Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Авторынок

Несущая сила брендов

Фаза оживления рынка

Еще около года назад некоторые аналитики не слишком оптимистично смотрели на восстановление и развитие иркутского авторынка. Не исключался даже уход с него каких-то игроков. Но результаты официальных продаж автомобилей за 2010 год показали не просто стабилизацию, а заметное оживление данного сектора экономики.

По итогам прошлого года Иркутские дилеры за редким исключением прибавили в объемах реализации, а некоторые из них даже превзошли докризисный уровень. Общий рост продаж по сравнению с 2009 годом составил 65% и достиг почти 11 тыс. автомобилей (без учета грузовиков и автобусов ).

Представленные на иркутском рынке автобренды, а таковых почти три десятка, по-разному, но все внесли свой вклад в рост показателей, а кто-то сумел перекрыть предыдущие в несколько раз. Однако статистика могла быть и лучше, если бы автопроизводители оказались готовы к «неожиданно» растущему спросу и смогли обеспечить должное предложение по наиболее популярным позициям.

Возвращение дефицита и очередей

Активная фаза восстановления авторынка в нашем регионе пришлась на конец 2010 года, когда фиксировались наибольшие продажи, а начало 2011 года принесло немало новостей по обновлению и пополнению модельных рядов с далеко идущими планами. В автосалоны вернулись дефицит и очереди на актуальные модели, а также «вдруг» подросли цены — от 5 до 40 тыс. рублей в зависимости от марки и модели, что совпало с новой волной услуг автокредитования, в том числе беспроцентных или под льготные ставки. Все это типичные признаки «нормального» функционирования современных автопродавцов.

Принципиальное достижение последнего времени в том, что дилерская инфраструктура иркутского рынка не понесла никаких потерь

И все-таки принципиальное достижение последнего времени в том, что сама дилерская инфраструктура иркутского рынка не понесла никаких потерь. Наоборот, мы видим ренессанс замороженных ранее крупных строек, какими оставались новые автоцентры Nissan и Volkswagen. В первой половине текущего года они должны открыться полноценно, хотя автоцентр VW в режиме сервиса работает уже с начала года.

За счет нового торгово-выставочного салона значительно расширился автоцентр Renault. К финишу идет строительство и нового автоцентра BMW. Кстати, еще в конце прошлого года в Иркутске приступил к работе новый дилер немецкого премиум-бренда Mercedes Benz с полным спектром сервисных услуг и достойным шоу-румом, чего раньше в отношении этой марки не наблюдалось.

В прошлом году, заметим, на грани «гибели» был молодой еще местный дилер Volvo — шведская компания переживала структурные изменения и фактически не поддерживала работу «дальних» представительств. Но сейчас все приходит в норму: появились новые модели и иркутский дилер Volvo снова в активе.

Напомним, что летом 2010-го начал функционировать, и вполне успешно, официальный дилер Mazda, тогда как до этого интересы марки вяло представлял «серый» дилер.

Малобюджетная доля

Не остался без развития и сегмент малобюджетных иномарок, которые за кризисный период окрепли и сумели отхватить в России более четверти доли рынка.

   
   

Новые модели малобюджетного класса несут иной качественный уровень

   

В этой связи характерно отметить, что одна из главных новинок сегмента — российской сборки и только для российского рынка седан Volkswagen Polo, дебютировав только осенью и собрав огромные очереди, смог поднять показатели у иркутского дилера VW на 50% и занять второе место в модельном ряду. В текущем году производитель обещает стабилизировать спрос и предложение увеличением объемов выпуска. Если такое удастся, то у Polo Sedan есть все шансы стать лидером бренда (до того эту честь отстаивали исключительно дорогостоящие модели класса SUV).

В этом случае немецкая марка не где-нибудь, а именно в России и даже конкретно в Иркутске будет оправдывать свое историческое название, наконец-то став по-настоящему «народным автомобилем».

В самом конце прошлого года в Иркутске также начали продавать недорогие автомобили Uz-Daewoo и продукцию новой для нас китайской марки Haima. По-своему это тоже символично для нынешнего времени.

Узбекские Daewoo с ценами базовых комплектаций менее 200 тыс. рублей напрямую вторгаются в нишу автомобилей ВАЗ. И хотя последние благодаря госпрограмме по утилизации «автохлама» сумели удвоить в прошлом году в регионе показатели продаж, такой успех вряд ли повторится с окончанием действия программы.

А вот Haima, чья сборка организована на производственной площадке черкесской фирмы Derways, заявляет на нашем рынке «новых китайцев» с другими стандартами качества. Марка является составной частью крупнейшего автоконцерна FAW , который в Китае собирал лицензионные модели Mazda. На их технологиях в какой-то мере базируются теперь и оригинальные модели Haima3, что, прежде всего, видно по дизайну. А главное — по ценам, которые теперь не являются самыми низкими среди иномарок, а находятся на уровне корейских и даже европейских малобюджетных автомобилей.

Корейское влияние

Ну а начало нового 2011 года огласило новостями по части дальнейшего расширения официальных полномочий автопроизводителей. И заявка в плане структурных дополнений весьма серьезная, потому что касается именно массового сегмента рынка.

В первую очередь, речь о «потерянном» когда-то для Иркутска корейском бренде Kia. После неудачного дебюта в качестве дилера Kia одной из местных мультибрендовых компаний, иркутяне долгое время не имели возможности покупать эти машины у себя дома. К тому же свой кризис переживала сама Kia, особенно по части сборочного производства в РФ.

Именно кросоверы спасают от «голодной смерти » дилеров премиум-брендов, поскольку традиционные седаны у них продаются единично

В новом же году все изменилось кардинально: в Иркутске открываются даже два новых и независимых по бизнес-площадке дилера Kia. Первый заработал на территории мультибрендового автокомплекса на Ширямова (бывшая «Автоколонна №1»), где стал шестым по счету брендом. Второй дилер откроется позже — на месте временно действующего автоцентра Nissan в Жилкино.

Как может повлиять Kia на развитие рынка, предсказать несложно — налицо приличный ассортимент легковых моделей в широком ценовом диапазоне (главным образом Rio и Cee’d), а также актуальных автомобилей класса SUV (первым делом новый Sportage). К тому же дилер обещает отсутствие очередей на популярные модели, а это сегодня чуть ли не главный козырь в борьбе за покупателя.

Например, обладая подобной модельной линейкой и неплохим наличным выбором, дилер Hyundai в прошлом году совершил буквально маркетинговый подвиг, своего рода сенсацию. За счет почти ажиотажной реализации сравнительно недорогих легковых моделей (Getz и Elantra), а также кроссоверов Tucson и его преемника iX35, продажи по сравнению с 2009 годом буквально подскочили в несколько раз. Дилер разом сумел выйти на третье место среди иностранных брендов и вплотную приблизиться к дилеру Ford, второе место которого до того казалось незыблемым.

А что же ждать от показателей Hyundai в текущем году, когда на рынок выпущена новая и недорогая, но очень современная модель Solaris? Разработанная специально для России, она и выпускается с января нынешнего года на новом заводе компании под Питером с расчетным годовым объемом до 200 тыс. штук. Как говорится, успех обеспечен, но все будет зависеть от выделенных квот.

Известно, что уже к апрелю иркутский дилер Hyundai почти исчерпал отведенный «резерв» заказов по Solaris, тогда как в этом году завод еще не выйдет на полную проектную мощность и дополнительных квот с учетом высокого спроса по всей стране ждать не приходится. Так что, судя по всему, лакомую долю массового рынка два корейских гиганта будут делить равноправно, «страхуя» друг друга фактически в каждой народной нише.

Что касается одноклассников-конкурентов «корейцев», то здесь тоже все пришло в движение — на месте не стоят и ветераны рынка, хотя у каждого свои приоритеты. Так, ожидаемо прибавил Renault и немало — на треть. И здесь были свои козыри. Это обновленный Logan с возможностью приобрести его теперь и с вожделенной для многих наших клиентов автоматической коробкой, а также появление на его платформе хэтчбека Sandero, который за счет иного дизайна воспринимается как обособленная модель, хотя ее стоимость выше ненамного.

В начале нового года компания удачно заявилась и в другую перспективную нишу — недорогих компактных SUV. Хэтчбек Renault Stepway на базе Sandero, но с увеличенным клиренсом и защитным обвесом будет «нагло» теснить такие мажорные модели, как Suzuki SX4 и Fiat Cedici. И бороться будет вновь рублем, то есть меньшей ценой — от 479 тыс. рублей, что в данном случае действительно серьезное преимущество. В дальнейшем на этой же платформе появится и полноценный SUV — Renault Duster, и тоже сравнительно доступный.

Перепозиционирование лидера

А вот виды на будущее у другого ведущего игрока среднего класса — компании Ford, несколько иные. У него и рост показателей умеренный, не более чем на 16%, и громкими премьерами в малобюджетном секторе воздух не сотрясает. Здесь наблюдается некое перепозиционирование. По сути, этот бренд благородно передает нишу наиболее доступных иномарок французам и тем же корейцам, а сам переходит в более престижный сектор.

   
 

Премиум-бренды по меньшей мере остаются в строю, а иные показывают неплохой рост продаж

      

В самом деле, когда другие «подтягивали» малобюджетные проекты, в том числе не гнушаясь и возвратом на рынок моделей прошлого поколения (вспомним Mitsubishi с его Lancer IX Classic), Ford категорично обрезал все «хвосты», не соответствующие новым корпоративным стандартам по дизайну и техническому уровню. Снят с поставок возрастной кроссовер Maveric, стал представительней и дороже Mondeo, а вечный хит Focus — в ожидании смены поколения. И хотя модель в индивидуальном зачете продаж выросла на 45%, место на рынке у машины нового поколения предсказать трудно.

А ведь эти «соблазны» не только суть вышеперечисленного. Например, к удивительным открытиям ушедшего года можно отнести марку Peugeot. Ее приход в Иркутск в разгар кризиса ничего особо не предвещал, даже были сомнения в целесообразности такого шага. Но дилер быстро выбился в претенденты на первое место после тройки лидеров, лишь немного уступив тому же Renault. Основной «виновник» такого успеха — модель Peugeot 308, как раз конкурент для «Фокуса», причем его производство теперь тоже налажено в России.

Вообще, мы уже начали привыкать, что клеймо «сделано в России» как бы автоматически дает автомобилю индульгенцию на рыночный успех. Но все же на иркутском рынке — не всегда и не в каждом случае.

Недостача по новым позициям

Дилер другой французской марки — Citroen, не может похвастать сколь-нибудь существенными ростом и объемами продаж, а ведь «несущая сила» бренда, модель С4, теперь тоже выпускается в РФ и тоже интересна со всех сторон.

То же самое касается марки Chevrolet: у нее и цены в народном диапазоне, и в стране уже выпускается замечательная новая модель Cruze, а показатели продаж у иркутского дилера слабенькие. И причина вовсе не в отсутствии спроса. «Отговорка» у дилера уже знакома — нехватка машин, особенно печальная «недостача» как раз по новой модели.

Однако застой показателей можно наблюдать у брендов куда более высокого на нашем рынке имиджа и у тех, кто до кризиса поражал результатами. Речь о дилере Honda, который не сбавил обороты продаж, но и не прибавил. Видимо, здесь комплекс причин.

С одной стороны, дилер делает упор на качественное развитие сервиса и жалуется на фатально недостаточное снабжение машинами, из-за чего очередь на самую ходовую модель C -RV выросла до полугода. Но с другой стороны, если говорить о стоимости машин, сама марка уже давно перешла в люкс-бренды. Ведь даже некогда популярнейший седан Civic теперь позиционируется в наиболее высокой ценовой нише С-сегмента и уже не вызывает такого потребительского интереса, как раньше.

К тому же планы развития Honda на текущий год только подтверждают ее дальнейшее смещение в премиум-сегмент.

Беспроигрышный SUV

Кстати, что сегодня действительно беспроигрышно срабатывает в автобизнесе — это обладание удачными моделями класса SUV. Яркий тому пример — иркутский дилер Nissan, который в 2010-м сумел превзойти свой предыдущий показатель аж в три раза. И все благодаря кроссоверам Qashqai и X-Trail, которые сделали половину всех продаж, хотя линейка фирмы насчитывает более десяти разных моделей.

   
 
   

Автомобили среднего класса продолжают вызывать повышенный интерес

Есть бренды, которые представлены исключительно кроссоверами и внедорожниками — Land Rover и Ssang Yong. Свой хлеб с маслом эти «эгоисты» гарантированно имеют даже в трудные времена, а сейчас их аппетиты стабильно растут. Более того, Ssang Yong в лице его российского партнера Sollers укрепил позиции не только размещением производства на Дальнем Востоке, но и выпуском в текущем году принципиально нового кроссовера Action, который обещает «вывезти» рейтинг марки на иной уровень.

Что уж говорить о пока недосягаемом лидере рынка среди иностранных брендов — Toyota, у которой традиционно больше половины оборота завязано на кроссоверах и внедорожниках. В преддверии нового года дилер презентовал еще две показательные модели класса SUV — люкскроссвер Highlander и полноприводный пикап HiLux, чем полностью закрыл все востребованные ниши.

Так что догнать кому-либо в Иркутске эту фирму в текущем году также вряд ли удастся. Известное стихийное бедствие в Японии, конечно, может повлиять на итоговое положение ведущих японских брендов в России, но пока делать какие-то прогнозы и оценки рано.

Также логично видеть в рядах лидеров премиум-бренды. Принято считать, что покупатели престижных автомобилей в любые времена не оставят дилеров без заработка, но в этот постулат надо внести определенную ясность. События на иркутском рынке, если не брать во внимание экзотический Cadillac с единичными продажами, в целом подтверждают сказанное: Mercedes, B MW и Land Rover на плаву, а последние два даже прибавили в продажах за 2010 год до 10%.

Стабильно работает и Audi, хотя в отличие от прошлых периодов, последний год дилер закончил с теми же показателями. Причина тому называется одна — дефицит востребованных моделей, и в первую очередь хита продаж кроссовера Q5. Возможно, что появление в текущем году нового кроссовера Audi Q3 позволит дилеру поднять результаты. Опять же отсюда вывод: именно кроссоверы спасают от «голодной смерти» дилеров премиум-брендов, поскольку традиционные седаны у них продаются единично. Но важно, что экономическая ситуация на вкусы VIP-покупателей особого влияния не имеет.

Василий Ларин


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 2 (47) Апрель - Май 2011 года


  • Число просмотров: 1432

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть