Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Налоги

ЗАЩИТНИК ПРАВ БИЗНЕСА УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

УПРОЩЕНКА УХОДИТ В ТЕНЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Консалтинг

ИГРА, ГДЕ ВАЖЕН КАЖДЫЙ

Известную на весь мир компанию IKEA нередко приводят в пример в различных книгах о менеджменте, особенно когда речь идет о корпоративной культуре и мотивации сотрудников. Некоторое время назад Иркутск посетила региональный менеджер IKEA Мия Техтинен и выступила перед иркутскими предпринимателями — участниками "Живой школы лидерства". Перед вами — текст ее выступления, открывающий некоторые тайны успешного построения взаимоотношений внутри коллектива.

— Я буду говорить с точки зрения не эксперта, а обычного человека, поэтому прошу выслушать меня терпеливо, — так начала свое выступление перед иркутянами Мия Техтинен.

Что такое мотивация? Я думаю, это очень сложная вещь. Это то, что невозможно назвать другим словом. Например, в финском, моем родном языке, мы используем для ее описания то же слово латинского происхождения, что и в английском. 

Мия ТЕХТИНЕН
во время выступления перед иркутскими предпринимателями

Так что же это? Я думаю, это то, что заставляет нас двигаться. То, что побуждает нас вставать утром, есть, идти на работу. То, что побуждает нас учиться, искать работу, жениться, заводить детей. 

Для меня это слово тесно связано с движением. И на самом деле, слово "мотивация" происходит от латинского "movere", "двигаться". Но это больше, чем просто случайное движение. Это осознанное движение в выбранном направлении. 

Поэтому, если мне пришлось бы давать определение мотивации, я бы назвала ее движением с чувством. 

Я вижу это четко на примере моих коллег. Если они мотивированы, у них в глазах появляется огонек, двери громко распахиваются, пальцы летают над клавиатурой — и приходит результат. Если же мотивации нет, большая часть времени у них уходит на жалобы и многочисленные чашки кофе. 

Если люди мотивированы, они будут работать на совесть и приносить результат. Если нет — это мертвый груз, который тянет за собой и остальных работников компании. Поэтому важнейшим фактором является мотивация персонала. 

КОРПОРАТИВНАЯ ОБЩНОСТЬ 

В нашей компании мы верим в амбиции коллег и в их собственную врожденную способность расти и развиваться. Мы также знаем, что для этого нужна подходящая атмосфера, в которой будут взаимодействовать человек и компания. 

Мы уверены, что каждый знает сам, что его мотивирует лучше всего, что заставляет его развиваться, и что он хочет делать, "когда он вырастет". Компания — это не детский сад, где за хорошее поведение дают конфетку (или премию), а группа умных, ответственных людей, работающих вместе для достижения какой-либо общей цели. Есть такой термин — корпоративная идентичность. Это живое, дышащее существо, меняющееся ежедневно. Каждый работник меняет компанию. Невозможно, чтобы у маленькой компании из нескольких сотен шведов была такая же идентичность, как и у корпорации из 84 тысяч работников из более чем 50 стран мира. Самое главное — иметь сильные основные корпоративные ценности и общую цель. 

Скорее всего, вам уже надоело слушать аналогии между спортивными и бизнес-командами, но я еще раз остановлюсь на этом. У нас в Финляндии в целом довольно сильная команда по хоккею, но по некоторым причинам мы редко выигрываем золотые медали. Довольно часто причина в том, что есть несколько "звезд", играющих в США и зарабатывающих миллионы, и группа хороших игроков. "Звезды" стараются показать свой уровень и соревнуются друг с другом во время игры, из-за чего возникают размолвки с остальными игроками.

В последний раз, когда мы выигрывали "золото", у нас был шведский тренер. Он немедленно поставил этих всемирно известных игроков на место. Утром автобус отправлялся ровно в восемь, независимо от того, были ли лучшие игроки в нем или нет. Обед заканчивался в час, вне зависимости от того, все ли поели. В очень короткий срок он сумел привить всем игрокам чувство общности. 

Для меня общность не значит принижение индивидуальности или вписывание всех в единые рамки. Это в большей степени вырабатывание общих целей, понятных для каждого: любой игрок важен в достижении цели, и не имеет значения, кто забросил решающую шайбу — побеждают все. 

НУЖНЫЕ ЛЮДИ 

Как создавать общую цель и мотивацию? Самый лучший и легкий путь — это быть уверенным, что вы нанимаете только тех людей, кого действительно хотите. Есть большая разница между заполнением вакансий и привлечением нужных людей с нужным видением и ценностями.

Когда вы находите нужных вам людей, вы, естественно, хотите удержать их. Цена подготовки человека для вашей компании — минимум зарплата за три-четыре месяца, а в худшем случае значительно больше, в зависимости от количества ошибок, которые они могут сделать. Чтобы сразу прояснить, скажу: я не против ошибок. Я бы даже сказала: я за ошибки. Единственный путь не совершать ошибок — это не делать ничего, или, по крайней мере, не делать ничего нового. А перемены жизненно важны для компании. 

Я говорю об ошибках, которые может сделать выбранный неправильно работник. Не слишком высокоморальный человек может серьезно повредить репутации компании. Слишком гордый, чтобы учиться - делать одну и ту же ошибку, или, что еще хуже, скрывать ее до тех пор, пока она не станет корпоративным стандартом. Неприветливый работник в службе покупателей может отпугнуть клиентов и заставить их сменить поставщика услуг. Это происходит ежедневно. Я сменила много поставщиков услуг из-за плохого обслуживания или неэффективности.

Когда вы нанимаете нужного вам человека, вам хочется его удержать. Но невозможно удержать человека в должности, неинтересной ему самому. Он может быть лучшим менеджером по работе с клиентами, но если ему захочется развиваться, и вы не дадите такой возможности, он уйдет на другое место. Он может быть великолепным менеджером по продажам, но если хочет более высокую должность, а вы не даете ее, то он найдет ее в другой компании. 

Наша компания за открытый и "прозрачный" рынок вакансий внутри фирмы, приходящий на смену сетевым внутренней работе и контактам — "Клубу старых парней". При такой системе люди, которые хотят  меняться, могут делать это.

ОПТИМАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ 

Также очень важно оценивать людей, выполняющих работу хорошо. Если вы чувствуете, что эта девушка - наилучший вариант на должность менеджера по работе с клиентами, то помогите и ей думать так же, чтобы у нее не возникало желания менять работу. 

Может быть и так, что по-настоящему хорошие люди занимают неправильную должность. Важно не заставлять людей вписываться в систему. Открытый и уважительный подход к нуждам работника поможет и ему, и вам в поиске его оптимальной позиции. Работы, которую он будет делать с мотивацией. Я считаю, что мотивация — это ключ к успеху компании.

Но если вы спросите своих работников, что будет мотивировать их больше всего, вы, почти наверняка, услышите: "Большая зарплата". На самом деле, это неправда. На эту тему проведены бесчисленные исследования.

Одно из моих любимых: испытуемым предлагалось носить воду с одного места на другое, затем назад. И так много раз. Совершенно неэффективная и бесполезная работа. "Подопытным" платили за нее немалые деньги. Однако большинство не продержалось и недели, и никто не выдержал дольше пары месяцев. В конце остались только наркоманы и алкоголики, но даже они не могли выполнять такую бесполезную работу ради следующей дозы. Ясно, что здесь не в деньгах дело. В чем? У меня нет четких ответов. Если бы они были, я бы заработала миллионы, работая в различных корпорациях по всему миру.

Мия Техтинен, IKEA, Финляндия.


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 6 (22) Декабрь 2007 - Январь 2008 2007 года


  • Число просмотров: 2043

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть