Архив журнала «Капиталист»
Консультации
Расходы на рекламу
Как не переплатить налоги
По прогнозам экспертов, объем рынка рекламы в России в этом году может превысить $10 млрд, и только на телевизионную рекламу в масштабах страны уйдет более $4 млрд. Суммы немалые. А конкуренция во всех сферах предпринимательской деятельности становится все жестче. Чтобы привлечь клиентов, компаниям приходится больше заботиться заботиться о своей известности, поэтому затраты на рекламу растут и составляют значительную долю в общих расходах.
![]() |
|
Татьяна Колосова: – Необходимо вести раздельный учет рекламных расходов, иначе организация может необоснованно переплатить налог на прибыль, что, несомненно, обидно. |
В этом номере «Капиталиста» по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения расходов на рекламу наших читателей вновь консультирует аудитор Татьяна Колосова.
При отнесении тех или иных затрат налогоплательщика к рекламе необходимо руководствоваться понятием рекламы, которое заложено в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе», а именно: реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, основной критерий при отнесении к рекламным расходам - направленность информации среди неопределенного круга лиц. Именно этот критерий будет основополагающим при отнесении тех или иных затрат к расходам на рекламу.
В бухгалтерском учете затраты на рекламу отражают в составе расходов по обычным видам деятельности в полном объеме.
В налоговом учете рекламные расходы делятся на нормируемые и ненормируемые и учитываются в составе прочих расходов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 264 НК РФ к расходам организации на рекламу для целей налогообложения прибыли относятся:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Вышеперечисленный перечень ненормируемых расходов на рекламу является исчерпывающим и списывается на затраты в полном объеме.
Все рекламные расходы, которые в этот перечень не попали, учитываются в целях налогообложения только в пределах норматива в размере, не превышающем один процент суммы выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.
При расчете выручки необходимо учитывать следующие особенности:
1. В величину выручки не включается НДС, предъявленный покупателям товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также акцизы (см. письмо Минфина России от 7 июня
2. В соответствии со статьей 249 НК выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В том числе при расчете норматива учитывается и выручка от реализации ценных бумаг (см. письмо Минфина России от 13 января
3. У организаций-генподрядчиков в выручку для целей нормирования расходов на рекламу включается общая сумма выручки (включая стоимость субподрядных работ) (см. письмо УМНС России от 3 октября
4. У банков в выручку для целей нормирования расходов на рекламу не включается доход по операциям с ценными бумагами при их перепродаже (в т.ч. погашении).
К нормируемым видам рекламы относятся:
1. Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний.
2. Реклама, размещенная на транспортных средствах, в вагонах электропоездов (расположенная как внутри, так и снаружи транспортного средства).
Некоторые организации квалифицируют такой вид рекламы как наружную рекламу и расходы на нее списывают без ограничений. Такое мнение ошибочно, о чем говорит письмо Минфина России от 2 ноября
3. Расходы на рекламные листовки, майки с символикой.
Несмотря на то, что статья 264 Налогового кодекса к ненормируемым расходам относит затраты на изготовление рекламных брошюр и каталогов, Минфин России затраты на изготовление листовок разрешает учитывать только в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации (письмо от 26 ноября
4. Расходы на дегустацию.
По мнению Минфина, расходы на проведение дегустации можно учесть только в пределах норматива, поскольку дегустация прямо не названа среди ненормируемых видов расходов.
Однако есть противоположное мнение, которое состоит в том, что вопрос о нормировании затрат необходимо решать в зависимости от того, где дегустация проводилась. Если на выставке или ярмарке, то поскольку расходы на участие в мероприятии являются ненормируемыми, следовательно, и затраты на дегустацию можно списать полностью. В других случаях расходы можно списать лишь в пределах лимита.
Придерживаясь такой позиции скорее всего предстоит разрешать спор с налоговыми органами в судебном порядке. Мнение налоговиков совпадает с позицией Минфина: к затратам на участие в выставках можно отнести лишь расходы на оплату вступительных взносов и разрешений (письмо УМНС России по г. Москве от 15 декабря
5. Реклама с помощью видеоролика.
В зависимости от того, где будет происходить демонстрация видеоролика, расходы на его создание и демонстрацию будут признаны в налоговом учете в качестве нормируемых или нет.
Если рекламный видеоролик демонстрируется в кинотеатрах перед началом сеансов, то расходы на создание ролика, а также расходы, связанные с его демонстрацией, относятся к прочим расходам на рекламу, которые принимаются в целях налогообложения прибыли в пределах норматива (письмо УМНС России по г. Москве от 23 марта
6. Проведение пресс-конференции с целью рекламы продукции (работ, услуг) (см. письмо Минфина России от 3 октября
7. Плата за аренду места в торговых точках розничной торговли.
Если оптовая организация за плату арендует пространство в торговых точках, принадлежащих розничной организации, на котором размещает принадлежащее ей рекламное оборудование с целью рекламы своей продукции и выкладки своего товара, продаваемого розничной организацией (например, косметика фирмы LOREAL размещается в магазинах на специальных стойках с символикой LOREAL), то плата за аренду и суммы амортизации по оборудованию могут быть учтены оптовой организацией при исчислении налога на прибыль как расходы на рекламу. (письмо УМНС России по г. Москве от 16 сентября
Существует мнение, что оформление арендованного пространства в этом случае можно квалифицировать как расходы на оформление витрин, демонстрационных залов и т.п., которые в целях налогообложения не нормируются. Отметим, что такую позицию придется отстаивать в суде.
