Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Налоги

ЗАЩИТНИК ПРАВ БИЗНЕСА УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

УПРОЩЕНКА УХОДИТ В ТЕНЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Две цены одного квадрата

2,86 тыс. рублей и 149 рублей — еще недавно столько стоила в Иркутске аренда одного квадратного метра городской земли под торговое помещение. Первая цена, согласно постановлению мэра г. Иркутска от 20.02.2009 г. №031 – 06 – 522/9, действовала для небольшого павильона или киоска, вторая — для магазинов и супермаркетов. Такие вот «равные» рыночные условия.

 

Валентина Заморина,

руководитель УФАС по Иркутской области:

— Если предприниматели считают, что их кто-то обидел, и это в компетенции антимонопольного органа, я по-прежнему говорю: милости просим к нам.

   

Судебная тяжба между региональным управлением Федеральной антимонопольной службы и администрацией Иркутска по поводу этих ставок началась еще в 2009 году («Основа экономики под вопросом» — «Капиталист», №5 (41), июль 2010). За это время прошло несколько судов, а в конце апреля Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа рассмотрел кассационную жалобу мэрии Иркутска и вынес окончательное решение.

Как же возникла подобная дискриминация мелких предпринимателей? Подобные цены складывались из-за разницы в коэффициентах разрешенного использования: для временных сооружений мелкорозничной торговли типа киоск, павильон коэффициент был установлен от 24 (если занимаемая площадь более 12 кв. м) до 60 (менее 12 кв. м), а на земельные участки, занятые магазинами, супермаркетами и рынками, — всего 3,34. То есть чем больше торговое помещение, тем ниже цена аренды.

Региональное УФАС взялось за это дело по жалобе иркутского отделения общественной организации «ОПОРА России». В результате было выявлено нарушение закона «О защите конкуренции».

— Из-за разницы в коэффициентах основная нагрузка легла на самых маленьких участников рынка, — в интервью нашему журналу рассказывает руководитель УФАС по Иркутской области Валентина Заморина. — А поскольку супермаркеты и киоски действуют на одном товарном рынке — рынке розничной торговли, позиция мэрии противоречила антимонопольному законодательству. Киоск, магазин и павильон как место — конкуренты на рынке розничной торговли, и разная цена ставила большие магазины в преимущественное положение по отношению к киоскам и павильонам.

По словам Валентины Замориной, представители администрации города пытались обосновать это тем, что супермаркеты в итоге платят большие суммы за аренду, так как у них большие площади.

— Но ведь и проходимость, выручка, товарооборот у них выше. Такая позиция администрации свидетельствовала о различном подходе к участникам одного товарного рынка, — продолжает Валентина Заморина. — Это ведь несправедливо. С одной стороны, мы говорим, что поддерживаем субъекты малого предпринимательства, а с другой — облагаем их наибольшей платой на аренду земли. Какая же это поддержка? Получается, что одна рука вроде бы гладит, а другая — бьет. Администрация должна относиться ко всем участникам одного товарного рынка равнозначно. УФАС по Иркутской области выдало предписание мэрии Иркутска об устранении нарушения и установлении единого коэффициента разрешенного использования для всех участников торговли.

Однако администрация города решила обжаловать предписание в суде. В результате дело затянулось, но и Арбитражный суд Иркутской области, и Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа поддержали позицию антимонопольной службы. Права предпринимателей удалось отстоять. Постановлением мэра Иркутска в 2011 году установлен единый коэффициент разрешенного использования независимо от типа торгового сооружения — 5,58. В результате стоимость аренды земли для киосков снизилась в десять раз.

Валентина Заморина уверена: предприниматели могут и должны отстаивать свои законные права. Она уже не раз обращалась к представителям малого и среднего бизнеса с призывом: «Если вас обидели — приходите». Однако предприниматели почему-то не торопятся с заявлениями в УФАС.

В 10 раз снижена стоимость аренды земельных участков для киосков и павильонов в Иркутске

— Предприниматели еще не научились правовыми способами отстаивать свои права, — считает Валентина Заморина. — Проще поговорить, как трудно заниматься бизнесом, и на этом закончить, а идти с заявлением, видимо, не хочется. Но ведь мы предпринимателю не отказываем, даже если он собрал неполный пакет документов. Мы как раз пытаемся в таком случае провести антимонопольное расследование и недостающие документы собрать самостоятельно, прекрасно понимая, что субъекту МСП очень сложно предоставить все, что требуется регламентами.

Успех дела, по словам руководителя УФАС по Иркутской области, во многом зависит от самих предпринимателей, от того, насколько они готовы отстаивать свои права, тратить на это свое время, ведь в суде требуется присутствие и самого заявителя.

— К сожалению, бывает так, что предприниматель подает заявление, мы начинаем разбираться, а он на рассмотрение дела не является, — сетует Валентина Заморина. — Он передумал, а у нас возбуждено дело, и неявка заявителя требует затрат на отложение рассмотрения. Бывает, что еще в процессе проведения антимонопольного расследования заявитель и ответчик договариваются между собой и предприниматель отзывает свое заявление. С одной стороны, может быть, это и хорошо, но с другой — сегодня требования предпринимателя удовлетворили, а через год он опять по этой же проблеме обращается к нам. У нас есть такие серийные обращения. Если бы было предписание, мы могли бы говорить о его неисполнении со всеми вытекающими правовыми последствиями, а так, «договорившись» вне правового поля, предприниматель рискует снова попасть в ту же ситуацию. Если уж заявитель считает, что его обидели, он должен до конца доказывать, чьими действиями причинен ему ущерб или в результате чьих действий наступает ограничение конкуренции.

И все же примеры слаженной работы предпринимателей и антимонопольной службы есть. Так, в деле о необоснованно завышенных тарифах, которые установило ОАО «Сибирьтелеком» для компаний, предоставляющих услуги телефонной связи, интернета, охраны (среди них «ИРТЕЛ», «Деловая Сеть-Иркутск», ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и др.), все десять заявителей отстаивали свои права до конца и даже ездили в Читу в апелляционную инстанцию.

Суть дела состояла в том, что телекоммуникационный оператор необоснованно завысил тарифы на аренду телефонной канализации (место в земле, где проложены кабели — прим. K) в два с половиной раза. Это грозило удорожанием услуг для населения на 38% и, как следствие, потерей клиентов компаниями-арендаторами. Проведя расследование, УФАС выявило нарушение закона «О защите конкуренции».

— Все десять заявителей до конца были с нами, в кассационной инстанции доказывали, почему идет ущемление их интересов. «Сибирьтелекому» ничего не оставалось, как уменьшить тарифы. Такие же дела в это время рассматривались по Ангарску и Братску. А там ответчик, уже не дожидаясь решения суда, тоже уменьшил тарифы. Что касается тех вопросов, которые входят в компетенцию УФАС, предпринимателям там всегда готовы помочь. К тому же, как показала практика, органы местного самоуправления имеют намерения соблюдать антимонопольный закон. Значит, шансы преодолеть административные барьеры есть.


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 4 (49) Июнь - Июль 2011 года


  • Число просмотров: 1825

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть