Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Налоги

ЗАЩИТНИК ПРАВ БИЗНЕСА УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

УПРОЩЕНКА УХОДИТ В ТЕНЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Консультации

Расходы на рекламу

Как не переплатить налоги

По прогнозам экспертов, объем рынка рекламы в России в этом году может превысить $10 млрд, и только на телевизионную рекламу в масштабах страны уйдет более $4 млрд. Суммы немалые. А конкуренция во всех сферах предпринимательской деятельности становится все жестче. Чтобы привлечь клиентов, компаниям приходится больше заботиться заботиться о своей известности, поэтому затраты на рекламу растут и составляют значительную долю в общих расходах.

  

Татьяна Колосова:

– Необходимо вести раздельный учет рекламных расходов, иначе организация может необоснованно переплатить налог на прибыль, что, несомненно, обидно.

 

В этом номере «Капиталиста» по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения расходов на рекламу наших читателей вновь консультирует аудитор Татьяна Колосова.

При отнесении тех или иных затрат налогоплательщика к рекламе необходимо руководствоваться понятием рекламы, которое заложено в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе», а именно: реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, основной критерий при отнесении к рекламным расходам - направленность информации среди неопределенного круга лиц. Именно этот критерий будет основополагающим при отнесении тех или иных затрат к расходам на рекламу.

В бухгалтерском учете затраты на рекламу отражают в составе расходов по обычным видам деятельности в полном объеме.

В налоговом учете рекламные расходы делятся на нормируемые и ненормируемые и учитываются в составе прочих расходов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 264 НК РФ к расходам организации на рекламу для целей налогообложения прибыли относятся:

- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

- расходы на световую и наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Вышеперечисленный перечень ненормируемых расходов на рекламу является исчерпывающим и списывается на затраты в полном объеме.

Все рекламные расходы, которые в этот перечень не попали, учитываются в целях налогообложения только в пределах норматива в размере, не превышающем один процент суммы выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.

При расчете выручки необходимо учитывать следующие особенности:

1. В величину выручки не включается НДС, предъявленный покупателям товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также акцизы (см. письмо Минфина России от 7 июня 2005 г. N 03-03-01-04/1/310).

2. В соответствии со статьей 249 НК выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В том числе при расчете норматива учитывается и выручка от реализации ценных бумаг (см. письмо Минфина России от 13 января 2006 г. N 03-03-04/2/4).

3. У организаций-генподрядчиков в выручку для целей нормирования расходов на рекламу включается общая сумма выручки (включая стоимость субподрядных работ) (см. письмо УМНС России от 3 октября 2003 г. N 26-12/55341).

4. У банков в выручку для целей нормирования расходов на рекламу не включается доход по операциям с ценными бумагами при их перепродаже (в т.ч. погашении).

К нормируемым видам рекламы относятся:

1. Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний.

2. Реклама, размещенная на транспортных средствах, в вагонах электропоездов (расположенная как внутри, так и снаружи транспортного средства).

Некоторые организации квалифицируют такой вид рекламы как наружную рекламу и расходы на нее списывают без ограничений. Такое мнение ошибочно, о чем говорит письмо Минфина России от 2 ноября 2005 г. N 03-03-04/1/334.

3. Расходы на рекламные листовки, майки с символикой.

Несмотря на то, что статья 264 Налогового кодекса к ненормируемым расходам относит затраты на изготовление рекламных брошюр и каталогов, Минфин России затраты на изготовление листовок разрешает учитывать только в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации (письмо от 26 ноября 2004 г. N 03-04-11/211). Зато стоимость лифлетов и флайеров уменьшает, по мнению Минфина (письмо от 6 декабря 2006 г. N 03-03-04/2/254), налоговую базу по налогу на прибыль в полном объеме. Расходы же на изготовление маек с символикой, проведение рекламных акций по раздаче прохожим рекламных флайеров следует рассматривать как нормируемые рекламные расходы (см. письмо Минфина России от 3 февраля 2006 г. N 03-03-04/1/83).