Если же оптовая организация передает рекламные конструкции розничным организациям на безвозмездной основе, то переданное оборудование исключается оптовой организацией из состава амортизируемого имущества (п. 3 ст. 256 НК РФ), т.е. амортизация по нему в целях налогообложения прибыли вообще не начисляется, а расходы, связанные с передачей оборудования в безвозмездное пользование стороннему лицу, не учитываются в целях налогообложения прибыли на основании пункта 16 статьи 270 Налогового кодекса.
Если розничная организация захочет оплатить аренду рекламной конструкции для лучшего продвижения продаваемого в розничной сети товара, то у оптовой организации возникает соответственно доход, а сумма амортизации по этому оборудованию, равно как и другие расходы, связанные с передачей, рассматриваются в качестве расходов, связанных с получением соответствующих доходов.
8. Расходы, связанные с размещением электронной рекламы в терминалах экспресс-оплаты (письмо от 19 декабря
Для недопущения превышения предельного размера, установленного Налоговым кодексом (1% от выручки), необходимо вести раздельный учет рекламных расходов.
Такой учет необходим также еще по одной причине. Нормируемые рекламные расходы могут превысить предельный размер в I квартале отчетного года, когда выручки предприятия недостаточно. Однако по итогам полугодия, девяти месяцев или отчетного года, когда выручка формируется накопительно, нормируемые рекламные расходы могут оказаться в пределах нормы, и организация сможет учесть всю сумму в целях налогообложения. Для этого нужно производить расчеты предельного размера ежеквартально и сопоставлять с уже учтенной суммой рекламных расходов ранее. Если этого не делать и ограничиться тем, что не учесть сверхнормативную сумму рекламных расходов в отчетном периоде согласно пункту 44 статьи 270 Налогового кодекса, то, возможно, тем самым организация необоснованно переплатит в бюджет налог на прибыль, что, несомненно, обидно.
Если превышен норматив по нормируемым расходам, то НДС по сверхнормативным расходам предъявить к вычету нельзя.
На практике довольно часто возникает следующая ситуация. В I квартале 2007 года был превышен норматив в 1 процент от выручки без НДС, а в целом за 2007 год норматив превышен не был, поскольку выручка рассчитывается нарастающим итогом с начала года, и вся сумма нормируемых рекламных расходов уложилась в норматив.
Что происходит с входным НДС? В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса налог можно принять к вычету, если выполнены следующие условия: товары оприходованы, приобретены для облагаемых НДС операций, имеется счет-фактура от поставщика.
Кроме того, пункт 7 данной статьи указывает на то, что если расходы для исчисления налога на прибыль учитываются в пределах норм, то НДС по этим затратам также подлежит вычету в размере, соответствующем нормам. Так как НДС организация должна предъявить к вычету в том отчетном периоде, в котором были произведены расходы на рекламу, то суммы НДС, относящиеся к остатку, который оказался сверхнормативным и был совершенно правильно учтен в целях налогообложения прибыли в следующих отчетных периодах, принять к вычету ни в каких других периодах нельзя. Об этом говорится в письме Минфина России от 11 ноября
И в заключение стоит отметить, что рекламные объекты, стоимость которых превышает 20 тыс. рублей, а срок полезного использования - более 12 месяцев, считают амортизируемым имуществом. Его стоимость через амортизацию списывают в расходы на рекламу.
Резюме
1. С помощью рекламы создается положительный имидж фирмы, формируется спрос на товары благодаря информированию потребителей об их качествах и свойствах, стимулируются продажи путем побуждения покупателя к приобретению конкретных товаров. Рекламные расходы составляют значительную часть в общих расходах фирмы.
2. В целях налогообложения прибыли установлен закрытый перечень расходов, признаваемых рекламными и подлежащих отнесению в состав расходов в полном объеме. Кроме того, следует помнить, что на основании статьи 252 НК РФ они должны быть документально подтвержденными и экономически оправданными.
3. Все прочие расходы на рекламу, признаваемую таковой в соответствии с действующим законодательством, подлежат включению в состав расходов в ограниченном размере, не превышающем 1 процент суммы выручки от реализации.
4. Для расчета норматива расходов на рекламу следует брать не бухгалтерскую, а налоговую выручку, то есть общую сумму поступлений, признаваемых доходом от реализации в соответствии со статьей 271 или 273 НК РФ. При этом для торговых организаций выручка определяется как общая сумма товарооборота, а не сумма реализованной торговой надбавки (в НК РФ даже нет такого понятия).
5. Если превышен норматив по нормируемым расходам, то НДС по сверхнормативным расходам предъявить к вычету нельзя.
6. Организациям и индивидуальным предпринимателям, находящимся на упрощенной системе налогообложения следует обратить внимание на то, что рекламные расходы, учитываемые при исчислении единого налога, лимитируются в том же порядке, что и при расчете налога на прибыль.
- Число просмотров: 4144