Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Проекты

Тысяча литров молока, изобретенного в Иркутске

Новые идеи ценны в любом бизнесе. А идей этих вокруг, если уметь правильно искать, немало. Сегодня мы рассказываем о готовом, но так и не реализованном проекте, разработанном иркутскими биоинженерами.

 

   

Очень заметно в последние годы, что наши люди стали  более внимательны к своему здоровью, что отражается и  рынке продуктов здорового питания. По расчетам экспертов,  он показывает хорошие темпы роста — в среднем, до  30% в год. Продажи биологически активных добавок  через сети аптек растут на 40% ежегодно, а сегмент  функциональных продуктов (тех, которые попадают под  определение: "лекарство - еда, еда - лекарство")  увеличивается на 35% в год. Растут также объемы  продаж экологически чистых и органических продуктов.

 Несмотря на подобную активность, по мнению  аналитиков, насыщение рынка продуктов здорового  питания произойдет не скоро, так как потенциал его  огромен. Естественно, что Иркутск в этом плане не  исключение.

Анализируя местный рынок, становится ясно, что в  секторе продаж здоровой пищи есть свои игроки —  аптеки, супермаркеты и компании сетевого маркетинга.  А вот производство — пока свободная ниша. Но — есть научные разработки, реализация которых позволит  выпустить на рынок новые продукты питания, попадающие  в категорию "здоровой пищи".

МОЛОЧНАЯ ИСТОРИЯ

Несколько лет назад крупный иркутский завод заказал  группе местных ученых разработку технологии,  позволяющей эффективно использовать отходы заводского  производства (соевый шрот) — не на корм скоту, как  это делается на практике, а, к примеру, в качестве  сырья для нового продукта питания. Заказ был  выполнен. Ученые предложили технологию выпуска  10%-соевого (процентный показатель белков и  углеводов) молока, но руководство завода отказалось  от разработки, видимо, сочтя новое производство  нерентабельным.

 
Владимир Тюменцев   

Как говорит инженер-биотехнолог Владимир Тюменцев, участвовавший в проекте, технология уникальна: позволяет из дешевого сырья на одной установке выпускать до тысячи литров молока в сутки. И главное, она адаптирована к местным условиям. Поскольку продукт не типичный для иркутского рынка, крупному предприятию, наверное, не выгодно было запускать производство в больших объемах, налаживать рынки сбыта, а вот для малого бизнеса - технология приемлема.

Соевое молоко — продукт диетический, может использоваться и в натуральном виде, и как основа для производства оздоравливающих кисло-молочных продуктов. Но поскольку для нашего региона соевое молоко — скорее экзотика, то несмотря на все его полезные свойства, без массированной рекламной компании рынок не освоить.

В настоящее время в Иркутске, по словам Владимира Тюменцева, нет в продаже соевого молока. Попытки производить его аналоги были, но они не увенчались успехом. Причина, считает изобретатель, в использовании неэффективной технологии, при которой выход продукта с 1 кг сырья был небольшим. В итоге  это сказывалось на конечной цене молока, которая  поучилась выше, чем на коровье.

Снизить риски можно, оценив спрос. Для этого достаточно выпустить пробную партию молока в тысячу литров (специальная установка для производства есть в Ангарске).

Как вариант, на базе данного производства можно  запустить дополнительное — по выпуску кисломолочных  бифидопродуктов и изготовлению заквасок для них.  Закваски также можно продавать как отдельный продукт  для тех потребителей, кто хочет изготавливать кефир в  домашних условиях.

ДОМАШНИЙ КЕФИР

В принципе, схема "кефир в домашних условиях" работает в Иркутске уже на протяжении 15 лет. Закваски производятся небольшими партиями и распространяются посредством рекламы в газетах, через знакомых ("сарафанное радио") и через центры нетрадиционной медицины. Частные врачи уже давно оценили практическую пользу кисломолочного продукта: не дорогой по себестоимости и эффективный при профилактике. Однако из-за того, что продукт не сертифицирован, он имеет низкую коммерческую ценность.

Как говорит Владимир Тюменцев, сертификат на закваску "тибетский кефир" может стоить больше 100 тыс. рублей, так как в органической формуле продукта до 100 видов микрофлоры и по закону, они все должны быть запатентованы. К тому же сертификация проходит в Москве. Высокая сумма отпугивает многих предпринимателей, но стоит учитывать, что продукт на рынке давно и зарекомендовал на отлично свои лечебные свойства.

ПОХМЕЛЯЮЩИЙ КВАС

Технологии производства кефира и соевого молока не единственные в копилке инженера-биотехнолога Тюменцева. Есть еще интересная разработка по выпуску кваса с антиалкогольными свойствами (снятие похмельного синдрома и снижение алкогольной зависимости). Ее преимущество перед другими в том, что она проста в применении и затраты на производство минимальны. К тому же в настоящее время различные антиалкогольные средства популярны у населения, поэтому для выхода на рынок не нужна массивная рекламная компания.

Одновременно этот продукт показан сердечникам и тем,  кто страдает болезнями сосудов. А сертификат на квас  можно получить в Иркутске, стоить он будет около 20 тыс. рублей.

В идеале, рассказывает Владимир Тюменцев, бизнес может быть построен, как сеть магазинов здорового питания, в которых реализуется соевое молоко, кефир, квас, закваски и другие сопутствующие продукты питания, тем более в Иркутске появляется все больше новинок в этой отрасли. При магазинах может работать консультационный врачебный кабинет.

САМАРСКОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ

В качестве примера успешного бизнеса в сфере  здорового питания можно привести самарское  предприятие, производящее крупяную кашу моментального  приготовления с фитокомпонентами. Функциональный продукт сертифицирован, имеет ряд уникальных свойств, и технология его производства запатентована.

   

Распространяется каша через дистрибьютерскую сеть, которая в начале этого года зашла на иркутский рынок. Объемы продаж впечатляют: за неполных полгода в иркутскую сеть вошло около тысячи человек, каждый из которых, приобретает от пяти до десяти пачек в месяц.  Стоимость одной пачки каши внутри сети менее ста  рублей. В планах увеличение объемов продаж в сто  раз за год-два.

По словам регионального представителя фирмы в  Иркутске Людмилы Ким Сунн Хи, это лишь  приблизительные расчеты, конечный результат может  быть и выше. Секрет успеха в самом продукте и  выбранной схеме распространения. Сетевой маркетинг  проще и эффективнее, чем реализация в магазинах (нет  расходов на содержание торговых точек), считает  Людмила Ким Сунн Хи. Также минимизированы рекламные  расходы.

Для запуска нового продукта на рынок необходима  мощная рекламная компания, пропаганда здорового  питания в СМИ. В нашем случае эту функцию выполняют  члены клуба, которые почувствовав оздоровительный  эффект, приводят с собой родственников, друзей,  знакомых.

Конечно, отмечает Людмила Ким Сунн Хи, данная схема является рабочей не для каждого продукта. Успешность выхода на рынок зависит от нескольких факторов: продукт должен быть уникальным и доступным по цене. В случае с кашей вообще нет дополнительных трат, так как она является полноценным завтраком, который раньше состоял из других, может быть более дорогих продуктов. Каша не единственный продукт самарской сети, на очереди соевые продукты. По словам Людмилы Ким Сунн Хи, потенциал рынка потребления огромен, в идеале - это 100% населения.

Шанс зайти на рынок производства и продажи продуктов здорового питания и охватить хотя бы его часть, есть у каждого предпринимателя. Пока ниша практически свободна, но как долго это будет продолжаться, сказать трудно. Риски не так уж и велики. Иркутская область уникальна тем, что есть сырье (те же ягоды, байкальские травы, масла) и технологии (разработки институтов, предприятий). Есть площадки для производства: на многих предприятиях можно арендовать пустующие цеха.

Как отмечают наши эксперты, существует и потребность  в продуктах здорового питания, возможно, она не носит  пока массовый характер, но есть действенный  инструмент - пропаганда в СМИ и реклама. Кстати, тоже  сопутствующий бизнес — газета о здоровом образе  жизни. Помнится, в советские времена газета "Здоровый  образ жизни" была очень популярным изданием.

Наталья Бочарова


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 5 (21) Октябрь - Ноябрь 2007 года


  • Число просмотров: 1913

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть