Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Клубный бизнес

НОЧНОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ в атмосфере верного формата

Ночной клуб — в нашей стране тип увеселительного заведения, имеющий совсем недолгую историю. Клубное движение и клубный бизнес зародились не более десятка лет назад. И зачастую сами создатели и владельцы клубов имеют очень размытое представление о таких вещах, как стиль клуба, фейс-контроль, клубная политика, клубная атмосфера или клубная охрана.

      Однако индустрия развлечений бурно развивается, и все больше предпринимателей, задумавшись об открытии нового бизнеса, решают обзавестись ночным клубом. На что рассчитывать бизнесменам и чего опасаться? Попытаемся выяснить это вместе со специалистами.

Принято считать, что начало очередного клубного  сезона, самая жаркая пора по числу событий и  вечеринок — это осень. По сложившейся традиции  именно осенью в Иркутске появляются новые ночные  клубы.

Но вот парадокс: клубов последнее время в Иркутске, что грибов после дождя, а пойти большинству платежеспособного в общем-то населения некуда. Каждый третий человек в возрасте от 23 лет до 40 ответит, что не имеет любимого места, где ему всегда было бы приятно отвлечься от трудовых будней и отдохнуть.  

СОПУТСТВУЮЩИЙ БИЗНЕС 

Сейчас люди готовы оставлять в клубах немалые деньги (доходы среднего класса растут, он ширится и молодеет). Потребность в тусовках, где можно выплеснуть накопившуюся энергию и подзарядиться новой — есть, рынок ночными заведениями насыщен, но спрос не всегда находит предложения. Более того, многие молодые клубы, которые, казалось бы, должны преуспевать, переживают кризис. А некоторые "старички", потеряв былую атмосферу, сами не знают, зачем и для кого они существуют.

Ашот ОГАНЕСЯН: 
— Небольшой клуб имеет смысл открывать, как сопутствующий бизнес — для души. 

— Проблема в том, что хотя последнее время ночные клубы в Иркутске находят свою нишу и идут своим направлением, все же не хватает заведений более персонифицированных, где прослеживался бы четкий стиль, и предлагалось что-нибудь оригинальное, - говорит директор по брендингу крупной сети ресторанов Ашот Оганесян, в свое время выступивший антикризисным директором по маркетингу и рекламе ночного клуба "Акула". — Из всех существующих я бы отметил только один, который четко пошел по этому пути - недавно открывшийся клуб "Чердак". Интерьер, музыка (хорошо поданное ретро 80-90-х), сервис - все выдержано в едином стиле. Сразу становится понятно, для кого этот клуб, кто потенциальные клиенты. А когда знаешь свою аудиторию, ее вкусы и работаешь на это, проблем с посещаемостью не будет. 

По словам Ашота Оганесяна, еще одна характерная для Иркутска черта — обилие больших клубов. Гости из Красноярска и Новосибирска этому всегда сильно удивляются. Там больше маленьких клубов, рассчитанных на 200-500 человек, а массовых не так уж много. И это хорошо: в маленьких заведениях создается почти семейная атмосфера, четко прослеживается стиль, который совпадает со стилем жизни посетителей. Появление "чужаков", которые способны создать дискомфорт основной тусовке, исключается. 

— Бытует мнение, что в Иркутске маленькие клубы не приживаются, — утверждает Ашот. — Я вижу причину в том, что просто люди, которые их открывают, не горят своим делом, а ждут мгновенной прибыли. Однако маленький клуб не способен принести максимальную прибыль за короткий срок. Такие клубы имеет смысл открывать, как сопутствующий бизнес — для души. Но потребность в четком сегментировании у публики есть, поэтому многие "гиганты" предпринимают попытки делить свои клубы на танцполы. 

ЭРОТИКА ПОБЕЖДАЕТ КРИЗИС 

Полтора года назад Ашота пригласили в НК "Акула" в разгар кризиса, причину которого собственники не осознавали. Они отстроили шикарный комплекс, сделали дорогой интерьер, подобрали персонал и, казалось бы, к новому, только что открывшемуся клубу должен был возникнуть огромный интерес. Но с каждым месяцем посетителей становилось все меньше и меньше. Причина банальна — собственники не подумали заранее, для каких людей они создают клуб, какого формата вечеринки будут проходить, что публика будет находить для себя в его стенах. — Передо мной и арт-директором собственники поставили задачу: привести в клуб как можно больше людей, — говорит Ашот. — На тот момент нужно было действовать быстро и наверняка. Мы выбрали беспроигрышный вариант — сделали ставку на то, к чему у людей всегда есть интерес, то есть, на эротику. Можно сказать, сыграли на животных инстинктах. Исходя из этого подбирали артистов, вечеринки, слоган, была активная реклама, рассчитанная на определенный слой. Ведь что нужно людям? Расслабиться, и не думать, что кто-то тебя осудит со стороны. Если люди хотят раздеться (а это запрещено во многих клубах), мы решили дать им эту возможность, так же как и возможность посмотреть на раздевающихся. Нам удалось привлечь большую мужскую аудиторию, которая менее охотно ходит в клубы, но при этом больше всего тратит денег в баре - а основной доход клуба складывается именно из выручки бара. Туда, где есть мужчины, потянулись и женщины. Точно так же, как и на те вечеринки, где ожидалось присутствие большого количества девушек, потянулись мужчины. На тот момент нас могли осуждать за скандальность, где-то может быть даже за пошлость, но мы со своей задачей справились. Клуб вышел из кризиса и, наконец, стал приносить доход. 

Это лишь пример четкого позиционирования. Вовсе не обязательно всем играть на том, на чем сыграли в тот момент антикризисные менеджеры "Акулы". Возможно, выйдя на новый уровень и этот клуб, вскоре, сменит свою политику. Особенно, если запретный плод изрядно поднадоест. Но тогда это сработало, и с фактами тут не поспоришь.

У людей масса потребностей. Их нужно искать и удовлетворять. Ведь та аудитория, для которой "Акула" показалась пошлой, готова идти в клубы другого формата.

Большинство же клубов у нас работает для студентов - самой невзыскательной публики. Но именно студенты часто выступают в роли тех самых "чужаков", способных развалить атмосферу и вытеснить платежеспособную тусовку, для которой клуб изначально создавался (яркий пример - НК "Стратосфера", постепенно теряет свои прежние позиции и НК "Шамбала"). Есть потребность, как в пафосных, так и в непафосных клубах, в богемных и тех, где может найти что-то свое менеджер среднего звена. 

МИФИЧЕСКИЙ ТОВАР "АТМОСФЕРА" 

Как правило, клубы сегментируются либо по музыке, либо по возрастному и социальному составу публики. Музыка, которую играют в клубе, определяет его формат. Новинки электроники приведут в клуб молодых клабберов, придерживающихся определенного стиля жизни. При этом интерьеры для них не будут иметь никакого значения - чем демократичнее, тем лучше. Аниматоры и ведущие на сцене такой тусовке тоже не нужны. Такие клабберы способны воспринять только профессионального MC (а не ведущего) и DJ, играющего на виниле и микширующего свои композиции (музыка на CD-дисках, которые можно купить в каждом киоске, если она звучит в клубе, по мнению истинных клабберов, достойна презрения). "Звездами" для таких тусовщиков являются гастролирующие диджеи мирового класса. Это и есть истинная клубная европейская культура.

Россия в этом смысле отличается тем, что у нас в клубы ходят не только за электронной качественной музыкой. Ходят за праздником, ходят продемонстрировать новые наряды (для этой публики как раз сверхважны интерьеры), ходят, чтобы побывать в "модном месте", ходят еще по множеству других причин. А главное, ходят за атмосферой. Именно это основной, самый дорогой и уникальный товар в клубном бизнесе. Атмосфера - то, что выделяет клуб из ряда других. Скопировать ее невозможно: кто-то специализируется на "ретро", другие делают акцент на закрытость и "избранность" заведения, третьи выбирают линию пафоса и роскоши, четвертые создают атмосферу экстремального техно-клуба, а пятые вообще могут сделать клуб с динамично меняющейся атмосферой, когда один вечер не похож на другой. 

ЧЕЛОВЕК НА КАЖДУЮ НОЧЬ 

Поскольку ночной клуб — заведение, предназначенное для танцев и музыки, то основу атмосферы все же составляет музыкальный формат. Затем атмосфера складывается из интерьера, сервиса, тематики вечеринок и даже одежды официантов. 

Иван ВИЛЬЧИНСКИЙ: 
- Нужно четко знать ответ на вопрос: для кого ваш клуб. 

За атмосферу в первую очередь ответственен арт-директор. Зачастую многие клубники ходят именно "на него". Поэтому часто в качестве арт-директоров выбирают раскрученных персон - виджеев, телеведущих. Впрочем, главное качество арт-директора - не личное обаяние и даже не обширные связи с ди-джеями и другими клубными артистами, а знание тенденций. Чтобы клуб не отставал от моды, арт-директор должен идти на шаг впереди нее. 

— За семь лет шагов было сделано очень много, — говорит директор НК "Мегаполис" Иван Вильчинский. — Здесь главное — чутье. Надо четко знать и понимать, чего хочет твоя аудитория, а что наоборот навредит ей. Я знаю больше половины людей, приходящих в наш клуб, знаю не только их, но и часто немного больше - знаю, чего они хотят и захотят. А иногда нужно даже сделать так, чтобы они этого захотели. Я отвечаю за атмосферу клуба, без которой он не может существовать. Успех ночного клуба - это ежедневная работа профессионального коллектива, грамотное позиционирование, хороший менеджмент и маркетинговая работа, которая ведется непрерывно. Клуб - это не ресторан и не спортзал. Клубом надо заниматься каждый день! И ночь естественно. Что касается позиционирования, нужно четко знать ответ на вопрос, для кого вы открываете клуб. Настолько четко, чтобы вы могли сказать не только о возрасте и положении в обществе людей, составе тусовки, но и об их предпочтениях, стиле жизни. Ответ "для всех" — это заведомый провал. 

МЕТОД ПРИКОРМА И ФИЛЬТРЫ 

Профессиональные арт-директора быстро определяют в тусовке трендсеттеров — типичных представителей целевой аудитории, а затем прислушиваются к их пожеланиям относительно музыки, ассортимента бара, цен, интерьера.

Вырабатывается четкая политика и структура вечеринок. А после этого методом "прикорма" привлекается нужная тусовка: составляется список заядлых тусовщиков и ярких личностей, представителей СМИ, за которыми потянутся остальные клубники. Им выдаются клубные карты, гарантирующие свободный вход. 

Создав некую атмосферу и сформировав свою целевую аудиторию, клуб должен позаботиться о том, чтобы их не разрушили чужаки. Той самой атмосферы никогда не получится, если в клубе очень большой разрыв между культурой, интересами и социальным статусом посетителей. 

Лучше всего в качестве фильтра срабатывают фейс-контроль и дресс-код. Однако и с этим у иркутских клубов, как впрочем, и у большинства российских, есть проблемы. Фэйс-контроль нельзя отдавать на откуп охранникам. Его должен осуществлять специально нанятый человек, который знает местную тусовку и сам много времени проводил в этой среде, может разобраться, кто "свой", кто "чужой". Он должен четко осознавать политику клуба. В нашем городе такие специалисты в дефиците. Именно поэтому, зачастую, клубы быстро теряют "свою" аудиторию, скатываясь до массовости. Второй фильтр — это цены на вход и в баре. 

Если в клуб попадает чуждая его концепции публика, которая не только не в состоянии обеспечить выручку бара, но и своим внешним видом и поведением отваживает от заведения его основную аудиторию - дела плохи. И, конечно, клуб не может состояться без качественной музыкальной и световой аппаратуры, идеально спланированного пространства. А еще нужно организовывать новые проекты, привлекать спонсоров, приглашать ди-джеев, певцов, музыкантов. 

Все вышеперечисленное можно отнести к "внутреннему" пиару клуба, но у продвижения "во вне" в клубном бизнесе тоже есть свои особенности. Основные виды рекламы для ночного клуба — это афиши, флаеры, публикации в СМИ о прошедших вечеринках и фотоотчеты, анонсы и слухи. Оригинальная вечеринка, слухи о которой разойдутся, — для клуба то же самое, что классный рекламный ролик для нового автомобиля. Порой, клубы в целях рекламы специально запускают о себе какой-нибудь слух, подогревая тем самым к себе интерес. Такой концепции в момент открытия придерживалась "Шамбала", объявив себя местом, куда попадают только избранные, и создавая вокруг своего имени ореол таинственности и загадочности. Разумеется, любопытству клубников не было предела... 

НЕДОЛОГ ВЕК ВЕСЕЛЬЯ 

При всей активности в борьбе за то, чтобы устоять на волне, клубы имеют свой срок жизни. Как правило, он не очень большой, три-четыре года — это предел. Клуб жив в той степени, в какой собирает на свои акции публику и привлекает внимание СМИ. Есть, конечно, долгожители, но их не так много. Другое дело, если клубу удается перерасти в бренд, который способен несмотря на время быть актуальным. На Западе есть тому отличные примеры клубов-брендов, переживших десяток лет. У остальных выбор невелик — либо влачить жалкое существование, либо закрываться, либо делать реновацию. 

Последнее — спасательный круг для большинства клубов. Угасает интерес, теряется драйв - значит, самое время затеять ремонт, сменить стиль и может быть даже формат. Главное, сделать хороший PR обновлению. Обновление должно вызвать живейший интерес публики и вдохнуть жизнь в помещение, которое, казалось бы, близко к забвению. Хорошая легенда, прикрывающая реновацию, заставит говорить о проекте еще до его появления и сделает открытие долгожданным событием. 

К примеру, в московском клубе Zeppelin было совершено легендарное закрытие, которое назвали Destroy Party. Посетителям разрешили молотками крушить стены, выбивать окна. Несколько гостей клуба пришли с пилами-болгарками. В финале вечеринки всех поблагодарили за активное участие и пообещали пригласить на открытие нового места. 

В клубном бизнесе очень важен креатив, идея, способность из любого события сделать праздник и интригу. Профессионалам в этой области приходится постоянно прыгать выше головы, придумывать, чем публику заманить, чем повеселить и как удержать ее интерес. И если в ресторанном бизнесе основной приманкой служит кухня, шеф-повара, имеющие свои рецепты, то в клубном бизнесе рецептов нет, а у товара, который придется по вкусу, не существует четких параметров. Нужно угадать, предвосхитить, поймать настроение.

Что греха таить, на сегодняшний день несколько иркутских клубов явно нуждаются в реновации, но до сих пор не предприняли никаких мер. Если с появлением новых конкурентов ничего не изменится в их политике, участь забвения не за горами. 

Стабильный интерес к клубу, стабильный контингент, лояльность к заведению, добрая молва о нем (особенно ближе к выходным) — вот желанный результат, которого непросто добиться и которой трудно удержать. Клубный бизнес не так легок и весел, как кажется на первый взгляд. Однако он же дает огромные перспективы и колоссальный опыт. 

Факт остается фактом: индустрия развлечений никогда не потеряет своей актуальности, а большинство людей по-прежнему хотят "хлеба и зрелищ". Остается лишь найти нужный сорт и того, и другого. Желательно, высший. 

Анна Лазарчук

Фото: "Капиталист", Евгений Иващенко

 

Справка "Капиталиста" 

 ЭВОЛЮЦИЯ УТОНУВШИХ В ДЖУНГЛЯХ  

Первым в истории клубной жизни Иркутска был ночной клуб в ресторане "Фихтельберг". По крайней мере, именно это заведение занесено в историю журналистами газеты "Номер один" в августе 1996 года, как первое в городе.

Конечно, "Фихтель" не являлся ночным клубом в современном понимании: работал не каждый день (вернее — ночь), а танцполом служил большой зал, в котором к вечеру просто раздвигались ресторанные столы. Но "Фихтель" стал первой в Иркутске точкой, где была представлена не набившая оскомину дискотека, а настоящая клубная музыка. Там крутили хаус, амбиент, джангл. Это были настоящие джунгли еще мало кому знакомой музыки, и народ с удовольствием в нее окунался. Тот полуночный газетный репортаж так и назывался: "Утонувшие в джунглях". 

Прошло совсем немного времени, и клубное движение пошло по Иркутску. Многочисленная диджейская бригада "Фихтеля" распалась: почти каждый нашел себе новый угол, уведя с собой и часть общей тусовки. 

Вскоре с появлением почти через дорогу НК "Стратосфера" и других специально организованных мест, необходимость в "Фихтеле", как в пристанище ночных тусовщиков, окончательно отпала. 

После известных событий со сменой статуса помещений бывший "фихтелевский" танцпол и сопредельные площади были поделены на прямоугольники павильонов. Теперь там, на площади напротив Дворца спорта, красуется торговый центр "Престиж". А это совсем другой вид бизнеса. 


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 6 (22) Декабрь 2007 - Январь 2008 2007 года


  • Число просмотров: 4970

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть