Архив журнала «Капиталист»
Авторынок
Несущая сила брендов
Фаза оживления рынка
Еще около года назад некоторые аналитики не слишком оптимистично смотрели на восстановление и развитие иркутского авторынка. Не исключался даже уход с него каких-то игроков. Но результаты официальных продаж автомобилей за 2010 год показали не просто стабилизацию, а заметное оживление данного сектора экономики.
По итогам прошлого года Иркутские дилеры за редким исключением прибавили в объемах реализации, а некоторые из них даже превзошли докризисный уровень. Общий рост продаж по сравнению с 2009 годом составил 65% и достиг почти 11 тыс. автомобилей (без учета грузовиков и автобусов ).
Представленные на иркутском рынке автобренды, а таковых почти три десятка, по-разному, но все внесли свой вклад в рост показателей, а кто-то сумел перекрыть предыдущие в несколько раз. Однако статистика могла быть и лучше, если бы автопроизводители оказались готовы к «неожиданно» растущему спросу и смогли обеспечить должное предложение по наиболее популярным позициям.
Возвращение дефицита и очередей
Активная фаза восстановления авторынка в нашем регионе пришлась на конец 2010 года, когда фиксировались наибольшие продажи, а начало 2011 года принесло немало новостей по обновлению и пополнению модельных рядов с далеко идущими планами. В автосалоны вернулись дефицит и очереди на актуальные модели, а также «вдруг» подросли цены — от 5 до 40 тыс. рублей в зависимости от марки и модели, что совпало с новой волной услуг автокредитования, в том числе беспроцентных или под льготные ставки. Все это типичные признаки «нормального» функционирования современных автопродавцов.
Принципиальное достижение последнего времени в том, что дилерская инфраструктура иркутского рынка не понесла никаких потерь |
И все-таки принципиальное достижение последнего времени в том, что сама дилерская инфраструктура иркутского рынка не понесла никаких потерь. Наоборот, мы видим ренессанс замороженных ранее крупных строек, какими оставались новые автоцентры Nissan и Volkswagen. В первой половине текущего года они должны открыться полноценно, хотя автоцентр VW в режиме сервиса работает уже с начала года.
За счет нового торгово-выставочного салона значительно расширился автоцентр Renault. К финишу идет строительство и нового автоцентра BMW. Кстати, еще в конце прошлого года в Иркутске приступил к работе новый дилер немецкого премиум-бренда Mercedes Benz с полным спектром сервисных услуг и достойным шоу-румом, чего раньше в отношении этой марки не наблюдалось.
В прошлом году, заметим, на грани «гибели» был молодой еще местный дилер Volvo — шведская компания переживала структурные изменения и фактически не поддерживала работу «дальних» представительств. Но сейчас все приходит в норму: появились новые модели и иркутский дилер Volvo снова в активе.
Напомним, что летом 2010-го начал функционировать, и вполне успешно, официальный дилер Mazda, тогда как до этого интересы марки вяло представлял «серый» дилер.
Малобюджетная доля
Не остался без развития и сегмент малобюджетных иномарок, которые за кризисный период окрепли и сумели отхватить в России более четверти доли рынка.
Новые модели малобюджетного класса несут иной качественный уровень |
В этой связи характерно отметить, что одна из главных новинок сегмента — российской сборки и только для российского рынка седан Volkswagen Polo, дебютировав только осенью и собрав огромные очереди, смог поднять показатели у иркутского дилера VW на 50% и занять второе место в модельном ряду. В текущем году производитель обещает стабилизировать спрос и предложение увеличением объемов выпуска. Если такое удастся, то у Polo Sedan есть все шансы стать лидером бренда (до того эту честь отстаивали исключительно дорогостоящие модели класса SUV).
В этом случае немецкая марка не где-нибудь, а именно в России и даже конкретно в Иркутске будет оправдывать свое историческое название, наконец-то став по-настоящему «народным автомобилем».
В самом конце прошлого года в Иркутске также начали продавать недорогие автомобили Uz-Daewoo и продукцию новой для нас китайской марки Haima. По-своему это тоже символично для нынешнего времени.
Узбекские Daewoo с ценами базовых комплектаций менее 200 тыс. рублей напрямую вторгаются в нишу автомобилей ВАЗ. И хотя последние благодаря госпрограмме по утилизации «автохлама» сумели удвоить в прошлом году в регионе показатели продаж, такой успех вряд ли повторится с окончанием действия программы.
А вот Haima, чья сборка организована на производственной площадке черкесской фирмы Derways, заявляет на нашем рынке «новых китайцев» с другими стандартами качества. Марка является составной частью крупнейшего автоконцерна FAW , который в Китае собирал лицензионные модели Mazda. На их технологиях в какой-то мере базируются теперь и оригинальные модели Haima3, что, прежде всего, видно по дизайну. А главное — по ценам, которые теперь не являются самыми низкими среди иномарок, а находятся на уровне корейских и даже европейских малобюджетных автомобилей.
Корейское влияние
Ну а начало нового 2011 года огласило новостями по части дальнейшего расширения официальных полномочий автопроизводителей. И заявка в плане структурных дополнений весьма серьезная, потому что касается именно массового сегмента рынка.
В первую очередь, речь о «потерянном» когда-то для Иркутска корейском бренде Kia. После неудачного дебюта в качестве дилера Kia одной из местных мультибрендовых компаний, иркутяне долгое время не имели возможности покупать эти машины у себя дома. К тому же свой кризис переживала сама Kia, особенно по части сборочного производства в РФ.
Именно кросоверы спасают от «голодной смерти » дилеров премиум-брендов, поскольку традиционные седаны у них продаются единично |
В новом же году все изменилось кардинально: в Иркутске открываются даже два новых и независимых по бизнес-площадке дилера Kia. Первый заработал на территории мультибрендового автокомплекса на Ширямова (бывшая «Автоколонна №1»), где стал шестым по счету брендом. Второй дилер откроется позже — на месте временно действующего автоцентра Nissan в Жилкино.
Как может повлиять Kia на развитие рынка, предсказать несложно — налицо приличный ассортимент легковых моделей в широком ценовом диапазоне (главным образом Rio и Cee’d), а также актуальных автомобилей класса SUV (первым делом новый Sportage). К тому же дилер обещает отсутствие очередей на популярные модели, а это сегодня чуть ли не главный козырь в борьбе за покупателя.
Например, обладая подобной модельной линейкой и неплохим наличным выбором, дилер Hyundai в прошлом году совершил буквально маркетинговый подвиг, своего рода сенсацию. За счет почти ажиотажной реализации сравнительно недорогих легковых моделей (Getz и Elantra), а также кроссоверов Tucson и его преемника iX35, продажи по сравнению с 2009 годом буквально подскочили в несколько раз. Дилер разом сумел выйти на третье место среди иностранных брендов и вплотную приблизиться к дилеру Ford, второе место которого до того казалось незыблемым.
А что же ждать от показателей Hyundai в текущем году, когда на рынок выпущена новая и недорогая, но очень современная модель Solaris? Разработанная специально для России, она и выпускается с января нынешнего года на новом заводе компании под Питером с расчетным годовым объемом до 200 тыс. штук. Как говорится, успех обеспечен, но все будет зависеть от выделенных квот.
Известно, что уже к апрелю иркутский дилер Hyundai почти исчерпал отведенный «резерв» заказов по Solaris, тогда как в этом году завод еще не выйдет на полную проектную мощность и дополнительных квот с учетом высокого спроса по всей стране ждать не приходится. Так что, судя по всему, лакомую долю массового рынка два корейских гиганта будут делить равноправно, «страхуя» друг друга фактически в каждой народной нише.
Что касается одноклассников-конкурентов «корейцев», то здесь тоже все пришло в движение — на месте не стоят и ветераны рынка, хотя у каждого свои приоритеты. Так, ожидаемо прибавил Renault и немало — на треть. И здесь были свои козыри. Это обновленный Logan с возможностью приобрести его теперь и с вожделенной для многих наших клиентов автоматической коробкой, а также появление на его платформе хэтчбека Sandero, который за счет иного дизайна воспринимается как обособленная модель, хотя ее стоимость выше ненамного.
В начале нового года компания удачно заявилась и в другую перспективную нишу — недорогих компактных SUV. Хэтчбек Renault Stepway на базе Sandero, но с увеличенным клиренсом и защитным обвесом будет «нагло» теснить такие мажорные модели, как Suzuki SX4 и Fiat Cedici. И бороться будет вновь рублем, то есть меньшей ценой — от 479 тыс. рублей, что в данном случае действительно серьезное преимущество. В дальнейшем на этой же платформе появится и полноценный SUV — Renault Duster, и тоже сравнительно доступный.
Перепозиционирование лидера
А вот виды на будущее у другого ведущего игрока среднего класса — компании Ford, несколько иные. У него и рост показателей умеренный, не более чем на 16%, и громкими премьерами в малобюджетном секторе воздух не сотрясает. Здесь наблюдается некое перепозиционирование. По сути, этот бренд благородно передает нишу наиболее доступных иномарок французам и тем же корейцам, а сам переходит в более престижный сектор.
Премиум-бренды по меньшей мере остаются в строю, а иные показывают неплохой рост продаж |
В самом деле, когда другие «подтягивали» малобюджетные проекты, в том числе не гнушаясь и возвратом на рынок моделей прошлого поколения (вспомним Mitsubishi с его Lancer IX Classic), Ford категорично обрезал все «хвосты», не соответствующие новым корпоративным стандартам по дизайну и техническому уровню. Снят с поставок возрастной кроссовер Maveric, стал представительней и дороже Mondeo, а вечный хит Focus — в ожидании смены поколения. И хотя модель в индивидуальном зачете продаж выросла на 45%, место на рынке у машины нового поколения предсказать трудно.
А ведь эти «соблазны» не только суть вышеперечисленного. Например, к удивительным открытиям ушедшего года можно отнести марку Peugeot. Ее приход в Иркутск в разгар кризиса ничего особо не предвещал, даже были сомнения в целесообразности такого шага. Но дилер быстро выбился в претенденты на первое место после тройки лидеров, лишь немного уступив тому же Renault. Основной «виновник» такого успеха — модель Peugeot 308, как раз конкурент для «Фокуса», причем его производство теперь тоже налажено в России.
Вообще, мы уже начали привыкать, что клеймо «сделано в России» как бы автоматически дает автомобилю индульгенцию на рыночный успех. Но все же на иркутском рынке — не всегда и не в каждом случае.
Недостача по новым позициям
Дилер другой французской марки — Citroen, не может похвастать сколь-нибудь существенными ростом и объемами продаж, а ведь «несущая сила» бренда, модель С4, теперь тоже выпускается в РФ и тоже интересна со всех сторон.
То же самое касается марки Chevrolet: у нее и цены в народном диапазоне, и в стране уже выпускается замечательная новая модель Cruze, а показатели продаж у иркутского дилера слабенькие. И причина вовсе не в отсутствии спроса. «Отговорка» у дилера уже знакома — нехватка машин, особенно печальная «недостача» как раз по новой модели.
Однако застой показателей можно наблюдать у брендов куда более высокого на нашем рынке имиджа и у тех, кто до кризиса поражал результатами. Речь о дилере Honda, который не сбавил обороты продаж, но и не прибавил. Видимо, здесь комплекс причин.
С одной стороны, дилер делает упор на качественное развитие сервиса и жалуется на фатально недостаточное снабжение машинами, из-за чего очередь на самую ходовую модель C -RV выросла до полугода. Но с другой стороны, если говорить о стоимости машин, сама марка уже давно перешла в люкс-бренды. Ведь даже некогда популярнейший седан Civic теперь позиционируется в наиболее высокой ценовой нише С-сегмента и уже не вызывает такого потребительского интереса, как раньше.
К тому же планы развития Honda на текущий год только подтверждают ее дальнейшее смещение в премиум-сегмент.
Беспроигрышный SUV
Кстати, что сегодня действительно беспроигрышно срабатывает в автобизнесе — это обладание удачными моделями класса SUV. Яркий тому пример — иркутский дилер Nissan, который в 2010-м сумел превзойти свой предыдущий показатель аж в три раза. И все благодаря кроссоверам Qashqai и X-Trail, которые сделали половину всех продаж, хотя линейка фирмы насчитывает более десяти разных моделей.
Автомобили среднего класса продолжают вызывать повышенный интерес |
Есть бренды, которые представлены исключительно кроссоверами и внедорожниками — Land Rover и Ssang Yong. Свой хлеб с маслом эти «эгоисты» гарантированно имеют даже в трудные времена, а сейчас их аппетиты стабильно растут. Более того, Ssang Yong в лице его российского партнера Sollers укрепил позиции не только размещением производства на Дальнем Востоке, но и выпуском в текущем году принципиально нового кроссовера Action, который обещает «вывезти» рейтинг марки на иной уровень.
Что уж говорить о пока недосягаемом лидере рынка среди иностранных брендов — Toyota, у которой традиционно больше половины оборота завязано на кроссоверах и внедорожниках. В преддверии нового года дилер презентовал еще две показательные модели класса SUV — люкскроссвер Highlander и полноприводный пикап HiLux, чем полностью закрыл все востребованные ниши.
Так что догнать кому-либо в Иркутске эту фирму в текущем году также вряд ли удастся. Известное стихийное бедствие в Японии, конечно, может повлиять на итоговое положение ведущих японских брендов в России, но пока делать какие-то прогнозы и оценки рано.
Также логично видеть в рядах лидеров премиум-бренды. Принято считать, что покупатели престижных автомобилей в любые времена не оставят дилеров без заработка, но в этот постулат надо внести определенную ясность. События на иркутском рынке, если не брать во внимание экзотический Cadillac с единичными продажами, в целом подтверждают сказанное: Mercedes, B MW и Land Rover на плаву, а последние два даже прибавили в продажах за 2010 год до 10%.
Стабильно работает и Audi, хотя в отличие от прошлых периодов, последний год дилер закончил с теми же показателями. Причина тому называется одна — дефицит востребованных моделей, и в первую очередь хита продаж кроссовера Q5. Возможно, что появление в текущем году нового кроссовера Audi Q3 позволит дилеру поднять результаты. Опять же отсюда вывод: именно кроссоверы спасают от «голодной смерти» дилеров премиум-брендов, поскольку традиционные седаны у них продаются единично. Но важно, что экономическая ситуация на вкусы VIP-покупателей особого влияния не имеет.
- Число просмотров: 1432