Архив журнала «Капиталист»
Так это было
Путь к окраинам государства
С опорой на частный капитал
По мере освоения сибирского края проблема создания универсального средства сообщения круглогодичного действия становилась важнее всех остальных вопросов развития. В прошлых номерах нашего журнала речь шла об исследованиях морских и речных вариантов общей сибирской магистрали. В этом — о сухопутных направлениях.
![]() |
|
В верхних комнатах Московских триумфальных ворот иркутские купцы встречались с представителями власти в режиме «без галстуков» |
Застолбив в XVII-XVIII веках огромную территорию — вплоть до Камчатки и Аляски, постепенно российское государство столкнулось с тем, что отдаленность и труднодоступность этих территорий делает их уязвимыми для соседей. Так, к примеру, при Петре I Амурский край был уступлен Китаю (
В вышедшей в 1907 году книге «О путях сообщения Сибири и морских сношениях ее с другими странами» ее автор, известный иркутский предприниматель, меценат и исследователь Александр Михайлович Сибиряков так описывал последствия транспортных проблем.
«На наших глазах целые области Сибири начинают отпадать от нее к другим державам и, будучи у нас почти вовсе не замеченными, у них оказываются краями, наделенными природой богатыми преимуществами, каких мы вовсе в них не замечали».
Причиной такого положения Сибиряков называл отсутствие хороших путей сообщения. «Некоторые обширные области, как Якутская, Приамурская или Приморская с Камчаткой, почти совершенно лишены всяких сухопутных дорог».
«Вследствие этого обстоятельства, — продолжал Сибиряков, — торговля и промышленность в Сибири развиты очень слабо и, несмотря на соседство наше с Китаем и возможность пользоваться им как рынком для сбыта разных произведений ... наши отношения с ним ... ничтожны».
Среди важнейших пунктов, от соединения с которыми зависела экономическая и территориальная целостность Сибири, исследователь назвал магистральное соединение между Аяном и Нельканом, Олой и Колымой, Печорой и Обью, Ангарой и Леной, Амуром и Леной, Байкалом и Витимом.
Кстати, потеря Якутской области считалась вполне реальным обстоятельством. Единственной ниточкой, связавшей эту территорию с Россией, был тракт. Например, доехать из Иркутска в Якутск даже сейчас можно только по зимнику. А в середине XIX века люди находили возможным добираться по этому маршруту и в летнее время. Тракт шел от Иркутска на Якутск, а затем в Аян, откуда морем грузы доставлялись в Охотск.
Но если иркутское купечество бредило планами соединения речных и морских магистралей в одно целое, то чиновники, облеченные властью развивать край, думали куда «приземленнее» — о сухопутных транспортных маршрутах. Среди имен, украсивших список исследователей и лиц, приложивших к этому усилия, были два иркутских генерал-губернатора — Николай Николаевич Муравьев-Амурский и Михаил Семенович Корсаков.
О кругосибирской транспортной магистрали мечтали многие сибиряки. А морской офицер и исследователь севера Аляски — Лаврентий Алексеевич Загоскин даже выдвинул идею создания тракта вокруг всей Сибири, о чем еще не раз вспоминали в Иркутске, когда разрабатывались проекты по строительству железной дороги. Под этими планами были реальные исследования и громадный опыт прокладки трактов в самых труднодоступных районах азиатской России — в Якутской области. А дороги, проложенные в середине XIX века, до сих пор остаются стратегическими объектами, определяющими территориальную целостность востока России.
К Тихому океану
![]() |
|
Дом Генерал-Губернатора |
Боевой генерал 38-летний Николай Николаевич Муравьев-Амурский получил назначение на должность генерал-губернатора Восточной Сибири в 1847 году, став наместником царя по военной, гражданской, финансовой, дипломатической и политической линиям на территории, во много раз превышающей размеры центральной России.
В течение 13 лет, на протяжении которых он исполнял свои генерал-губернаторские обязанности, Муравьев сумел создать очень многое.
Новый правитель огромного края взялся за дело круто. Без устали колесил по Иркутской и Енисейской губерниям, входившим тогда в состав Иркутского генерал-губернаторства. Отстраивал Иркутск, вникал в быт крестьян. Первым из генерал-губернаторов Восточной Сибири посетил самый далекий Петропавловский порт на Камчатке. Лично участвовал в переоборудовании береговой артиллерийской линии Петропавловской крепости, что позднее помогло русским во время Крымской войны 1854 года победить высадившийся на побережье камчатского полуострова англо-французский десант и отбить у неприятеля два знамени.
Но это будет потом, а во время своей первой поездки молодой генерал-губернатор провел ряд экономических преобразований: создал отдельную Камчатскую область и целой сети торговых факторий придал статус правительственных портов с местной торговой флотилией.
Эти шаги укрепили русское влияние на Дальнем Востоке. Но российское тихоокеанское побережье оставалось оторванным от основных магистралей империи.
Аянский тракт через Нелькан, Аим, Усть-Маю и Амгу был только что проложен (1844-1845 гг.) Русско-Американской компанией с целью перевозки груза оленьим транспортом.
Данный маршрут был предложен Муравьевым-Амурским в 1849 году в докладной записке министру внутренних дел Льву Алексеевичу Перовскому. После благоустройства и налаживания почтового сообщения в 1852 тракт был официально открыт. Сразу и резко оживилась торговля.
Именно в порту Аян командир транспорта «Байкал» капитан-лейтенант Геннадий Иванович Невельской 3 сентября 1849 года доложил Муравьеву-Амурскому о результатах похода в устье Амура: Амур — река судоходная, Сахалин — это остров.
Вплоть до заселения русскими Приамурья Аянский тракт был главным магистральным сообщением Иркутска с Тихим океаном. Но в середине 1860-х он начал приходить в упадок и был официально закрыт в 1867 году. Именно тогда, в 1868 году петропавловский купец первой гильдии советник коммерции А.Ф. Филиппеус приобрел права на эксплуатацию портового имущества Аяна и тракта. Это произошло в годы управления генерал-губернатора Корсакова.
Самый молодой губернатор
![]() |
|
Михаил Семенович КОРСАКОВ (1826-1871) генерал-губернатор Восточной Сибири в 1861-1871 гг. |
|
![]() |
|
Александр Михайлович СИБИРЯКОВ (1849-1933) известный меценат, золотопромышленник и исследователь Сибири |
|
![]() |
|
Николай Николаевич МУРАВЬЕВ-АМУРСКИЙ (1809-1881) генерал-губернатор Восточной Сибири в 1847-1861 гг. (фрагмент работы К. Маковского, 1863, Иркутский областной художественный музей) |
Михаил Семенович Корсаков — русский государственный деятель, наказной атаман Забайкальского казачьего войска, имел репутацию разъездного генерала, поскольку большую часть своих чинов и наград получил как чиновник по особым поручениям при своем патроне и родственнике генерал-губернаторе Муравьеве-Амурском.
Его карьера была тесно связана с сибирским краем. Выполняя различные поручения генерал-губернатора, Корсаков объездил почти всю Восточную Сибирь. Особенно велика его роль в деле заселения и освоения вновь приобретенного Амурского края.
За свою деятельность в Забайкалье и на Амуре Михаил Семенович был удостоен орденов Святой Анны II степени, Святого Станислава II и I степеней, послужного пенсиона в две тысячи рублей в год и причисления к императорской свите.
В 1860 году Корсаков был переведен в Иркутск и возглавил Совет при генерал-губернаторе, а в 1861 году после отставки Муравьева-Амурского занял его место, став самым молодым генерал-губернатором в России. Ему едва исполнилось 35 лет. В этом ранге он проработал десять лет.
Развивать край с помощью местного капитала
Впервые в истории царского аппарата управления Михаил Семенович начал систематическую работу, напоминающую современный бизнес-план развития местной промышленности в Восточной Сибири. Он убеждал купцов поддерживать экспедиции Восточно-Сибирского отделения Российского географического общества, исследовавшего перспективы колонизации края, привлекал средства царского правительства для заселения крестьянами района реки Амур, а в труднодоступных районах предоставлял частному капиталу льготы.
По мнению Михаила Семеновича, отсутствие конкуренции в сибирском торговом мире и привычка местных купцов к огромным прибылям вели к росту издержек при отдаче подрядов в частные руки.
В 1863 году генерал-губернатор начал создавать систему подрядов, напоминавших современные тендеры — открытые торги среди частных лиц на право промышленной обработки и перевозов продовольственных товаров в районы переселения.
Однако позднее от поощрения такой затеи генерал-губернатор был вынужден отказаться.
Корсаков первым в Сибири боролся с государственной монополией, полагая, что это вредит качеству производства и конкуренции. При нем в бассейне средней Ангары появились крупные железоделательные заводы.
Корсаков, давно сетовавший на отставание сельского хозяйства от передовых достижений из-за плохого инвентаря, в этот момент поощрял частных предпринимателей и заступался за них перед официальным Петербургом. Он же попытался учредить для Иркутска и Амурского края режим беспошлинной торговли.
Но идея беспошлинной торговли, видимо, опередила свое время и не нашла поддержки у правительства. Поняв, что ему не добиться уступок со стороны сановных чиновников, Корсаков обронил фразу из Библии: «отпускай хлеб твой по водам».
В контексте данного размышления фраза из Книги Екклесиаста означала делать добро, не ожидая благодарности. Для Восточной Сибири, где частное производство совершало первые шаги, помощь государства обеспечивала бы наличие некоего системообразующего ядра рыночных отношений, вознаграждавших тех, кто «отпускал хлеб по водам», надеясь на будущие дивиденды.
На чердаке и «без галстуков»
Кстати, в годы генерал-губернаторства Корсакова наметились первые регулярные встречи представителей купечества с высшими чиновниками края, так сказать, на неформальном уровне. Происходило это на «антресолях» Московских триумфальных ворот.
Московские триумфальные ворота, самую совершенную на то время постройку в стиле ампир, заложили в 1811 году по случаю десятилетнего царствования императора Александра Павловича на деньги иркутских купцов. В их верхних комнатах, где, по одной из версий, угощали чаем и водкой, обычно местные купцы встречались с представителями власти и обсуждали свои проблемы, говоря языком сегодняшним, в режиме «без галстуков».
Вторым местом, куда обычно приезжал генерал-губернатор Корсаков по вопросам неформальным для частного капитала, были торговые лавки купца Петра Трапезникова. Затем на их месте его дальний родственник Владимир Сукачев построил большой двухэтажный особняк (ныне — здание областного суда).
Встречи иркутских промышленников при Корсакове походили больше на своеобразные мини-съезды, где накоротке часто обсуждались «трудные» темы.
Корсаков считал, что государство должно обеспечить население финансами и дорогами, все остальное появится само. Единственное условие — не мешать людям. Пример с приобретением Аяна купцом Филиппеусом — лишь небольшая иллюстрация к этому — маленькая история третьего периода развития Сибири, когда частный капитал стал определять экономическую жизнь Сибири. Вектор ему задал генерал-губернатор Корсаков.
В этот период сибирская администрация давала льготы на развитие частного предпринимательства там, где не хватало сил и средств у государства. За предоставляемые преференции отдельным купцам казна получала почти идеальное содержание территории — строительство и ремонт тракта, содержание государственных служб, завоз товаров и обеспечение населения продуктами, проведение исследовательских и инженерных изысканий.
Период закончился в начале 1920-х годов, когда в Сибирь пришла советская власть.
Иллюстрации из архива автора и редакции
- Число просмотров: 2287