Архив журнала «Капиталист»
Спецпроект • Бизнес-семилетка
Ранний старт и полоса застоя
Если говорить о России в целом, то здесь основной тренд — экспансия крупных московских туроператоров в регионы. Теперь они контролируют подавляющую часть направлений выездного туризма, а местные игроки выступают в роли агентов. В то же время увеличилось число иркутских компаний, занимающихся въездным и внутренним туризмом. Рынок расширяется.
Вадим Копылов член правления Сибирской Байкальской ассоциации туризма, директор «Гринэкспресс» |
Между тем власти уверены, что для развития местного туризма нам катастрофически не хватает качественных дорог и больших гостиниц. Реально их не хватает где-то на полмесяца в году. Но все забывают, что туризм — это торговля впечатлениями, прежде всего. Соответственно, для развития отрасли нужны несколько иные подходы.
Надо понять, за какими впечатлениями люди сюда едут. Очевидно, что гости не ожидают увидеть здесь турецкие отели «all inclusive». Это все интересы девелоперов, но не туристов. У нас же за разговорами о стенах и окнах абсолютно потеряна маркетинговая составляющая. Мнение турфирм и турэкспертов никто не спрашивает.
В итоге за эти годы у нас построили огромное количество баз отдыха и несколько крупных гостиниц. Но все это одного уровня и примерно одного ценового диапазона. При этом разговоры о туристическом бренде Иркутской области, маркетинге , продвижении и развитии так и остались разговорами. В реальности мы имеем только уйму проектов. За семь лет власти добились лишь того, что ОЭЗ виртуально перенесли с места на место три раза. Среди положительных моментов — реализация нескольких частных инженерных проектов, приход крупного гостиничного оператора Marriott. Это уже определенное достижение — наш потенциал оценили серьезные компании. Но опять же каких-то кардинальных перемен в понимании туризма на Байкале так и не произошло.
По оценкам многих экспертов, Иркутская область находится в полосе застоя. У нас был хороший, ранний старт, обогнали соседей-конкурентов. Но сейчас нас забивают Алтай, Карелия и даже Бурятия, причем делает это очень мощно.
Ближайший сосед стартовал позже нас, учел многие ошибки и подошел к делу более вдумчиво. Совсем скоро большая часть туристических потоков перейдет на тот берег. Мы и раньше были транзитной точкой для иностранных гостей. Но теперь можем стать таковой и для российских туристов на пути в Бурятию.
За разговорами о необходимости качественных дорог, о стенах и окнах больших гостиниц чиновники забыли, что туризм — это торговля впечатлениями |
Государство до сих пор не может понять, что такое туризм. На моей памяти его несколько раз перемещали из социальной сферы в экономику, затем в спорт и обратно. Поддержка идет по остаточному принципу.
Как и весь малый бизнес, туризм ощутил на себе уменьшение прессинга контролирующих и проверяющих органов. Но в целом сложности остались теми же. Проблемы просто сменили характер. Возьмем переход на ЕНВД. Например, в гостиничном бизнесе налог считают не с количества спальных мест, а с площади.
Получается, той же турбазе выгодно наставить трехъярусных кроватей, которые и будут зарабатывать. При этом предпринимателю говорят: «развивайтесь». Но кому это выгодно?
Потом чиновники выезжают на берег Байкала и удивляются, чего же это у нас такие клетушки да бараки понастроили. Таких противоречий много.
- Число просмотров: 1382
Еще статьи в этой рубрике
- Наша семилетка
- Легенда нашего бизнеса
- Государство снимает с бизнеса свои дивиденды
- Правил по-прежнему нет
- Прошло время сверхприбылей
- Ранний старт и полоса застоя
- Бизнес возвращается на рельсы бурного развития
- Развитие должно быть стабильным и последовательным
- Тем, кто не перестроился, вряд ли что-то поможет
- Сейчас больше возможностей и денег
- Если ослабляется в одном месте, усложняется в другом
- Пора прекратить демагогию
- Бизнес-семилетка и деловые СМИ