4. Расходы на дегустацию.

По мнению Минфина, расходы на проведение дегустации можно учесть только в пределах норматива, поскольку дегустация прямо не названа среди ненормируемых видов расходов.

Однако есть противоположное мнение, которое состоит в том, что вопрос о нормировании затрат необходимо решать в зависимости от того, где дегустация проводилась. Если на выставке или ярмарке, то поскольку расходы на участие в мероприятии являются ненормируемыми, следовательно, и затраты на дегустацию можно списать полностью. В других случаях расходы можно списать лишь в пределах лимита.

Придерживаясь такой позиции скорее всего предстоит разрешать спор с налоговыми органами в судебном порядке. Мнение налоговиков совпадает с позицией Минфина: к затратам на участие в выставках можно отнести лишь расходы на оплату вступительных взносов и разрешений (письмо УМНС России по г. Москве от 15 декабря 2003 г. N 23-10/4/69784).

5. Реклама с помощью видеоролика.

В зависимости от того, где будет происходить демонстрация видеоролика, расходы на его создание и демонстрацию будут признаны в налоговом учете в качестве нормируемых или нет.

Если рекламный видеоролик демонстрируется в кинотеатрах перед началом сеансов, то расходы на создание ролика, а также расходы, связанные с его демонстрацией, относятся к прочим расходам на рекламу, которые принимаются в целях налогообложения прибыли в пределах норматива (письмо УМНС России по г. Москве от 23 марта 2004 г. N 26-12/19364).

6. Проведение пресс-конференции с целью рекламы продукции (работ, услуг) (см. письмо Минфина России от 3 октября 2006 г. N 03-03-04/1/678).

7. Плата за аренду места в торговых точках розничной торговли.

Если оптовая организация за плату арендует пространство в торговых точках, принадлежащих розничной организации, на котором размещает принадлежащее ей рекламное оборудование с целью рекламы своей продукции и выкладки своего товара, продаваемого розничной организацией (например, косметика фирмы LOREAL размещается в магазинах на специальных стойках с символикой LOREAL), то плата за аренду и суммы амортизации по оборудованию могут быть учтены оптовой организацией при исчислении налога на прибыль как расходы на рекламу. (письмо УМНС России по г. Москве от 16 сентября 2003 г. N 26-08/50782).

Существует мнение, что оформление арендованного пространства в этом случае можно квалифицировать как расходы на оформление витрин, демонстрационных залов и т.п., которые в целях налогообложения не нормируются. Отметим, что такую позицию придется отстаивать в суде.

Если же оптовая организация передает рекламные конструкции розничным организациям на безвозмездной основе, то переданное оборудование исключается оптовой организацией из состава амортизируемого имущества (п. 3 ст. 256 НК РФ), т.е. амортизация по нему в целях налогообложения прибыли вообще не начисляется, а расходы, связанные с передачей оборудования в безвозмездное пользование стороннему лицу, не учитываются в целях налогообложения прибыли на основании пункта 16 статьи 270 Налогового кодекса.

Если розничная организация захочет оплатить аренду рекламной конструкции для лучшего продвижения продаваемого в розничной сети товара, то у оптовой организации возникает соответственно доход, а сумма амортизации по этому оборудованию, равно как и другие расходы, связанные с передачей, рассматриваются в качестве расходов, связанных с получением соответствующих доходов.

8. Расходы, связанные с размещением электронной рекламы в терминалах экспресс-оплаты (письмо от 19 декабря 2007 г. N 03-03-05/273) – в случае распространения рекламы с помощью программного обеспечения, установленного в платежном терминале, без передачи рекламной информации через телекоммуникационные каналы связи.

Для недопущения превышения предельного размера, установленного Налоговым кодексом (1% от выручки), необходимо вести раздельный учет рекламных расходов.

Такой учет необходим также еще по одной причине. Нормируемые рекламные расходы могут превысить предельный размер в I квартале отчетного года, когда выручки предприятия недостаточно. Однако по итогам полугодия, девяти месяцев или отчетного года, когда выручка формируется накопительно, нормируемые рекламные расходы могут оказаться в пределах нормы, и организация сможет учесть всю сумму в целях налогообложения. Для этого нужно производить расчеты предельного размера ежеквартально и сопоставлять с уже учтенной суммой рекламных расходов ранее. Если этого не делать и ограничиться тем, что не учесть сверхнормативную сумму рекламных расходов в отчетном периоде согласно пункту 44 статьи 270 Налогового кодекса, то, возможно, тем самым организация необоснованно переплатит в бюджет налог на прибыль, что, несомненно, обидно.

Если превышен норматив по нормируемым расходам, то НДС по сверхнормативным расходам предъявить к вычету нельзя.

На практике довольно часто возникает следующая ситуация. В I квартале 2007 года был превышен норматив в 1 процент от выручки без НДС, а в целом за 2007 год норматив превышен не был, поскольку выручка рассчитывается нарастающим итогом с начала года, и вся сумма нормируемых рекламных расходов уложилась в норматив.

Что происходит с входным НДС? В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса налог можно принять к вычету, если выполнены следующие условия: товары оприходованы, приобретены для облагаемых НДС операций, имеется счет-фактура от поставщика.

Кроме того, пункт 7 данной статьи указывает на то, что если расходы для исчисления налога на прибыль учитываются в пределах норм, то НДС по этим затратам также подлежит вычету в размере, соответствующем нормам. Так как НДС организация должна предъявить к вычету в том отчетном периоде, в котором были произведены расходы на рекламу, то суммы НДС, относящиеся к остатку, который оказался сверхнормативным и был совершенно правильно учтен в целях налогообложения прибыли в следующих отчетных периодах, принять к вычету ни в каких других периодах нельзя. Об этом говорится в письме Минфина России от 11 ноября 2004 г. N 03-04-11/201.

И в заключение стоит отметить, что рекламные объекты, стоимость которых превышает 20 тыс. рублей, а срок полезного использования - более 12 месяцев, считают амортизируемым имуществом. Его стоимость через амортизацию списывают в расходы на рекламу.

Резюме

1. С помощью рекламы создается положительный имидж фирмы, формируется спрос на товары благодаря информированию потребителей об их качествах и свойствах, стимулируются продажи путем побуждения покупателя к приобретению конкретных товаров. Рекламные расходы составляют значительную часть в общих расходах фирмы.

2. В целях налогообложения прибыли установлен закрытый перечень расходов, признаваемых рекламными и подлежащих отнесению в состав расходов в полном объеме. Кроме того, следует помнить, что на основании статьи 252 НК РФ они должны быть документально подтвержденными и экономически оправданными.

3. Все прочие расходы на рекламу, признаваемую таковой в соответствии с действующим законодательством, подлежат включению в состав расходов в ограниченном размере, не превышающем 1 процент суммы выручки от реализации.

4. Для расчета норматива расходов на рекламу следует брать не бухгалтерскую, а налоговую выручку, то есть общую сумму поступлений, признаваемых доходом  от реализации в соответствии со статьей 271 или 273 НК РФ. При этом для торговых организаций выручка определяется как общая сумма товарооборота, а не сумма реализованной торговой надбавки (в НК РФ даже нет такого понятия).

5. Если превышен норматив по нормируемым расходам, то НДС по сверхнормативным расходам предъявить к вычету нельзя.

6. Организациям и индивидуальным предпринимателям, находящимся на упрощенной системе налогообложения следует обратить внимание на то, что рекламные расходы, учитываемые при исчислении единого налога, лимитируются в том же порядке, что и при расчете налога на прибыль.


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 4 (26) Август - Сентябрь 2008 года


  • Число просмотров: 3934

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть