Архив журнала «Капиталист»
Вода
Рынок питьевой воды. Бизнес низкого градуса
С начала 2008 года промышленный рост в России составил 6,9%. В пищевой промышленности основным лидером роста является производство питьевой воды, объемы рынка которого с начала года возросли на 24,8%.
В середине мая в посольстве России в Китае прошла презентация проекта – поставка российской природной питьевой («живой воды») в Поднебесную.
На презентации были представлены два бренда байкальской воды – «Священное Озеро» и «Озеро Байкал», зарегистрированные в Китае. В связи с этим не исключено, что наша байкальская вода станет одним из официальных товаров на летних Олимпийских играх в Пекине.
ВКУС, КОТОРЫЙ ЗНАЮТ В МИРЕ
– Главный показатель качества воды, к сожалению, сегодня игнорируется. Имеется в виду содержание кислорода в воде, – говорит Александр Сутулин, заведующий лабораторией биогеохимии Лимнологического института РАН. – Вода высшей категории – это та, в которой содержится более восьми миллиграммов кислорода в литре. В байкальской воде его 12 мг.
Идея разлива и продажи байкальской воды принадлежит академику Григорию Ивановичу Галазию. Он говорил о принципиальной возможности, а в 1990 году японские ученые подтолкнули россиян к более активным действиям. С глубины священного озера были взяты пробы воды, которые прошли всестороннюю экспертизу. В сертификате, выданном в Японии, кроме чисто научных выкладок содержалась приписка: «очень вкусная вода».
Позже группа ученых Лимнологического института Сибирского отделения Российской Академии наук приступила к разработке технологии добычи и разлива глубинной байкальской воды и вскоре получила патент. Работа иркутских ученых была поддержана распоряжением Правительства о начале производства байкальской воды.
Технология изготовления бутилированной воды Байкала проста: жидкость поступает в цех водоподготовки с глубины ниже
Тем не менее, чтобы соответствовать всем ГОСТам, байкальскую воду очищают, применяя последовательно методы фильтрации, ультрафиолетовое облучение и озонирование. Химический состав воды остается тем же, а все микробы и микроводоросли отфильтровываются.
Таким образом, сохраняя все качества байкальской воды, приобретается еще одно потребительское свойство: вода может храниться в герметичной упаковке долгие месяцы и годы, не изменяя вкус и качество. Уникальной является и система водоподготовки байкальской воды, исключающая ее газирование и добавление консервантов.
Кстати, до этого проекта в мире уже были зафиксированы три попытки разлива воды из открытых водоемов. Но все они оказались неудачными. Полученная вода не прошла сертификацию в знаменитом германском институте «Фрезениус». Сертификат этого института - международная гарантия качества напитка.
Байкальская вода такую проверку прошла. Экспериментальная партия воды была признана министерствами здравоохранения Японии и Южной Кореи, как питьевая вода, соответствующая мировым гигиеническим стандартам.
СТАРТ В 100 МИЛЛИОНОВ ЛИТРОВ
– На сегодняшний день байкальскую воду производят в Порту Байкал, Листвянке, Выдрино (Бурятия), Северобайкальске, – уточняет Александр Сутулин. – Однако прилавки наших магазинов завалены совсем другой продукцией, изготовленной известными мировыми брендами. Я говорю о компаниях Coca Cola и Pepsi Cola, которые на волне потребности в чистой воде начали выпускать Bonaqua и Aqua Minerale (Между прочим, не так давно рассматривался вариант перепрофилирования Байкальского целлюлозно-бумажного комбината под выпуск газировки.
Такое предложение компании «Coca Cola HBC Eurasia» сделал заместитель главы Росприроднадзора Олег Митволь. - Ред.).
– В чем причина такого парадокса? – продолжает ученый. – Сделать на воде из Байкала настоящий бизнес и насытить ею рынок смогут только крупные компании, которых в регионе пока нет. Конкуренцию сегодня может составить предприятие, производящее 100 миллионов литров байкальской воды в год. Наши предприятия делают 10-20 миллионов литров в год. И объединяться под одним брендом никто не хочет. Во многом по этой причине не получилось создать кластер.
По словам иркутского ученого, не исключена такая перспектива, когда в регион придут крупные корпорации (например, Danon и Nestle). Они вполне могут потеснить местных производителей и будут торговать байкальской водой.
– Наши компании не могут закрепиться даже на московском рынке, поскольку транспортные расходы сопоставимы с производством воды, – констатирует Александр Сутулин. – Кроме того, для выхода на крупные рынки, особенно иностранные, производителю требуется доказать, что его продукция соответствует общепринятым мировым нормам и нормам каждого конкретного государства, куда планируется поставка. И получение международного сертификата качества значительно облегчает выход на зарубежный рынок. Но чтобы его получить, требуется вложить очень серьезные средства в развитие предприятия.
Многие эксперты говорят, что в скором времени питьевая вода будет стоить дороже нефти. А сможет ли «жемчужина Сибири» в случае необходимости напоить весь мир?
По данным экологов, из Байкала можно брать воды не более 10% от стока Ангары, сбрасывающей 60 триллионов литров в год. По официальным данным человеку в год нужно всего
В ТЕМУ
Процесс объединения бизнесов региональных производителей питьевой бутилированной воды идет на Урале. Соглашение об этом в 2006 году подписали семь компаний из Оренбурга, Челябинска, Екатеринбурга и Уфы. Одной из главных причин такого решения называется противостояние в конкурентной борьбе с международными корпорациями CocaCola, PepsiCo и Nestle.
- Число просмотров: 2130
Еще статьи в этой рубрике
- Поддержка без энтузиазма
- Технопарк ИрГТУ: Недострой, который пригодился
- Аукционы КУМИ: Падение былого интереса
- Согласование неизвестного
- Рынок питьевой воды. Бизнес низкого градуса
- От конвешн-бюро до marriott
- Натуральный рынок
- Деловой район «ИРКУТСК-СИТИ»: Новое качество жизни бизнеса
- ООО «Сибирский производитель»: Военная стратегия для мирного бизнеса