному. Ясно одно, что бизнес на фото создать можно, как и любой другой бизнес. Но есть одна общая для всех черта: придется быть не только фотографом. И может быть, фотографом — в последнюю очередь. Независимый фотограф вынужден быть хорошим менеджером, пиарщиком, экономистом. Да кем угодно. Важно уметь хорошо организовать собственную деятельность.

Но творческие люди редко обладают требуемыми для бизнеса качествами. Полет мысли редко уживается с аналитическим мышлением, коммуникабельностью и организаторскими способностями. Вообще творцы и бизнесмены — люди с разных планет.

Александр Новиков

— Талант не кормит. Талантливый фотограф гордится только тем, что сделал, а не тем, сколько он на этом заработал, — утверждаетАлександр Новиков, профессиональный иркутский фотограф и владелец студии "Фуджи-фильм". — Фотографией как бизнесом может заниматься любой, но стать художником дано ни каждому. Лично я не умею продавать свои труды, потому что отношусь к своей работе, главным образом, как к искусству. Только благодаря своей жене я стал зарабатывать. Очень важно, чтобы фотографы умели это делать. Без этого профессиональная фотография как вид бизнеса не может развиваться должным образом. Но лучше, чтобы был тот, кто возьмет на себя все организаторские обязанности. Одному очень сложно справиться со всем процессом, который заключается, как известно, не только в нажатии на волшебную кнопку. Это переговоры с заказчиком, очень часто мучительные, это организация съемки. Надо найти стилиста, визажиста, со всеми договориться, проконтролировать, чтобы все собрались в нужном месте и в нужное время. Организаторские способности и фотографический талант, увы, не всегда умещаются в одном человеке.

— Опять же и без самопродвижения далеко не уйдешь. Реклама — двигатель и торговли, и фотоуслуг. Будь ты хоть самым талантливым фотографом, но если твое творчество не продвигать, никто и никогда не узнает, что есть на свете ты такой. Бегать и пытаться себя продать — для творческого человека это мука. Объяснять бизнесмену, что снятая картинка красива, вообще бесполезно. Бизнес не знает слова "красиво", бизнес знает "экономически выгодно". Увы, единицы фотографов — грамотные пиарщики, — делает вывод Александр Новиков.

Что ж, мы представили все основные мнения и взгляды на фотографию, как вид бизнеса. На основе представленного опыта те, кто желает попробовать себя, могут разработать свою стратегию входа в эту сферу деятельности. Однако стоит приготовиться к одному из основных препятствий: немалая часть ваших потенциальных заказчиков до сих пор вообще не понимает, что фотография может стоить денег, больших денег. Потому что сегодня многим кажется. что фотография - это просто. Нажал на "волшебную кнопку" и — все...

 

Фото: Андрей Егурнов, Константин Куликов, а также предоставлены Александром Новиковым, Виктором Цалко.

Зоя Толмачева


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 4 (20) Август - Сентябрь 2007 года


  • Число просмотров: 2231

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть